Как известно, за годы Независимости было несколько реформ государственной службы РК. Но ни одна из них не прижилась в казахстанской системе государственного управления. Масштабно презентованный общественности механизм формирования корпуса управленцев нового формата «А» тоже приказал долго жить, просуществовав несколько лет. Проходя четыре этапа конкурсных процедур решением Национальной комиссии, я одним из первых был включен в кадровый резерв корпуса «А» в июне 2013 года. Однако, так и не дождался своего трудоустройства в этом «элитном дивизионе».

Январские события в Казахстане выявили множество недостатков в существующей модели государственной службы, а главным из них можно отметить низкий уровень доверия населения. Как завоевать доверие народа - вот чем должны мы все задуматься, выполняя поручения Президента в этой сфере.

Основными принципами дальнейшего развития системы государственной службы должны быть открытость, доступность, эффективность. Эти три принципа по сути должны стать действующими винтиками реально работающего во благо народа системного механизма.

Чтобы обеспечить достижения поставленных целей, полагаю необходимым решить следующие задачи.

Первое. На всех уровнях государственного аппарата следует предусмотреть механизмы широкого привлечения общественности при принятии решений. Участие общественности необходимо организовывать без формализма, с четким фиксированием замечаний и предложений, которые в дальнейшем должны официально публиковаться. Так, при акиматах и Агентстве по делам государственной службы следует создать Группы по анализу рисков при принятий нормативно-правого акта (НПА), с привлечением представителей гражданского общества. Все НПА акиматов и министерств обязаны проходить экспертизу на возможные риски, вызывающие недовольства среди граждан и общественный резонанс. То есть дается оценка на то, какие насущные интересы населения, как потребителя государственных услуг, затрагивает данный конкретный НПА и могут ли они привести к ухудшению существующего положения. В случае, когда по оценкам экспертов 30% и более НПА подлежит изменениям или дополнениям, тогда принятие данного документа отклоняется или переносится на следующий год. Сроки реализации: на первом этапе – первый год – проект реализуется только в министерствах, Агентствах (и в структурах квазигосударственного сектора), далее проецируется в регионы. Таким образом, достигается цель: ни один документ, вызывающий резонанс в обществе, не может быть принят госорганами де-юре.

Второе. Доступность государственной службы подразумевает собой возможность кандидата занять позицию в государственном органе, соответствующую его уровню образования и квалификации. Данную задачу предлагается решить следующим образом:

А) пересмотреть квалификационные требования при поступлении на госслужбу впервые:

стаж работы – 0, уровень образования – высшее (бакалавр) – на районном, городском уровне;

стаж работы – 1 год, уровень образования - высшее (бакалавр) – на областном уровне.

Б) при поступлении на государственную службы кандидаты проходят конкурсную процедуру (сдача документов, справок, собеседование), а после приема на работу через 45 дней сдают экзамен на освоение специальности (экзамен по освоению функциональных обязанностей).

Зачем нужен специальный срок для молодого кандидата на госслужбу для освоения обязанностей? Это делается в целях повышения доступности госслужбы и наиболее эффективного отбора кандидата по реальным деловым и морально-нравственным качествам. Так, по итогам конкурсных процедур комиссией принимается решение о допуске на работу двух кандидатов (не одного), имеющих наиболее высокие показатели. На постоянную работу принимается кандидат, успешно сдавший экзамен по освоению специальности (коммуникативные способности, умение четко излагать свои мысли, готовить сводные справки) через 45 дней после допуска. За время нахождение на работе в госоргане в порядке допуска, кандидату выплачивается зарплата в размере 1,5 кратного МЗП (90 тыс тенге). Данный механизм реализуется только на районном и областном уровнях.

Кандидаты, не зачисленные на госслужбу через 45 дней, переводятся в кадровый резерв, который формируется на уровне области. Положение о кадровом резерве утверждается приказом Агентства РК о государственной службе.

Таким образом, любой гражданин, имеющий высшее образование, получает реальную возможность поступить на государственную службу.

Реализация указанных мер обеспечить качественное исполнение поручений Главы Государства, улучшит открытость и доступность государственных органов.

Третье. Изменить характер и формат проводимых отчетных встреч с населением. Так, два раза в год проводить отчетные встречи руководителей государственных органов (начиная с уровня руководителя областного управления) с населением. Первая встреча с повесткой «Об основных направлениях деятельности (по итогам 9 месяцев)». Вторая встреча с повесткой «О финансово-экономических итогах деятельности (по итогам года)». А для акимов всех уровней: первая встреча – «О мерах по улучшению качества жизни населения», вторая встреча – «О повышении эффективности расходования бюджетных средств». Таким образом, встречи с населением будут иметь не абстрактную, а конкретную цель – обеспечение участия широкого круга населения вопросам государственного управления, что в итоге улучшает открытость государственного органа (усилит общественный контроль) и положительно отразиться на имидже госслужбы.

Четвертое. Утвердить новые квалификационные требования для политических госслужащих, где одним из требований прописать «умение публично выступать перед населением на государственном (и русском, при необходимости) языке».

Запретить политическим государственным служащим состоять в рядах политических партий в период исполнения своих обязанностей. Акимы всех уровней несут ответственность за благосостояние населения вверенной ему административно-территориальной единицы независимо от партийной или другой принадлежности. Поэтому политические взгляды управленца не должны стать основанием для упреков и притязаний со стороны общественности. Также, все министры и их заместители при назначении на должность за время исполнения обязанностей исключаются из рядов политических партии. Данное требование будет иметь еще большую актуальность при осуществлении выборов акимов районов и городов.

Пятое. Стаж работы сотрудников аппаратов политических партии приравнять к стажу работы на государственной службе в соответствии с категориями. Политические реформы, которые за последние годы реализуются по поручению президента Касым-Жомарта Токаева, главными задачами перед госорганами ставят умение слушать, слышать население, понимать их чаяния и принимать действенные меры по решению проблем. Широкое вовлечение общественности в вопросы государственного управления повышает активность общественных объединений, фондов и политических партий. Особые полномочия уже получили фракций политических партий, представленных в мажилисе парламента РК, которые проводят исследования, готовят экспертные заключения по реализации государственных программ и предъявляют вполне обоснованные критические замечания министерствам и правительству.

Следует отметить, что основную деятельность фракции в                парламенте обеспечивают сотрудники аппаратов политических партий. Таким образом, учитывая, что подготовка материалов на заседания парламента по характеру требуют особых знаний, навыков, подготовленности, а по своему содержанию - государственную важность, предлагается стаж работы сотрудников аппаратов политических партии приравнять к стажу работы на государственной службе. Важно понимать, что такое решение в будущем будет иметь положительный мультипликативный эффект в части партийного развития и поддержит реальную межпартийную конкуренцию.

Шестое. Обеспечить строгое соблюдение принципов меритократии. Каждый случай нарушение принципов меритократии, когда на более высокую должность назначается госслужащий с меньшим стажем и опытом работы, рассматривать на заседании дисциплинарных комиссии. Данный механизм уменьшит случаи назначения на государственные должности родственников и лично преданных знакомых руководителей.

Седьмое. Кроме работников системы образования, никто из госслужбы не имеет права и возможности работать по своей специальности (запрещено законами РК). Так, госслужащие сферы здравоохранения не могут лечить граждан, а олимпийские чемпионы не могут готовить молодых спортсменов, и также по другим отраслям. Таким образом, специалисты высшего уровня подготовки слабо мотивированы работать на госслужбе по причине риска потери квалификации. Данное положение дел сегодня не позволяет приглашать на госслужбу авторитетных, трудолюбивых граждан с высокой квалификацией. Для решения данной проблемы предлагается разрешить госслужащим дополнительно работать не более 16 часов в месяц (не более 4 часов в неделю) в своей сфере (отрасли).

Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что государственный служащий прежде всего - слуга народа, и от его решений во многом зависит благополучие населения и стабильность в обществе. Привлечение на государственную службу честных, порядочных, открытых людей и граждан с высокой профессиональной подготовкой, безусловно, является приоритетной задачей в построении демократического и справедливого общества.