В период карантина-2020 государством был предусмотрен ряд антикризисных мер для поддержки МСБ, который, имея меньший «запас прочности» для противостояния внешним шокам, в большей степени пострадал из-за пандемии коронавируса в отличие от того же крупного бизнеса. Но были ли эти меры достаточными, эффективными, доступными, адресными? Ответить на эти вопросы попыталась команда AERC (Центра исследований прикладной экономики) в рамках Проекта по выявлению проблем женщин-предпринимателей в условиях чрезвычайного положения.

Как показали результаты социологических опросов, в период жестких ограничительных мер с сокращением бизнеса столкнулась большая часть предпринимателей - 57,66 процента и лишь 23,72 процента не почувствовали каких-либо изменений. При этом 28,2 процента представителей МСБ отметили, что испытали трудности в высокой степени, 38,18 процента – в средней степени, 20,9 процента – в незначительной степени. Чуть больше 10 процентов респондентов заявили, что проблем во время карантина у них вообще не было.

Бери – не хочу

Что касается предложенных государством мер поддержки, то возможностью отсрочки кредитных платежей воспользовались более трети заемщиков (37,4 процента). Чаще других к этой мере прибегала та группа предпринимателей, для которой выплаты по долговым обязательствам легли бременем на бизнес и тормозили его развитие – 49,1 процента. Также этой возможностью воспользовалась почти половина «проблемных» заемщиков, которые и на данный момент не в состоянии оплачивать кредиты/займы. Среди тех респондентов, у кого в целом нет проблем с выплатой кредитов, фактически каждый третий брал отсрочку. Плюс ею воспользовались почти 30 процентов тех, кто из-за выплат по кредитам/займам вынужден был урезать часть расходов, необходимых для развития бизнеса.

Наряду с этим к льготному кредитованию предприниматели в 2020 году прибегали гораздо реже - лишь 16 процентов опрошенных сделали такую попытку, но заявки были одобрены лишь 40 процентам из них, остальным отказано. Чаще других этой мерой пользовались предприниматели из сферы сельского хозяйства – 32 процента, реже – представители сектора «предоставление прочих видов услуг» – 13,1 процента. Но лишь каждый пятый из них остался удовлетворен результатом, 81 процент отметили, что госпрограмма льготного кредитования МСБ не решила их проблем.

Еще одна мера, предложенная государством, касалась приостановки начислений платы за аренду для МСБ по объектам недвижимости, принадлежащей госорганам и квазигоссектору. Ею смогли воспользоваться 21,1 процента опрошенных. Треть из них посчитали эту меру эффективной, две трети признались, что она никак не помогла их бизнесу. В свою очередь освобождением от отчислений с ФОТ в пенсионный фонд, фонд соцстрахования и фонд ОСМС смогли воспользоваться 27 процентов предпринимателей. Больше половины из них (57 процентов) отметили, что эта мера помогла решить проблемы их бизнеса, 43 процента – ответили отрицательно.

В целом помощь от государства в 2020 году получили 21,5 процента предпринимателей. В том числе: 14,9 процента приняли финансовую и имущественную поддержку (закуп, субсидирование процентной ставки, гранты, гарантирование займов, лизинг), 5,8 процентов – инфраструктурную поддержку (центры поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторы и элементы индустриально-инновационной инфраструктуры), 8,4 процента – информационную поддержку (предоставление научной, аналитической, учебной, методической информации). 7,2 процента опрошенных отметили, что обращались за помощью, но не получили ее. 37,6 процента заявили, что ничего не слышали о мерах господдержки. Треть - вовсе не обращались, хотя и знали о ней.

Стоит отметить, что чаще других поддержку со стороны государства в период карантина получали сельскохозяйственные предприятия – 32,8 процента из них смогли воспользоваться всеми ее видами. Особенно популярными были финансовая и имущественная поддержка – их получило каждое четвертое предприятие агробизнеса (25,4 процента). Другие сектора в меньшей степени использовали господдержку: торговля и ремонт автотранспорта – около 18 процентов, в сфере операций с недвижимостью – 14 процентов, прочие виды услуг – 18 процентов.

Предприниматели, получившие тот или иной вид поддержки, в качестве основного положительного эффекта отметили, что, прежде всего, смогли сохранить прежние позиции: свой бизнес (79,4 процента), рабочие места (54,5 процента) и арендуемое помещение (54,5 процента). Гораздо реже оказанная поддержка способствовала развитию реализации проектов (33,6 процента) и расширению бизнеса (28,1 процента), повышению производительности труда (26,1 процента) и увеличению оборота компании (21,3 процента). Более трети получивших поддержку смогли оптимизировать свои расходы. Реже всего помощь способствовала выходу на новые рынки сбыта (17 процентов).

Что касается барьеров для деятельности МСБ во время карантина со стороны контролирующих органов, то, в первую очередь, предприниматели сталкивались с давлением санитарно-эпидемиологических служб (24,4 процента) и мобильных групп проверяющих (23,2 процента). Каждый десятый предприниматель указал на давление со стороны полиции (10 процентов), 8,6 процента – со стороны налоговых органов.

А вот что никак не повлияло на сохранение бизнеса, так это наличие/отсутствие у компаний веб-сайтов и страниц в социальных сетях, а также фактор того, имеет ли предприниматель проблемы с использованием цифровых технологий или нет. Тем не менее, сама цифровая грамотность напрямую связана с уровнем образования предпринимателей: с его ростом доля тех, кто отмечает сложности в работе с цифровыми технологиями, снижается.

Неясное будущее

В целом к устойчивым можно отнести чуть менее половины опрошенных предприятий – 46,7 процента. В их числе 19,5 процента имеют хорошие перспективы и четкий план развития на ближайшие два года, 27,2 процента – с хорошими перспективами, но без четкого видения будущего развития. Каждый третий опрошенный предприниматель (33,9 процента) чувствует себя неуверенно, считая, что у его бизнеса туманные перспективы и непонятно, как он будет себя вести в ближайшие два года. У 5 процентов предприятий вообще нет никаких перспектив развития, они находятся в критической зоне, в том числе в процессе закрытия. 14,3 процента предпринимателей затруднились дать какой-либо прогноз на будущее своему бизнесу.

Наиболее устойчиво себя ощущают предприниматели из агросектора – 62,5 процента из них видят хорошие перспективы развития. В остальных секторах уверенность ощущают порядка 39-42 процентов предприятий, и почти такая же доля предпринимателей (37-40 процентов) говорят о неустойчивости бизнеса и неясности перспектив.

Интересно, что представители малого и среднего бизнеса из городской местности хуже оценивали состояние своего бизнеса в 2020 году, чем представители из сельской местности. При этом последние чаще давали положительную оценку государственным мерам поддержки, чем первые. Это означает, что для сельских предпринимателей, пострадавших вследствие пандемии COVID-19 в меньшей степени (в силу низкой плотности населения в селах и особенностей видов деятельности), предложенные меры оказались достаточными, в то время как для городских предпринимателей, возможно, требуются иные виды поддержки.

В этой связи команда AERC также проанализировала, какие дальнейшие меры поддержки предприниматели ожидают от государства. Прежде всего, это повышение покупательской способности населения (60,5 процента), а также доступность финансов для бизнеса: помощь государства в виде дешевых кредитов и займов (46,7 процента) и доступности банковских кредитов (34,5 процента). Далее идет запрос на улучшение бизнес-климата в виде снижения коррупции (27,7 процента) и административных барьеров (22,8 процента). Также востребована информационно-образовательная поддержка государства в виде обеспечения доступности необходимой информации (26,5 процента) и обучающих программ (22,5 процента). Каждый пятый респондент ожидает обеспечения доступности земельных ресурсов (21,1 процента), причем среди предпринимателей из сельского хозяйства эта доля в два раза выше – 44 процента. Около 14 процентов упомянули необходимость надежного дешевого интернета и обеспечение роста квалификации кадров. 11 процентов ожидают обеспечения прозрачности проведения тендеров по закупке товаров и услуг, а также помощи при выходе на внешние рынки.

Кстати, если рассматривать ситуацию в гендерном аспекте, то, несмотря на равные институциональные условия ведения бизнеса в стране, женщины-предприниматели чувствовали себя уязвимее в 2020 году. Соответственно они в отличие от мужчин более склонны оценивать перспективы развития своего бизнеса в ближайшие один-два года как туманные и неясные. Кроме того, они чаще отправляли работников в неоплаченные отпуска и отмечали коррупцию и проблему со своевременными выплатами кредитов как угрозы развития своего бизнеса. Как считают аналитики, это связано с тем, что женщины изначально задействованы в сферах деятельности, более подверженных влиянию карантинных мер (салоны красоты, магазины одежды и прочее).

Результаты проведенного социологического опроса также показали, что женщины-предприниматели острее ощутили кризис в сравнении с мужчинами, так как на их плечи дополнительно легла увеличившаяся нагрузка по ведению дел в домашнем хозяйстве. Последнее является отражением сложившихся в стране неформальных институтов (традиции, обычаи), в рамках которых женщины всегда в большей степени задействованы в подобной деятельности, чем мужчины. В остальном же проблемы, с которыми столкнулись женщины и мужчины предприниматели схожи.

Информационная асимметрия

В целом можно констатировать, что государственная поддержка МСБ оказала посильную помощь предпринимателям: те, кто сумел воспользоваться различными льготами и преференциями в 2020 году, с большей вероятностью сберегли или даже расширили свой бизнес, сохранили за собой арендное помещение, более уверенно смотрят в будущее. Тогда как предприниматели, не сумевшие воспользоваться мерами господдержки, соответственно, больше жаловались на неэффективность мер государственной поддержки, чаще теряли свой бизнес и хуже оценивают дальнейшие перспективы развития.

Среди ключевых причин, по которым многие представители МСБ не воспользовались существующими мерами поддержки, экономисты называют слабую информационную и разъяснительную работу. «К примеру, вопреки освобождению субъектов малого, среднего и микропредпринимательства от налоговых выплат, среди ограничений, с которыми столкнулся бизнес, была также отмечена необходимость оплачивать налоги, несмотря на низкие доходы. В частности, на сайте портала электронного правительства www.egov.kz есть информация о том, что для получения налоговых льгот при заполнении декларации в графе «доход» не требовалось указывать какого-либо дохода, а следовало поставить «0». Однако в связи с отсутствием широкого освещения таких моментов, многие предприниматели в силу неинформированности указывали в графе вместо нуля свои фактические доходы, и потому были вынуждены оплачивать налог в соответствии с расчетами системы, не воспользовавшись льготами», - говорится в исследовании AERC.

Еще одной причиной информационной асимметрии аналитики называют многочисленность и неструктурированность программ поддержки МСБ. Они нередко дублируют друг друга и носят бессистемный характер. К примеру, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2025» предусмотрено как субсидирование кредитных ставок, так и гарантирование микрокредитов, тем не менее, проектов по реализации этих задач – множество... Все это, конечно же, усложняет понимание предпринимателями возможностей использования тех или иных льгот.

Поскольку текущий кризис, вызванный пандемией COVID-19, отличается от предыдущих тем, что деятельность отдельных секторов экономики не просто столкнулась с шоками в виде сокращения спроса, но даже была приостановлена, экономисты AERC считают необходимым принять особые меры государственной поддержки. Тем более что многие задекларированные меры существующей господдержки, как показало исследование, характеризуются неполнотой при фактической их реализации. Это относится, в первую очередь, к мере по предоставлению отсрочек по кредитам. Отсутствие четкой регламентации процесса и шагов исполнения данной поддержки со стороны государственных органов позволило банкам второго уровня самостоятельно устанавливать особенности отсрочки платежей, делая их невыгодными для конечных бенефициаров. Опыт с освобождением от уплаты налогов также говорит об острой необходимости детального и широкого освещения процедур получения различных мер поддержки профессиональными консультантами.

На основе выявленных этих и других особенностей, снижающих эффективность государственной поддержки, аналитики AERC выработали алгоритм для государственных органов по работе МСБ в текущих кризисных условиях путем повышения эффективности существующих мер поддержки и дополнения их другими мерами с учетом ожиданий предпринимателей. Кратко этот алгоритм выглядит следующим образом:

1) упорядочить и систематизировать все меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем сведения их в один перечень и устранения программ с дублирующими мерами;

2) регламентировать меры государственной поддержки с указанием конкретных шагов и способов их реализации, не допускать при этом размытость формулировок, которые приводят к неоднозначным трактовкам со стороны исполнителей;

3) расширить информационное покрытие субъектов МСП о мерах государственной поддержки путем широкого и подробного освещения через традиционные СМИ (газеты, теленовости, журналы) для вовлечения в информационное поле лиц, не использующих/редко использующих социальные сети, мессенджеры и прочее;

4) сократить частоту изменений программ поддержки МСБ;

5) увеличить задействованность предпринимателей в использовании современных цифровых технологий для финансовых, консультационных и прочих услуг;

6) увеличить вовлеченность предпринимателей в использовании социальных сетей для получения информационных услуг;

7) повышать уровень образования и навыков представителей МСП через обучающие онлайн-платформы;

8) создать коммуникационный канал между бизнесом и государственными органами для постоянного мониторинга проблем МСБ и получения обратной связи об эффективности существующих мер поддержки;

9) организовать постоянно действующую систему анализа актуального и перспективного законодательства на предмет коррупционных рисков, связанных с дискрецией, неисполнимыми нормами и т.д. на основе обратной связи от бизнеса, прежде всего – МСП;

10) продолжить работу по вовлечению гражданского общества Казахстана в противодействие коррупции и формированию антикоррупционной культуры со школьной скамьи путем общественного порицания бытовой коррупции, наряду с административным и уголовным наказаниями;

11) повысить доверие к налоговой системе через раскрытие информации о распределении налоговых поступлений по структуре расходов государственного бюджета на примере международного опыта;

12) направить ресурсы на разработку бесплатного обучающего сайта или приложения, где можно в несложной (игровой) форме ознакомиться с Налоговым кодексом РК, с обучающей информацией о ведении налоговой отчетности;

13) создать стимулы для использования электронных платежей, что упростит процессы контроля государством деятельности МСП и позволит выявлять теневую деятельность;

14) также рекомендуется строительство малых индустриальных зон полного цикла, построенных государством и предоставляемых предпринимателям МСБ по низким ценам в долгосрочный лизинг, где должны быть предусмотрены все условия для малого и среднего бизнеса.