В предыдущей статье был представлен анализ предвыборных программ всех партий, участвующих в текущей электоральной кампании. Думаю, что изучение того, каким образом политические партии пытаются их довести до избирателя также будет весьма интересно.

В данной статье сделана попытка проанализировать то, как партии ведут свои агитационные кампании. На полноценный классический анализ она, безусловно, не тянет, но, думается, в условиях определенной нехватки аналитических материалов в качестве экспресс-аналитики ее использовать волне допустимо.

Анализ агитационных кампаний

В нашей стране вопрос предвыборной агитации регулируется специальными правилами, утвержденными Центризбиркомом. Желающие насладиться дивным канцелярским языком могут почитать их по этой ссылке.

Для большинства читателей, не желающих тратить на это свое драгоценное время, вкратце, без мудреной юридической терминологии, перескажу определение предвыборной агитации:

В Казахстане под предвыборной агитацией в СМИ и онлайн-платформах признается выпуск материалов СМИ, а также распространение информации пользователем содержащих:

1) призывы голосовать за или против того или иного кандидата или партию;

2) высказывание предпочтений в отношении кого-либо из кандидатов или партии;

3) описание возможных последствий, если кандидат или партия не будут избраны;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения позитивного или негативного характера о каком-либо кандидате или партии.

Несомненно, что любой анализ, который проводит человек, не сидящий весь день перед телевизором и в интернете, без доступа к автоматизированным системам мониторинга интернета, будет достаточно субъективным.

Также необходимо учитывать, что агитационные материалы в интернете, соцсетях сейчас таргетируются и, соответственно, какие-то из них, человек, не входящий в целевую группу, в принципе не может увидеть – то, что продвигают для двадцатилетней девушки в Астане, никак не может быть увидено пятидесятилетним алматинцем.

Для расширения географического охвата и соцсетей были привлечены добровольные помощники. Огромное спасибо Карине и Талапу, студентам одного из университетов г. Астаны, любезно согласившимся помочь мне в этом исследовании. Без их активного содействия этого анализа бы не было.

Дисклеймер: «Все выводы являются ничем иным, как сугубо личным мнением авторов».

Наружная и печатная агитационная продукция

Очевидно, что практически невероятно разработать такой партийный плакат или листовку, увидев который, избиратель тут же принял бы решение голосовать за эту партию.

Таким образом, основной целью наружной агитационной продукции является повышение узнаваемости партии.

Обычно используются такие формы размещения: билборды, лед-экраны, рекламные растяжки или баннеры, плакаты, листовки, брошюры и буклеты.

В таблице приведены данные о видах наружной агитации, которые авторы видели лично.

Несомненно, что эти данные весьма субъективные: возможно мы не ходили по тем улицам, на которых стоят билборды, может быть, именно в тех районах, где живут авторы, раздачу буклетов поручили нерадивым работникам.

Поэтому будем считать, что все партии активно используют наружную агитацию и никакую из них отдельно выделять не будем.

Интересный момент: авторы также обсуждали включение в таблицу такого метода наружной агитации как граффити. Однако примеров так и не нашли, за исключением одного забавного случая, приведенного в сети одним из моих френдов: на грязном стекле остановки в Астане пальцем было написано «ОСДП». Думается, что если эта партия все-таки пройдет в Мажилис, то можно смело считать, что в этом свою немаловажную роль сыграли и такие вот преданные агитаторы.

Печатные издания

Газеты, ранее бывшие одним из важнейших методов агитационного воздействия, в нашей стране теперь заметно потеряли свою популярность. Закрытие многих газет, снижение тиражей оставшихся, привели к тому, что в этой кампании они, преимущественно, задействованы в регионах в агитационных кампаниях одномандатников.

На национальном уровне газеты более-менее активно задействует AMANAT поскольку имеет собственные издания «Айкын» и «Литер». Для остальных партий использование печатных изданий в качестве агитационного инструмента, похоже, интереса не представляет.

Телевидение

Несмотря на бурный рост интернета и социальных сетей, агитацию на телевидении по-прежнему можно считать одним из важнейших компонентов агитационной кампании.

В ходе этих выборов казахстанцы могли видеть на своих экранах два основных метода агитации: теледебаты и политическую рекламу, преимущественно в формате роликов.

Теледебаты

На момент подготовки материала были проведены теледебаты на каналах «Казахстан» и КТК. Финальные теледебаты на канале «Хабар» запланированы на 16 марта.

В дебатах приняли участие все партии. Уже прозвучало достаточно много различных экспертных оценок (желающие без проблем могут обнаружить их в сети).

Несмотря на имеющиеся различия в этих оценках можно выделить некоторые общие моменты:

  • Дебаты проходили существенно интереснее и острее, чем на ряде предыдущих выборов;
  • Важную роль в успехе играет наличие целой линейки подготовленных спикеров. Партии, имеющие парламентский опыт работы, обладают определенным преимуществом.
  • Победителем дебатов стала партия AMANAT, фактами и цифрами, доказавшая, что ее программа «Вместе с народом!» действительно соответствует существующему социальному запросу.
  • Неплохо показали себя спикеры из «Ақ Жол», «Respublica» и ОСДП.
  • Партии НПК и «Байтак» на дебатах фактически провалились.

Политическая реклама

Без постоянного мониторинга телевидения точно оценить общее количество подготовленных каждой партией роликов достаточно тяжело.

Авторы попытались выйти из ситуации следующим образом: к количеству лично увиденных роликов были добавлены ролики, найденные в сети Интернет, причем только те, которые или были обозначены в качестве оплаченных из предвыборного партийного фонда или соответствовали по формату (хронометраж, техническое качество).

Сводные данные приведены в следующей таблице.

Поскольку на эту работу было потрачено достаточно много времени, мы все-таки приводим собранную информацию. Однако, с учетом низкой достоверности полученных данных, каких-либо выводов делаться не будет.

Агитация в сети Интернет

Активность партий на официальных аккаунтах

Новые технологии не только предоставляют политическим партиям огромные возможности для агитации, они также дают экспертам новые инструменты для анализа партийной активности.

Поскольку этот анализ осуществлялся на чистом энтузиазме, то были использованы бесплатные инструменты анализа, доступные каждому, в частности сервис popsters.ru.

Сервис предоставляет возможность бесплатного анализа до 10 аккаунтов в каждой из соцсетей. Авторы воспользовались им для анализа аккаунтов партий в Facebook, Instagram, Youtube, Telegram. Анализ TikTok и официальных сайтов был произведен вручную.

На основе полученных данных был определен рейтинг активности партий. Авторы намеренно не стали использовать специальные понятия и термины вроде Коэффициента вовлеченности пользователей (Engagement Rate) для того, чтобы не усложнять методологию анализа.

Был использован самый простой подход:

  • вначале были собраны данные по количеству подписчиков, размещенных постов, полученных лайков, комментариев, репостов, просмотров. Данные собраны в период между 16:00 и 17:00 14 марта текущего года.
  • партия, занявшая первое место по какому-либо показателю, получала три балла, второе место – два балла, третье место – один балл.
  • Набранные баллы были суммированы.

Данные приведены в нижеследующей таблице.

Примечания:

  1. Цветом выделены:

Зеленый - первое место, Оранжевый – второе место, Желтый – третье место

  1. У партий AMANAT и НПК помимо официального имеются специальные предвыборные сайты. Количество новостей было определено по тому сайту, где из оказалось больше (amanat2023.kz для AMANAT и halykpartiyasy.kz для НПК)
  2. У партии «Ақ жол» на официальном сайте ссылка ведет на несуществующий телеграм-канал. Однако на их официальном аккаунте на Youtube указана ссылка на канал лидера партии А.Перуашева, данные которого и были использован при анализе

В итоге получились довольно любопытные данные.

  1. Первое место с большим преимуществом заняла партия AMANAT (45 баллов), на втором месте оказалась НПК (18 баллов), третье место довольно неожиданно занял «Ауыл» (16 баллов).
  2. «Ақ жол», «Respublica» и ОСДП оказались в рядах середнячков (7-10 баллов).
  3. AMANAT одинаково лидирует на всех площадках. НПК активна в Youtube и Facebook, а также хорошо использует свой сайт. «Ауыл» набрал свои баллы за работу в Facebook и Instagram. «Ақ жол» на фоне других партий заметен активностью в Telegram.
  4. «Respublica» подтвердила тезис о том, что это «партия блогеров», показав хорошие результаты в сети Instagram. Тезис же о том, что это «цифровая партия» с можно считать с треском проваленным – на всех остальных площадках эта партия в аутсайдерах.
  5. Аккаунт партии «Respublica» на Youtube был заподозрен авторами в накрутке. На двух роликах на момент сбора данных (около 1 оказалось по полмиллиона просмотров, хотя еще за несколько часов до этого там были считанные просмотры). При наличии только 91 подписчика такой рост, прямо на глазах, выглядит, мягко выражаясь, странно.
  6. TikTok активно используется AMANAT и, что для нас было неожиданностью, ОСДП и «Байтақ». «Байтақ» свои единственные три балла набрал как раз за эту соцсеть. «Ауыл», активно использовавший TikTok на прошлых парламентских выборах, сейчас работу в этой сети забросил.

Безусловно, в каждой соцсети имеются и другие, связанные с каждой партией, аккаунты, которые ретранслируют официальный партийный контент и генерируют свой. Задача охватить весь интернет была нам явно не под силу, поэтому были взяты только официальные аккаунты.

Все представленные данные перепроверяемы. К сожалению, наше количество бесплатных загрузок для анализа исчерпано и обновить данные мы сейчас пока не можем.

В целом, будет весьма любопытным сравнить насколько будут коррелировать представленные данные с реально набранными на выборах процентами. Наши данные достаточно хорошо соответствуют как прогнозам политологов, так и последним социологическим опросам, говорящим о том, что в Мажилис по партийным спискам проходят AMANAT, «Ауыл», «Ақ жол», НПК и «Respublica».

Прочая интернет-активность партий

Мои молодые коллеги предложили также рассмотреть и другие форматы интернет-агитации, которые мне, честно говоря, не приходили в голову. Для детального сравнения партий по каждому из форматов у нас недостаточно информации, поэтому ограничимся только перечислением замеченных фактов.

Интернет-дебаты

Абсолютно новым явлением на этих выборах явились интернет-дебаты, организуемые различными независимыми площадками. Разговоров о них в экспертной среде было довольно много, поэтому мы решили рассмотреть и их.

По формату это обычные дебаты между кандидатами, единственным отличием от теледебатов является то, что средой доставки контента до потребителя является интернет.

Несомненно, калибр участников таких дебатах явно пониже, часто многие партии отказывались участвовать.

Был проведен поиск на видеохостинге Youtube по ключевым запросам «дебаты Казахстан» и «пікірсайыс».

В итоге были выявлены следующие дебаты:

  1. "Межпартийные народные дебаты "Халық таңдауы" AMANAT VS BAYTAQ, 27 февраля, канал MEDIA AZAMAT
  2. FAST TALK. Саяси партиялардың дебаты, 28 февраля, канал Nursultan Qurman
  3. «Как обеспечить национальную безопасность Казахстана? /Межпартийные народные дебаты "Халық таңдауы"», 6 марта, канал MEDIA AZAMAT

Кроме того, был обнаружен ряд видео с дебатами депутатов-одномандатников, которые мы в рассмотрение не взяли.

Можно сделать вывод, что наиболее активное участие в интернет-дебатах принимал AMANAT (все трое дебатов). Партии «Ауыл», «Байтақ» и НПК участвовали по одному разу. Заявленная на дебатах 6 марта «Respublica», участие в них не приняла.

В целом, следует признать, что формат межпартийных интернет-дебатов пока не получил популярности (от 3 до 11 тысяч просмотров, для сравнения дебаты на КТК, прошедшие 10 марта на Youtube сейчас имеют 39 тыс. просмотров).

Прочие проекты (флэшмобы, вирусная реклама и т.д.)

По этому компоненту в сети были заметны AMANAT и «Respublica».

Первый отметился таким проектами как «Кофе с молоком» (симпатичные девушки добавляют молоко в кофе и на стакане проявляется надпись AMANAT) и размещением баннера с цифрой «1» на стадионе. Вторая – серией        роликов, в которых молодежь читает рэп.

Все партии пытались продвигать ключевых представителей своего списка. Заметнее всего это было у AMANAT. Лично на меня, как человека немного разбирающегося в технологиях рекламного воздействия на человека, качественно снятые ролики с Р.Заитовым, А.Аймагамбетовым, Н.Аралбайулы, С.Пономаревым произвели хорошее впечатление.

Продукция прочих партий была более шаблонна: горящие взоры и поднятые кулаки, картинные позы с предпринимательским или сельскохозяйственным упором, лубочные картинки с участием в традиционных обрядах, экострашилки.

Офлайн-агитация

Поездки по регионам:

Все партии активно ездят по стране. Лично у нас даже создалось впечатление, что лидеры основных партий появляются в столицах только в преддверии дебатов.

Новостная лента переполнена однотипными репортажами с мест: меняются только регионы и названия партий.

Для того, чтобы определить какие регионы посетила каждая партия 15 марта нами был проведен обзор официальных партийных сайтов и аккаунтов.

Итоги получились следующие:

  • «Ауыл», НПК, «Ақ жол», AMANAT посетили все 20 регионов.
  • «Respublica» посетила 19 регионов. Поездка в последний регион, Улытаускую область, заявлена.
  • ОСДП посетила 18 регионов. Нет данных по Мангистауской и Кызылординской области.
  • «Байтақ» посетила 17 регионов. Нет данных по Абайской, Костанайской области и СКО.

Поскольку обзор производился в жестких временных рамках, то мы все же допускаем, что в наших данных имеются неточности.

Необходимо отметить, что большая часть поездок совершалась в областные центры или крупные города. Тем не менее, информация по посещениям сел также у отдельных партий имеется. На общем фоне вниманием к сельчанам выделяются партии AMANAT и «Ауыл».

Резюмируя, можно сделать вывод, что партийный «чес» по регионам успешно подходит к концу и все партии честно отработали эту «обязательную электоральную программу».

Использованные форматы:

В ходе обзора мы также попытались собрать информацию о форматах, которые использовали партии. Форматы, как и ранее, были по возможности стандартизированы.

Из таблицы видно, что все партии активно использовали, а главное, активно публиковали информацию о проведении мероприятий в традиционных форматах вроде встреч с населением, проведением митингов, раздач листовок.

Кроме того, часто использовались проведение концертов, организация спортивных мероприятий.

Национальную специфику носит такие форматы как посещение святых мест, памятников известных личностей и участие в народных обрядах, национальных играх.

Такие форматы как заключение меморандумов о сотрудничестве, флешмобы, организация выставок, фотовыставок, экомарафоны, организация моторшоу носили единичный характер. Про День открытых дверей в предвыборном штабе написала только ОСДП.

Что говорит об агитации искусственный интеллект

Ну как же можно обойтись в серьезном исследовании без Исскуственного Интеллекта? Как говорится, конкурента надо знать в лицо!

Поэтому нами был использован искусственный интеллект, встроенный в поисковую систему Bing от Microsoft. Фактически этот тот же самый нашумевший ChatBot GPT-3.

Ему была задана серия взаимосвязанных вопросов о парламентских выборах 2023 года. Вопросы и ответы представлены ниже.

***

Итоги электоральной кампании 2023 года в Казахстане

Сообщение отправлено. Итоги электоральной кампании 2023 года в Казахстане

Поиск: “Итоги электоральной кампании 2023 года в Казахстане”

Здравствуйте! Вы интересуетесь итогами электоральной кампании 2023 года в Казахстане? Это были первые выборы в стране, в которых участвовали кандидаты-одномандатники, не примыкающие к политическим партиям1Также впервые была применена новая модель формирования Мажилиса и маслихатов2, которая предусматривает 30% квоту для женщин и молодежи. По мнению политологов, эта кампания прошла под знаком беспартийных и самовыдвиженцев3, которые пытались привлечь избирателей своими программами и личными достижениями.

Дополнительные сведения:

1. rus.azattyq.org2. inform.kz3. baigenews.kz

Какая партия была самой активной в агитации?

Сообщение отправлено. Какая партия была самой активной в агитации?

Поиск: “самая активная партия в агитации в Казахстане 2023”

Сложно сказать, какая партия была самой активной в агитации, так как это зависит от разных факторов, таких как количество мероприятий, средства массовой информации, социальные сети и т.д. Однако можно отметить, что партия amanat была одной из самых ярких и новаторских в своей кампании1Она представила свой список из 119 кандидатов в Мажилис Парламента1, из которых 90 человек по партийному списку и 29 — по одномандатным округам. Партия amanat также использовала разные форматы для привлечения избирателей, такие как видеоблоги, онлайн-встречи и флешмобы2Среди других партий, которые смогли участвовать в выборах в 2023 году в Казахстане3, были "Халық Дербестігі", "Намыс" и "Байтақ"3.

Дополнительные сведения:

1. ru.wikipedia.org2. informburo.kz3. nur.kz

Кто победит на выборах в Казахстане 2023?

Сообщение отправлено. Кто победит на выборах в Казахстане 2023?

Поиск: “прогнозы выборов в Казахстане 2023”

Это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Выборы в Казахстане 2023 года будут проходить в новых условиях, с участием семи политических партий1, из которых только две имеют представительство в текущем Мажилисе - "Amanat" и "Ак жол"1. Поэтому прогнозы выборов могут быть разными и зависят от многих факторов, таких как явка избирателей, предпочтения регионов, доверие к партиям и т.д. Наблюдатели от МПА СНГ начнут краткосрочный мониторинг парламентских выборов в Казахстане 17 марта2, что может помочь оценить ход и результаты голосования. По данным ЦИК, на выборы зарегистрировано 14 207 человек3, из них 892 кандидата в депутаты Мажилиса и 13 315 - маслихатов3В партийные списки кандидатов в нижнюю палату парламента вошли 283 человека3.

Дополнительные сведения:

1. ru.wikipedia.org2. belta.by3. ia-centr.ru

Какие электоральные технологии применяли политические партии в Казахстане на выборах 2023 года?

Сообщение отправлено. Какие электоральные технологии применяли политические партии в Казахстане на выборах 2023 года?

Поиск: “электоральные технологии партии Казахстан 2023”

Электоральные технологии - это совокупность методов и приемов, которые используют политические партии для привлечения избирателей и формирования своего имиджа. На выборах 2023 года в Казахстане партии применяли разные электоральные технологии, такие как:

Дополнительные сведения:

1. nur.kz2. 24.kz3. stanradar.com

Какие электоральные технологии были наиболее эффективными?

Сообщение отправлено. Какие электоральные технологии были наиболее эффективными?

Поиск: “эффективность электоральных технологий Казахстан 2023”

Эффективность электоральных технологий зависит от многих факторов, таких как целевая аудитория, контекст, ресурсы и т.д. Однако можно выделить некоторые общие критерии, по которым можно оценивать эффективность электоральных технологий:

  • Достигнутый уровень явки избирателей на выборах
  • Увеличение числа сторонников и симпатизантов партии
  • Повышение узнаваемости и доверия к партии и ее кандидатам
  • Соответствие ожиданиям и потребностям избирателей
  • Социальная ответственность и законность использованных технологий

На основании этих критериев можно предположить, что наиболее эффективными были те электоральные технологии, которые:

Дополнительные сведения:

1. primeminister.kz2. adilet.zan.kz3. inform.kz

***

С удовлетворением убедившись, что ИИ живому эксперту пока еще не конкурент, по крайней мере, в нашей стране мы завершили работу. Впрочем, ясно, что по мере накопления массива информации ответы ИИ будут все точнее и точнее.

Заключение

Каких-то глобальных выводов мы намеренно делать не будем. Все данные открытые, мы старались сделать их как можно более проверяемыми. Если где-то мы сомневались, то сразу писали об этом.

Агитационная кампания завершается. Уже совсем скоро наступит день тишины. Для того, чтобы успеть до этого момента, нам пришлось отказаться от анализа ряда аспектов, таких как изменение предпочтений избирателей по ходу кампании, разбор имиджа партийных лидеров, взаимосвязь медийных кампаний по партийным выборам и по выборам одномандатников.

В ходе работы, мы пришли к единому мнению, что нашей целью является побудить людей самостоятельно изучать открытые данные.

Поэтому эти результаты двухдневного труда троих человек абсолютно свободно может использовать любой желающий и, соответственно, вправе делать свои собственные выводы.

Напоследок нам хотелось бы пожелать, чтобы предвыборные лозунги всех партий воплотились в жизнь, даже если какие-то из них не попадут в парламент. Напомним их еще раз. «Ты достоин лучшей жизни!», «Перемены неизбежны!», «Сделаем Казахстан лучше и чище!», «Әділетті қоғамды бірге құрамыз!», «Новые люди - новые возможности!», «Ауыл төрге шықсын!», «Нар тәуекел!»

Политолог Эдуард Полетаев