В Казахстане взят курс на переформатирование системы среднего специального и высшего образования с акцентом на подготовку именно тех специалистов, в которых нуждается отечественная экономика. Причём эта работа ведётся как бы с опережением, на перспективу – она учитывает не только современные потребности в кадрах, но и ожидаемые в обозримом будущем. Именно под эти потребности вузам и колледжам предстоит адаптировать свои учебные программы и в целом свою деятельность.

Два года назад был разработан и утверждён «Атлас новых профессий и компетенций в Республике Казахстан», создан специальный Интернет-портал atlas.bts-education.kz, на котором можно ознакомиться с его электронным вариантом и другой необходимой информацией. Это своего рода путеводитель для юношей и девушек, раздумывающих над тем, куда пойти учиться после окончания школы, какие специальности освоить. Впрочем, далеко не только для них – атлас может оказать существенную помощь вузам и колледжам, которым очень важно знать тенденции в сфере подготовки специалистов, а также потенциальным работодателям.

В атласе содержится информация о 129 профессиях, которые могут исчезнуть в течение ближайшего десятилетия, о 239 новых и о 95 трансформирующихся (то есть, уже существующих, но способных претерпеть серьёзные изменения). Все они включены в девять разделов: строительство, информационные технологии, нефтегазовое дело, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт и логистика, энергетика, горно-металлургический комплекс и туризм. Как видим, упор сделан на технические специальности.

В разработке атласа приняла участие большая группа экспертов – представители отраслевых союзов и ассоциаций, крупных бизнес-структур, ведущих высших учебных заведений и организаций технического и профессионального образования. В каждом разделе даётся подробный анализ состояния дел в той или иной отрасли, обрисовываются её перспективы, содержатся прогнозы относительно того, как она будет меняться в технологическом плане, специалисты какого профиля станут наиболее востребованными. Соответственно предлагаются меры по организации обучения и подготовки соответствующих кадров.

Учреждения отечественной системы образования сегодня предпринимают шаги с целью адаптировать учебный процесс, принципы формирования студенческого контингента, подбор профессорско-преподавательского состава к ожидаемым изменениям, связанным с появлением новых профессий, с потребностями в новых компетенциях. Проводится обучение по новым специальностям, разрабатываются инновационные учебные программы, налаживаются связи с предприятиями для получения студентами практических навыков и знакомства с современными технологиями производства. Но работу в данном направлении необходимо активизировать, чтобы не отстать от быстро меняющихся тенденций.

Именно об этом шла речь на совещании, состоявшемся в Нур-Султане под председательством премьер-министра РК Алихана Смаилова. Отмечалось, что многие из ныне действующих образовательных программ недостаточно учитывают как те процессы, которые уже сегодня происходят на рынке труда, так и ожидаемые в перспективе потребности казахстанской экономики в кадрах. Кроме того, на совещании была подчёркнута необходимость скорректировать государственный образовательный заказ (гранты на обучение), размещаемый местными органами исполнительной власти, с учётом прогнозов, содержащихся в «Атласе новых профессий и компетенций».

Кстати, нужно отметить, что за последние годы в республиканском госзаказе существенно возросла доля грантов, выделяемых на подготовку специалистов-«технарей». Применительно к колледжам она увеличилась с 40 до 70 процентов, а к высшим учебным заведениям – до 60 процентов. Также следует напомнить о том, что все филиалы российских вузов, открытие которых планируется в Казахстане (договоренность об этом была достигнута во время встречи Касым-Жомарта Токаева и Владимира Путина), тоже будут технического профиля. Причём в них планируют готовить и специалистов для «экономики будущего».