В минувшую пятницу в Казахстане завершился этап регистрации кандидатов в президенты. Таким образом в выборах примут участие шесть человек, две из которых – женщины: Каракат Абден от Национального альянса профессиональных социальных работников и Салтанат Турсынбекова от РОО «Қазақ аналары – дәстүрге жол».

Примечательно, что это уже второй в политической истории Казахстана случай участия представительниц прекрасного пола в президентских выборах. Первой была Дания Еспаева, которая выдвигалась в 2019 году от Демократической партии Казахстана «Ак жол». И хотя данная тенденция является ярким свидетельством того, что политические возможности и в целом права женщин и равенство всех граждан в стране значительно расширились, тем не менее, по мнению экспертов, есть еще немало барьеров на пути достижения гендерного равенства. О них и в целом о женском избирательном праве рассказывает руководитель группы стратегического анализа Казахстанского института общественного развития Лязат Нуркатова.

- Борьба за свои права для женщин была непростой и продолжалась более ста лет. Первым государством, предоставившим им избирательное право, стала Новая Зеландия (1893 год), последним - Саудовская Аравия (2015 год). Во многих странах тому способствовало как внешнеполитическое влияние, так и внутреннее давление со стороны граждан, которые, пользуясь правами прямой демократии, добивались модернизации своего общественно-политического уклада, причем зачастую это выливалось в целые революции. К примеру, в Швейцарии общество упорно и долго сопротивлялось этим процессам - вплоть до того момента, когда отсутствие права голоса для женщин начало угрожать слишком большими репутационными издержками. И лишь в 1971 году на общенациональном уровне там признали женское избирательное право.

Сегодня женщины составляют приблизительно 50 процентов населения Земли и имеют право голоса по всему миру. За исключением, пожалуй, Ватикана, где избирается лишь папа римский, причем кардиналами, которыми могут стать только мужчины. Вместе с тем представительницы прекрасного пола часто исключаются из политической жизни и не участвуют в принятии важных решений, которые напрямую влияют на их жизнь. Актуальными также остаются вопросы недопредставленности их во власти. По данным ООН, высокие посты женщины занимают лишь в двадцать одной стране: из них 10 - главы государств и 13 - главы правительств.

Думается, расширение политического участия - ключевой механизм реализации женщинами своих прав. Более того, они являются агентами изменений, поскольку способны разрушать стереотипы и влиять на эмпауэрмент (от англ. empowerment — «наделение силой») других женщин. Исследования показывают, что более длительное их участие в политической жизни и в электоральном процессе повышает качество жизни всего общества. Ведь в этом случае больше женщин выходят на рынок труда, появляются меры господдержки незащищенных групп населения и расширяются другие социальные функции государства. Например, доступ женщин к общественным благам (таким как дороги и медицинские услуги) упрощается.

До недавнего времени женщины были недопредставлены не только на уровне политических решений, но и в исследованиях политического поведения. Это связано с тем, что ранее политическими науками занимались в основном мужчины, которые делали исследования по большей части о представителях сильного пола и для них.

Что касается казашек, то право избирать и быть избранными на всей территории казахской степи они получили весной 1917 года. Причем соответствующее решение приняли отнюдь не большевики, как многие ошибочно полагают, а Временное правительство. Большевики долгое время вообще не рассматривали женский вопрос как серьезную проблему, считая, что победа социалистической революции сама по себе уравняет положение представителей обоих полов. 

Полнота гражданских прав и свобод женщины, в отличие от цивилизаций других народов, была обеспечена задолго до возникновения постановки вопроса пределов ее присутствия в политической и гражданской жизни общества и государства (избирательное право, участие в милитарных кампаниях и т.д.) в протоказахском обществе, Казахском ханстве в средние века, в новое время. Описание протоказахского общества в «Истории» Геродота свидетельствует о равнозначно высоком положении женщины.

Сохранились свидетельства особой роли женщин-лидеров в средние века и позднесредневековой казахской истории. Так, жена хана Младшего жуза Абулхаира – Бопай - отличалась независимостью в суждениях и поступках, врожденным политическим тактом, пользовалась уважением у казахских старшин и имела влияние на управление родами Младшего и Среднего жузов: имела печать со своим вензелем и др.

Отечественная история равноправной гендерной политики знает имена Фатимы – жены хана Букеевской орды Жангира, Кулан – жены Чингисхана, Айганым – жены Уали хана, исполнявшей обязанности хана в течении 13 лет после смерти супруга, Кенже – жены Арынгазы хана и других, которые имели колоссальное влияние на принимаемые решения в государстве. Такое высокое положение женщины было отчасти обусловлено ее супружеством. Но и положение рядовой женщины было значительно высоко при решении семейно-бытовых вопросов, что и повлекло мультипликативный эффект при управлении судьбой государства и народа.

В целом казахстанский путь обеспечения гендерного равенства зиждется, прежде всего, на культурно-нравственном отношении казахского общества к женщине, ее роли в воспитании нации, участии в политико-социальной и экономической жизни. Но есть и некоторые препятствия в виде социально-культурных установок. Так, по результатам массового опроса Казахстанского института общественного развития, который проводился в рамках подготовки Национального доклада «Казахстанские семьи–2022», 38,2 процента граждан считают, что мужчины более эффективные политики и только 3,4 процента полагают, что женщины могут тоже преуспевать в политической деятельности. Среди них респондентов сильного пола, убежденных, что мужчины более эффективные политики, на 17,4 процента больше, чем респондентов слабого пола. При этом женщин, уверенных, что в политике пол не имеет значения на 13,6 процента больше, чем мужчин. На вопрос: «как считаете, эффективный политик – это мужчина или женщина?» лишь чуть более половины опрошенных (55,2 процента) ответили, что пол не имеет значения.

Учитывая знание женщин о ситуации «изнутри», закономерна проявляемая ими лояльность в отношении своих способностей и возможностей. В массе поддерживающих стереотипы доминируют мужчины, которые не согласны с тем, что женщины могут принимать равное с ними участие в какой-либо деятельности, особенно если это касается политики и военного дела.

Среди ключевых причин, препятствующих достижению гендерного равенства в Казахстане, респондентами указываются традиционные стереотипы о роли и месте женщины в обществе (42,4 процента) и недостаточное осознание гражданами необходимости гендерного равенства (22,9 процента). То есть основным барьером участия женщин на уровне принятия решения являются культурно-нравственные ограничения.

Таким образом, мы наблюдаем ситуацию активной диспозиции мужчин по отношению к гендерному равенству. Соответственно, можем говорить о наличии реального занижения успехов и достижений женщин, недопущении их на уровень принятия решения, что вызвано, но мой взгляд, «круговой» мужской солидарностью, наличием «стеклянного потолка» и «липкого пола».

Напомним, что «стеклянным потолком» социологи называют невидимую и формально не обозначенную черту, сумму препятствий, которые систематически ограничивают профессиональный рост женщин. Они могут владеть профессиональными навыками так же хорошо (или даже лучше), как их коллеги-мужчины, но часто останавливаются в карьерном росте на уровне исполнителей и не получают продвижения. А «липкий пол» — это систематическая ситуация, когда женщины дольше задерживаются на начальных позициях в служебной иерархии. Мужчины чаще делают быстрый скачок в самом начале карьеры.