Мы продолжаем обсуждать основные идеи и смыслы мартовского Послания главы государства народу Казахстана, который эксперты уже успели ознаменовать как исторический программный документ, учитывая, что он был оглашен в условиях сложной международной обстановки, геополитической напряженности и высоких ожиданий перемен в казахстанском обществе. И вновь слово членам Ассамблеи народа Казахстана.

Светлана Ким, председатель Клуба журналистов при Акмолинской ассамблее народа Казахстана, редактор районной газеты «Зерен»:

«Всем нам предстоит реально оценить свою полезность для общества»

- В череде традиционных ежегодных президентских посланий нынешнее, на мой взгляд, стоит особняком. Оно проникнуто глубокой озабоченностью судьбой государства, его дальнейшим политическим, социально-экономическим развитием, решимостью и стремлением к кардинальной трансформации. При этом особое уважение вызывает позиция президента по отношению к верховной власти, которую он выразил в предложении пересмотреть президентские полномочия и отказаться от суперпрезидентской модели.

Касым-Жомарт Кемелевич призвал ускорить системные преобразования во всех сферах жизнедеятельности, обозначив круг первостепенных задач в социально-экономической и политической жизни. Озвученные реформы направлены на то, чтобы трансформировать деятельность исполнительной и представительной ветвей власти, сделать ее более эффективной. При этом изменения коснутся и Основного закона нашей страны.

Забота о казахстанцах, их благе, которое выражается в интенсивном развитии регионов, проявилась в таких инициативах, как создание новых областей - Абайской и Улытауской с областными центрами в городах Семее и Жезказгане, а также разделение огромной Алматинской области на Алматинскую с центром в Капшаге и Жетысускую с центром в Талдыкоргане. Думаю, представители старшего поколения, жившего и работавшего в период руководства страной Динмухамедом Кунаевым, с воодушевлением восприняли и предложение о переименовании Капшагая в честь этого достойного человека, государственного деятеля, оставившего глубокий след в истории Казахстана.

Выразив озабоченность сложной геополитической обстановкой, особый акцент президент сделал на необходимости сохранения стабильности в обществе, подчеркнув, что сегодня жизненно важно сохранять общенациональное единство и сплоченность. В свете январских событий, когда под угрозой оказалась государственная безопасность и независимость нашего Отечества, каждый из нас осознал это особенно ярко и зримо. И немалая ответственность в данном вопросе возложена на «четвертую власть» - средства массовой информации, которые всегда должны помнить о том влиянии, которое оказывают на умы и сердца людей. Как журналист полностью согласна с этими словами главы государства.

Какой вывод сделан мной после ознакомления с Посланием? Всем нам предстоит пересмотреть свою деятельность на местах, реально оценить ее полезность для общества, государства и так же, как наш президент, взять на себя ответственность за судьбу Родины.

Геннадий Осиненко, председатель Акмолинского областного филиала ОЮЛ «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана»:

«Реформы станут краеугольным камнем в строительстве сильного Казахстана»

- Нынешнее Послание отличается от предыдущих своим сильным политическим содержанием, направленным на проведение политических реформ, без которых невозможны ни дальнейшая демократизация казахстанского общества, ни преобразования в экономике страны. При этом президент начал с себя, предложив новую форму правления государством – президентская республика с сильным парламентом, особенно укрепив позиции нижней палаты в принятии законов. Тем самым были расширены полномочия законодательного органа и его роль в политической жизни страны.

Такие инициативы как запрет близким родственникам президента занимать государственные политические должности, альтернативные выборы акимов областей маслихатами, освобождение их от руководства политическими партиями, принятие закона об оптимизации и дебюрократизации государственного аппарата направлены на искоренение коррупции, повышение самостоятельности и ответственности государственных органов в принятии решений.

Особый акцент в Послании сделан на повышение роли местных маслихатов в проведении выборов, решении вопросов социально-экономического развития регионов, поселков, аулов. Этот тезис мне близок по духу, как депутат областного маслихата четырех созывов поддерживаю его. Ведь на протяжении многих лет мы говорили о повышении роли депутатов всех уровней и реальном разделении власти между законодательной и исполнительной властью. В этом смысле законодательное принятие решения о смешанной избирательной системе вызывает особое одобрение, поскольку она дает конституционное право каждому гражданину страны участвовать в выборах и быть избранным депутатом парламента РК или соответствующего маслихата.

Большой блок посвящен деятельности судов, суда присяжных, их независимости в принятии справедливого решения по уголовным делам, а также повышению роли средств массовой информации в правильном, объективном освещении процессов, происходящих в политической, социально-экономической жизни страны. В целом одобряю и поддерживаю политические инициативы главы государства, которые должны стать краеугольным камнем в строительстве нового, сильного Казахстана.

Виталий Тварионас, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана:

«Ставка делается на сильное государство с конкурентоспособной экономикой»

- В своем Послании народу президент озвучил важные направления развития Казахстана с учетом новых реалий и непростой политической и экономической обстановки в мире. Страна стоит на пороге важных реформ, которые поднимут экономику, усилят рост производства, укрепят нашу независимость и единство. Учитывая, что мы живем в нестабильное время, ставка делается на сильное государство с конкурентоспособной экономикой, с достойными образованием и медициной, на внедрение новейших технологических моделей современного мира. Чтобы решить поставленные задачи каждый гражданин должен быть тружеником и патриотом своей страны, делать больше для укрепления независимости и единства нашего народа.

Наталья Нагачевская, председатель ОО «Объединение поляков Акмолинской области»:

«Новые реформы являются продолжением ранее озвученных инициатив»

- Глава государства представил масштабную программу политических реформ и социальных преобразований, которые символизируют начало нового этапа развития страны. Даны конкретные поручения правительству, государственным органам по принятию антикризисных мер, направленных на повышение благосостояния граждан и трансформацию политической системы.

Стоит отметить, что новые реформы являются продолжением ранее озвученных президентских инициатив, которые реализуются последовательно и непрерывно, несмотря на различные кризисные явления. В частности он акцентировал внимание на необходимости более широкого и глубокого вовлечения общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ, а также на открытом обсуждении в обществе национальных проектов и стратегических документов, что позволит усилить роль институтов гражданского общества. Так, создание нового института общественного диалога – «Ұлттық Құрылтай» даст возможность представителям общественных организаций активно участвовать в обсуждении широкого круга вопросов развития страны.

С учетом сложной геополитической ситуации в мире, глава государства остановился и на необходимости реализации комплекса антикризисных мер - устойчивости национальной валюты, обеспечения продовольственной безопасности страны и других важных мероприятиях. Всецело поддерживаю озвученные президентом реформы и призываю всех казахстанцев сплотиться и поддержать его инициативы. Каждый из нас должен приложить все силы для сохранения стабильности, общественного согласия, единства нашего народа, продвижения системных и эффективных реформ.

Александр Артеменко, председатель ОО «Русская община Акмолинской области»:

«Надо не только говорить о проблемах, но и решать их»

- Для меня очень символично, что Касым-Жомарт Токаев обратился к народу в преддверие праздника весеннего обновления Наурыз мейрамы. Сейчас всем нам так необходимы перемены, вера в то, что вместе мы построим новый Казахстан.

Согласен с тем, что нужно реформировать работу маслихатов, сделать ее более действенной и продуктивной. А еще с тем, что привлечение активистов из неправительственных организаций, в том числе из Ассамблеи народа Казахстана, имеющих большой опыт общественной работы, к реализации реформ позволит наладить взаимодействие исполнительной власти и народа, ускорит решение многих насущных вопросов.

Большинство казахстанцев родом из села, и у каждого из них болит душа, когда они видят уезжающую в города молодежь, неработающие клубы, закрытые фельдшерские пункты и прочее. Надеюсь, внедрение прямого финансирования органов местного самоуправления и расширение базы их собственности вдохнет жизнь в наши малые родины, аулы, будут выделены средства на развитие инфраструктуры, привлечение специалистов, строительство новых объектов.

Отдельно хочется отметить слова президента, обращенные к представителям СМИ, о том, что им «следует распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей с особой осторожностью». На самом деле очень часто наши, так называемые, блогеры и «лидеры общественного мнения» публикуют непроверенную, а зачастую лживую и клеветническую информацию, совершенно не понимая, к чему это может привести. Думаю, что и гражданам стоит быть осторожнее и не верить всему, что размещается в социальных сетях и печатных изданиях. Давайте думать, анализировать, а не употреблять грязные продукты информационных склок.

Настало время меняться не только законодательной и исполнительной власти, но и каждому из нас. Для того чтобы положительные перемены пришли в нашу жизнь, надо не только говорить о проблемах, но и решать их, честно работать и не быть равнодушным.

Аладин Мустафаев, председатель Ассоциации курдов «Барбанг» по Алматинской области, член партии «Аманат», председатель комитета партийного контроля Турксибского района города Алматы:

«Система будет меняться в лучшую сторону и жизнь казахстанского народа тоже»

- Мы давно ждали перемен: их требовали и время, и люди, ведь строительство по-настоящему демократического устройства послужит фундаментом к строительству нового Казахстана. Пакет озвученных реформ действительно складывает новое представление о структуре власти в нашей стране. Хочу остановиться на наиболее важных, на мой взгляд, изменениях, с помощью которых будет строиться новая парадигма развития страны.

Во-первых, Токаев задал тон реальной смене политструктуры, уходя от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным и сбалансированным парламентом. Считаю, такие новшества могут стать вполне оправданными. При этом для ближайших родственников президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических, государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Отличным решением было бы закрепить данную норму в Конституции. Народ должен всецело доверять стране, а глава государства обязан служить примером прозрачного антикоррупционного общества.

Во-вторых, было заявлено о переформатировании представительной ветви власти. Нам давно нужен сильный парламент, который будет реально отражать потребности народа и вести более активную роль в политической системе страны. Поэтому, на мой взгляд, решение президента об изменениях в сенате и мажилисе весьма уместны и актуальны. Теперь сенат будет одобрять или не одобрять законы, уже принятые мажилисом. Следовательно, именно последний наделяется правом принимать законы, соответственно будет существенно расширен его функционал.

Кроме того, полномочия сената дополнят правом согласования кандидатур на посты председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета. Как и президент, считаю этот шаг серьезно укрепит механизмы сдержек и противовесов в политсистеме и заметно упростит законотворческую процедуру. Что касается выборности акимов и укрепления маслихатов, то эти новшества могут реально повысить доверие граждан к представительной власти. Она должна стать способной решать ряд проблем по качеству жизни в регионах, ситуация в которых сегодня оставляет желать лучшего.

В-третьих, работа Ассамблеи народа Казахстана, которой отводится важная роль в единстве страны. В этом вопросе я также солидарен с главой государства - дружба и сплоченность народов всегда будут служить прочным фундаментом для строительства благополучного общества. Теперь президентская квота в сенате будет сокращена с 15 до 10 депутатов. Причем пять из них будут рекомендованы АНК, а не избраны ею, как это было раньше. Таким образом, упраздняется квота Ассамблеи и в мажилисе, и в сенате, что правильно как с политической, так и с юридической точек зрения. Должно быть больше свободы выбора, и тут дело не в количестве депутатов, а в качестве их работы.

В-четвертых, расширение возможностей для развития партийной системы. Здесь очень важно подчеркнуть, что партия как бы уходит от прямого структурного влияния на нее. Теперь «Аманат» не будет возглавлять президент, и она станет более самостоятельной структурой. Считаю, крайне нежелательным сращивание партий с государственным аппаратом, поскольку это всегда приводит к некой монополии, которая в свою очередь порождает и социальные недовольства, и, как итог, деградацию государства, стремящегося идти демократическим путем. Плюс планируемое дальнейшее увеличение политических партий с упрощенной формой регистрации будет способствовать прогрессу конкурентоспособности политической системы в целом внутри страны.

И, в-пятых, судя по выступлению главы государства, в стране не будет как таковой выборности акимов. Наверное, это не так уж и плохо. Да, одним из главных запросов митингующих на западе Казахстана во время январских событий была выборность акимов гражданами в городах и областях республиканского значения. Но, как и у любого нормального человека, у меня возникают вопросы. А готово ли наше общество к выборам? Знает ли оно как и кого выбирать? Каковы гарантии, что местные олигархи не начнут продвигать во власть себе угодных? С учетом этих рисков решение президента о назначении акимов и одновременно их отдалении от партийной структуры (впредь они не смогут возглавлять партии в регионах) остается лучшим вариантом на ближайшие несколько лет.

Необходимо смотреть на выборность акимов как на один из элементов демократической политической системы, а не отдельную меру. А чтобы создать такую систему, важно начинать не с выборности акимов, а с реального разделения властей на исполнительную, представительную и судебную. Должен быть сильный парламент (мажилис и сенат), где будут проводиться открытые выборы. То же самое касается маслихатов... Можно выбирать акимов, но это ничего не изменит, если система останется прежней, а можно их назначить, создав при этом четко контролирующий акиматы подотчетный орган. Вот тогда будет понятно, что лучше - выборность или назначение, с точки зрения эффективности на местном уровне.

В целом услышанное позволило мне сделать четкий вывод: система будет меняться в лучшую сторону и, соответственно, жизнь казахстанского народа тоже. Сейчас тот самый переломный момент, когда необходим реальный ветер перемен, который, надеюсь, навеет на Казахстан и экономическую независимость, и прозрачность работы системы, и развитие для всей страны.

Элина Паули, заместитель директора Научно-исследовательского центра «Молодежь» КИОР «Рухани Жаңғыру»:

«Новый вызов и повышение конкуренции на политической арене»

Недавнее Послание президента было, наверное, одно из самых ожидаемых. Отрадно, что в нем нашли отражение те инициативы, которые обсуждались в обществе и на экспертных площадках на протяжении долгого времени, в том числе вопросы полномочий депутатов мажилиса и сената парламента, выборные процессы и другие. Данные политические реформы являются логическим продолжением предыдущих четырех пакетов реформ, предложенных главой государства с 2019 года. В частности это планомерная реализация принципа «слышащего государства»...

Что касается предложения по исключению девяти депутатов от АНК, то оно решает сразу несколько задач, в том числе устраняет правовые коллизии при выборах депутатов в мажилис парламента РК. В сенат по рекомендации Совета АНК теперь могут войти пять человек. Такая представленность членов Ассамблеи в верхней палате, несомненно, повысит статус АНК, даст новый импульс для развития, одновременно наделяя большой ответственностью перед обществом.