Сортировка
...
Zubaira Abidin
Аня крутко, вам конечно, не нравится правда, потому что она горьковата. Хотите вы это признать или не хотите, казахи преемники тех государств — Империи Чингизхана, Улуса Джучи, и последующих занств за ними и то что русские княжества платили дань — это для вас горьковатая правда. Никогда русские цари нам не дарили земли... Еще
аня крутко
3. Zubaira Abidin, Кто такие Дарлекины? Согласно «Сборнику летописей», в состав дарлекин-монголов входили следующие племена: нукуз (нохос), урянкат, кунгират (хонгират), икирас, олкунут, куралас (горлос), элджигин, кункулают (кунклиут), ортаут, конкотан (хонхотан), арулат, килингут (уряут-килинкут), кунджин, ушин (хушин), сулдус, илдуркин, баяут (байлук) и кингит. Роды конкотан, арулат и уряут-килинкут, по Рашид ад-Дину, являлись ветвями племени уряут. В составе племени уряут-килингут упоминаются ветви: килингут-тархан и курчин. Кроме этого в первой главе четвертого раздела «Сборника летописей» упоминается племя каранут (харанут). Упоминаются ветви рода баяут: джадай-баяут и кэхэрин-баяут. Урянкаты, проживавшие в стране Баргуджин-Токум, были известны как хойин-урянка (лесные урянкаты). Дарлекинами также названы племена: джалаир, нукуз-курган, сакаит и иджин. В составе джалаиров упоминаются десять больших ветвей: джат, тукараун, кунксаут, кумсаут, уят, нилкан, куркин, тулангит, тури, шанкут. Кингитов сопоставляют с кенегесами, упоминаемыми в «Сокровенном сказании монголов» как генигесы. Кто такие Нируны? Согласно «Сборнику летописей», народы, которые произошли от трех сыновей Алан-гоа, рожденных после смерти Добун-Мэргэна (Добун-Баяна), делятся на два подразделения. Первое подразделение — это нируны в собственном смысле: катакин (хатагин), салджиут, тайджиут, хартакан (артакан, арикан), сиджиут, чинос (чонос), который называют также нукуз (нохос), нуякин (ноёхон), урут, мангут, дурбан (дурбэн), баарин, барулас, хадаркин (адархин), джуръят (джурьят, джаджират, джадаран), будат, дуклат (доглат), йисут (бэсут), сукан (сухан) и кингият (кунгият). Второе подразделение — нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле они объединяют роды: юркин (джуркин, чжуркин), чаншиут, кият-ясар и кият-борджигин. В составе рода баарин упоминаются ветви илингут и суканут. Этноним кингият в ряде источников сопоставляется с родовым именем ханкас. Также упоминается род нир-хойин (нирун-хойин, хойин-иргэн), потомки Некун-тайджи. Согласно Рашид ад-Дину, племена нуякин, урут и мангут имеют близкородственное происхождение. При этом в числе племен, родственных урутам и мангутам, упоминаются конкотан, сунит, каркас, барулас, барин-илингут, илджит, кекуман, урнаут, арулат, йисут. В составе мангутов упоминаются ветви: оймангут (лесные мангуты), усуту мангут (речные мангуты, усуту-мангун **** Как видим в войске Джучиего улуса практический нет, за редким исключением, казахских родов... Еще
аня крутко
2. Zubaira Abidin, Кто были те 4000 монголов оставленных Чингсханом в улусе Джучи? На то, что «тысячи» формировались из разных родов, Рашид аддин в отдельных случаях прямо указывал. Две «тысячи» из пяти, данных Отчигин-нойону, брату Чингиз-хана, состояли «из разных племен» [Рашид ад-дин 1952б, с. 277]; тысячу сыновей Джучи-Касара, которые были племянниками Чингиз-хана, последний дал им, собрав ее «отовсюду понемногу» [Рашид ад-дин 1952б, с. 277]. Таким же образом были составлены три тысячи другого племянника Чингиз-хана Элджидай-нойона и т. д. и т. п. Формирование тысяч, отданных Джучи и отправленных вместе с ним в Восточный Дашт-и Кыпчак, происходило на этой же основе. Обратимся к «Джами‛ ат-таварих», где об этом говорится более или менее подробно: «Часть старшего сына (Чингиз-хана. – К.У.) Джочихана [составляла] четыре тысячи человек. Тысяча Мунгура, бывшего из племени сиджиут (ответвление нирунов – К.У.). В эпоху Бату он ведал [войском] левой руки. В настоящее время (начало ХIV в. – К.У.) из эмиров Токтая, некто по имени Черкес, есть один из его сыновей; он идет стезею отца. Тысяча Кингитая Кутан-нойона, бывшего из племени кингит (ответвление дарлекинов. – К.У.). Его сын по имени Хуран, который был у царевича Кулчи, из числа старших эмиров этого улуса. Тысяча Хушитая, бывшего из эмиров племени хушин (также идарлекинов. – К.У.), из числа родичей Боорчи-нойона. Тысяча Байку, [также] бывшего из племени хушин. Он ведал бараунгаром, т.е. войском правой руки. Этих четырех упомянутых эмиров с четырьмя тысячами войска Чингиз-хан отдал Джочи-хану» [Рашид ад-дин 1952б, с. 274–275]. Еще
аня крутко
1. Zubaira Abidin, казахи преемники тех государств — Империи Чингизхана, Улуса Джучи***Обратитесь к историческим первоисточникам... Монгольские походы не были связаны, как, например, сельджукское нашествие на Переднюю Азию, с переселением целого народа; подавляющее большинство монголов осталось в Монголии, куда вернулся и сын Чинтиз-хана.й где после него еще более тридцати лет было местопребывание его преемников. В области государственного права был перенесен господствовавший в частном праве принцип, по которому отец при жизни выделял одного за другим старших сыновей и оставлял свое основное имущество младшему сыну; поэтому коренной юрт Чингиз-хана Монголия, перешла к его младшему сыну, Тулую. Монгольская регулярная армия состояла из 129 000 человек, из которых Тулуй получил 101 000; эти цифры наглядно показывают, как ничтожно было число ушедших в другие страны монголов по сравнению с оставшимися в Монголии. Обширные завоевания к западу от Монголии были поделены между тремя старшими сыновьями Чингиз-хана, причем каждый из них получил из регулярной армии всего 4000 человек (остальные 15 000 были розданы другим членам ханского рода). Границы владений каждого сына были определены только в самых общих чертах. Как к младшему сыну должен был перейти отцовский юрт, так старший сын, Джучи, должен был получить самые отдаленные из завоеванных земель… Еще
...
Zubaira Abidin
Аня Крутко, по вашему казахсктй язык какой язык, если не тюркско-кипчакский, то что вы написали лично мне всё понятно.., Сілеусін жағы сілкіп болмас, сырма тоным бүгіп болмас; ақ күйменің аузы жоқ..., алтын басты, шоқпарлы, бір шеті қыс қыстар, бір шеті жаз жайлар и т. д. Короче казахский,татарский,башкирский языки и др. относятся к кипчакской ветви тюркских языков. А узбекский, уйгурский языки к карлукской группе, турецскийй, азербайджанский, туркменский к огузской группе... А какой язык был официальным языком,языком канцелярии это уже другой вопрос... Еще
аня крутко
3. Zubaira Abidin, Если основываться на языке казахов 19 века, то можно сделать следующие выводы. 1. Самое важное, в казахском языке есть сдвиг относительно других тюркских языков Ч-Ш-С Бас-баш, койшы-койчи итд. С точки зрения фонетики звук Ч не является сложным и легко артикулируется. Сдвиг Ч-Ш-С, можно объяснить начальным сонатом дЧ, т.е. изначальная форма была дЧамбыр дЧауп дЧатыр, с последующей трансформацией в дЖамбыр дЖауп дЖатыр. дЖ в казахском языке превратилась в Ж, в советское время при переходе на кириллицу, т.к. в латинице был дЖ. Именно начальный сонат дЧ объясняет сдвиг Ч-Ш-С в казахском языке. дЧагала-чайка (шагала), дЧарын-разлом (шарын) итд 2. В начале 19 века в казахском языке отсутствовал звук "Е", казахи говорили Иә, иәк, иәки, иәкшә, иәкпәл, иәңкәй, иәңкилдә, иәңгиз, иәңгимә, иәңрә, иәңдир, иәңбәк, иән, иәнтик, иәндәс, иәнди, иәндир, иәншин, иәр, иәрән, иәрәнжи, иәри, иәрик, иәрин, иәрит, иәрү, иәркә, иәркәк, иәркәлә, иәргә, иәрт, иәртә, иәртәң, иәртән, иәрти, иәртир, иәрбәң, иәрбәңдә, иәрмәк, иәл, иәлә, иәләк, иәлү, иәлдәс, иәлши, иәлжирә, иәлпәлә, иәт, иәтәк, иәтәктә, иәтти, иәди, иәдис, иәдрәй, иәс, иәсән, иәсик, иәсир, иәсирик, иәсиркә, иәсил, иәсит, иәскәр, иәски, иәснә, иәсти, иәз, иәзү, иәздир, иәш, иәшәң, иәшкә, иәшки, иәжә, иәп, иәптә, иәпти, иәпсиз, иәм, иәмән, иәмәс, иәмиз, иәмизик, иәмиздик...... Из этого ряда слов до сих пор сохранилось Иә-Да, но многие его произносят как Е, из-за этого в современном языке есть путаница, например старое имя Ярмагамбет (Иәрмағамбет), фактический Ермағамбет многие трактуют как Жармағамбет. В середине 19 века было отмечено появление Е в первом слоге - Берәкәт, жерләр... Возможно, именно казахская Иә, затруднило смену начального соната дЧ на общетюрксую Й. 3. В казахском языке был губной сингармонизм, т.е. например турсУн, а не турсЫн, это определяло огромное количество аффиксов в казахском языке. Например аффиксы множественного числа -лар/-ләр, -тар/-тәр, -дар/-дәр, ранее дополнялись аффиксами -лор/-лөр, -дор/-дөр, -тор/-төр. Слово верблюды склонялось так - түйөлөр, түйөлөрдүң, түйөлөргө, түйөлөрдү, түйөлөрдөн, түйөлөрдө, түйөлөрдөй. Вместо современных түйелер, түйелердің, түйелерге, түйелерді, түйелерден, түйелерде, түйелердей. Были и другие отличии, но именно эти три фактора говорят о том, что казахи, казахский язык имеет сибирско-киргизское происхождение Еще
аня крутко
2. Zubaira Abidin, Бурунғу заманда бір қатын байын бек джақсы көрөд-екән. Екәу сүйүспөк-мінән өмүр сүргөн-екән. Біp күндөрдө байы тамам малын айдап қыcтayғa отарға кетіпті. Қыс қаты болуп, малының бәрі өлүп, екі шыбар бійәсі қалыпты. Eкі бійәсін айдап, үйүнө қайтып кeлә-йaтып ойлапты; «Қатыным мені бек джаксы көрөдү. Муну сынайын, көтүмнү джақсы көрөр-мекән, джоқ өзүмнү джақсы көрөр-мекән?» деп, бір кійіктін терісін ійләп, кәдімгі адамның терісіндәй қылып, турмуғун бастырып, тартып-қойупту. Оннан-coң үйүнө келіп, амандасып, отурупту. Қатыны қуанып, «өзүнүз тірi болсаңыз, мал шіркін тағыда бітәр!» деп, тамақ асып, джеп, джатыпты, бaйын қушақтап, сүйүп, «сағынып-қалдым!» деп, нешә алуан назданып, сыйпаса, байның немәсі джоқ «Ойбай-ай, акылың қайда кеткән? сонша малым джутағанда, көтүм аман кала-ма? сууқта үcүп, түсүп—қалды!» депті. Сонда қатыны ах! деп, джылап, теріс қарaп джатыпты. Бaйы қушақтап, «бepі қарап джат!» десә, көкрөгүн ітәpіп, қарамады. Epтәң орнуннан тypғaн-coң тамақ қылмай, бaйының сөзүнө джүндү джуап бермәді, оннан-coң қатты қатты сөйлөп урусуб-еді, қатын төркүн әкәсінікінә қашып-кетті, eкі үш күнгө-шайын келмаді. Байы артынан іздеп-барды. Алдыанан джeңгәләpі шығып, «Сіздәргә немә болду? Екәүңнән тату бәндә джоқ дейyш-едік. Немә сәбәптән араз болдуңдар?» деді. Бaйы айтты: «Менің аразым джоқ: немә үшүн өкпөлөгөнүн білмәймін қыздарыңыздың!» деді. Дженгәләpі түндө түсөк салып, «татуласыңдар!» деп, қатынын ійәpтіп-кeліп, біргә джатқызды. Бaйaғының, кійіктін, терісін алып, тастаб-еді қатын қараса, байының немәсі бар, «ойбай күнүм-ай, муну қайдан тауб-алдың?» деді. Бaйы айтты: «Сен кетіп қалған-coң іздәніп отур-едім, бөтөн джурттан бір талай көт сатқан адамдар келді; соған kіші шыбар бійәні беріп, муну сатыб-алдым!» деді, Қатын «қоп, джақсы қылыпсыз! улкөн шыбар бійә бар болса, балаларға тамақ болар!» деп, буруңғусундай қушақтап, cүйүп, «ертә-мінән үйгө қайталық!» деп, байын, ійәpтіп, үйүнө келді. Үйүндө отур-еді, астына джүк артқан бақалшылар келә-йатыпты. Бaйы муну көрүп, «кешәгі көт сатқандар ос еді» деді. Анда қатын көрө-салып айтты: «Үлкөн шыбар бійәні бepіп, тағыда бір үлкөн ірәгін алыныз, балаларны Қудай аштан өлтүрмөс, джан- сақтармыз, тірі болсақ!» деді. Еще
аня крутко
1. Zubaira Abidin, Сілеусін жағы сілкіп болмас, сырма тоным бүгіп болмас; ақ күйменің аузы жоқ. = С каких пор казахский язык стал Й-кающим, без сингармонизма согласных... Во-вторых, современный казахский язык был создан академиком С.Е.Маловым в 1924 году, на основе письменного татарского языка и говора степняков, а до того говор степняков был близок к киргизскому наречию. Вот пример фонетической транскрипции, записанной Пантусовым в 1905 году в Копальском уезде... Еще
...
Zubaira Abidin
Представители этих чзыков и сейчас понимают друг друга без переводчика Еще
...
Бауржан Искаков
Совсем казахов отодвинули с истории Золотой Орды пои том что территории наших предков и наши родовые тамги везде а про язык тоже можно отдельно сказать кипчакский- тюркский- татарский Еще
...
аня крутко
- Какой язык был официальным в Золотой Орде? = Здесь нужно четко различать ОФИЦИАЛЬНЫЙ язык и разговорный язык. Официальный язык, это язык письменных документов/документооборота. И он не имеет НИЧЕГО общего с разговорной речью НАРОДА. Что касается разговорного языка, то нужно ориентироваться на язык куманов/кипчаков. А это далеко не КАЗАХСКИЙ язык, для казахов это скорее китайская грамота... Прочтите и переведите текст речи куманов/кипчаков... Силевсин йағы силкип болмас, Сырма тонум бүгүп болмас Ақ күймәниң авзу йох Ал пачалы, йабовлы, Алтун башлы, чохмарлы Узун ағач башында Урғувул атлы қуш олтурур Аны атма әр керек, Еки учуна йүрегина таш керек Бир учу қыш қышлар, Бир учу йай йайлар Олтурғаным оба йер, Басқаным бағыр чанақ Йазда йаңы келин йүгүнә-дир Йазда йавлы тоқмақ йатыр Алтун айыриан тура түшер Ал торхам йайылы түшер Еще