На расширенном заседании правительства на прошлой неделе президент страны Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на несовершенную систему ОСМС. «Несмотря на то, что объем средств, выделяемых на медицину, увеличился, накопившиеся проблемы здесь не решены. Система обязательного социального медицинского страхования оказалась неэффективной, реального результата нет. Около трех миллионов человек остались вне медицинской страховки. Из-за этого они не могут полноценно пользоваться услугами здравоохранения. Правительству совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам необходимо подготовить предложения по совершенствованию системы медицинского страхования», - сказал он.

Фонд был создан, ни много ни мало, шесть лет назад. Работодатели стали вносить средства в него в 2017 году, наемные работники – с 2019 года. За это время (с начала действия системы и до начала 2022 года) вкладчики внесли в фонд 1,548 триллиона тенге. Кстати, 4,7 млрд тенге в 2020 году (отчеты за 2021 в середине июля все еще не опубликованы) пошли на оплату труда 825 человек. Штат фонда за 2020 год увеличился на 104 человека в сравнении с 2019 годом. Надо полагать, работы в фонде непочатый край.

Президент поручил правительству и АСПИРу усовершенствовать систему, и, вероятнее всего, это коснется всех аспектов работы фонда. Оставим корпоративные и административные вопросы умным людям и сосредоточимся на том, что волнует собственно работодателей и наемных работников, которые пополняют счета фонда фактически дважды – именно действующие предприятия и официально работающие казахстанцы выплачивают и другие налоги, откуда, собственно, государство финансирует здравоохранения для тех, кто не работает и не платит налогов и взносов в разные фонды.

Фонд стремится к экономии

ФМС обеспокоен ростом услуг со стороны населения. Совсем недавно зампред правления Фонда социального медицинского страхования Ильяс Мухамеджан констатировал, что наиболее востребованными видами медпомощи по итогам двух лет функционирования ОСМС являются консультативно-диагностические услуги. По его словам, и нет причин ему не доверять, спросом пользуются такие лабораторные анализы и диагностические обследования, как клиническая химия (биохимия), общеклинические исследования, гематология, иммунология, микробиология, гистопатология и цитология, а также электрокардиографическое и эндоскопическое обследования, процедуры и манипуляции офтальмолога.

В подтверждение того, что спрос на услуги вырос более чем в пять раз, Мухамеджан привел статистику: в 2019 году, когда из заработных плат работников только стали вычитать деньги на ОСМС, проведено 56,4 млн консультативно-диагностических услуг, в 2020 году – 206,3 млн услуг, в 2021 году уже 292 млн услуг. Он также посетовал, что в 2022 году, после снижения заболеваемости COVID-19 и отменой ограничительных мер отмечается резкий прирост обращений в амбулаторно-поликлинические организации, соответственно, растет финансирование консультативно-диагностических услуг.

Члены Общественно-консультативного совета ФСМС искренне предполагают, что резкий рост потребления КДУ может является признаком гипердиагностики. По мнению Куралбека Куракбаева, по многим заболеваниям лечение может проводиться участковым врачом без направления на консультации узких специалистов. Члены совета опасаются, что получение КДУ без направления участкового врача может привести к большому количеству очередей у узких специалистов.

Прагматизм населения

Судя по всему, новые менеджеры плохо знают недавнюю историю развития здравоохранения в стране. Так, в программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы отмечалось, что «вследствие недостаточного финансирования здравоохранения в Казахстане сохраняется высокий уровень частных расходов на получение медицинской помощи (РК - 35,4%, ОЭСР - 19,6%, Европейский Союз - 16,3%). По данным ВОЗ, уровень расходов населения свыше 20% является признаком низкой финансовой устойчивости системы здравоохранения и характеризует повышенный риск для населения».

Спустя пять лет авторы аналогичной программы, но уже на 2020–2025 годы констатируют: частные расходы в 2018 году составили 679,5 млрд. тенге или 1,2% к ВВП или 38,5% от текущих расходов на здравоохранение… Непосредственно платежи населения за услуги здравоохранения составляют 33% от текущих расходов (86% в составе частных расходов). Большую долю платежей населения за услуги здравоохранения составляют расходы на лекарственное обеспечение 353 млрд. тенге (60,7%).

То есть до введения обязательных взносов значительная часть населения лечилась за свой счет и  вне действующей на тот момент государственной системы с ее очередями, коррупцией и низкой квалификацией персонала, тем самым не нагружая ни бюджет, ни государственные медицинские организации. Какова была доля таких людей от всех потребителей медицинских услуг, сказать сложно, но 1,2% к ВВП – цифра весьма внушительная. Кстати, недостатки никуда не делись.

Власти ввели ОСМС, и прагматизм взял свое. Если прежде казахстанцы платили за медуслуги из своего кармана по мере необходимости, то после введения обязательных взносов (что, как ни крути, сокращает личные доходы работников) подавляющее большинство отправилось в районные поликлиники. Не за лечением, разумеется, а за результатами анализов. Лечиться эта часть населения предпочитает у конкретных врачей, а не в поликлиниках.

Как снизить расходы фонда

Пока видится три пути решения проблемы. Первый – разгрузить систему с помощью  добровольного медицинского страхования, то есть взносы по ОСМС могут быть прекращены на период действия договора о добровольном медстраховании. Да, ФМС получит меньше средств, но при этом сократится, хоть и незначительно, количество пациентов и нагрузка на госмедучреждения.

Второй путь – внести изменения в налоговый кодекс. Сейчас налоговый вычет на медицину не должен превышать 94-кратного размера месячного расчетного показателя, определенного за календарный год, т.е. за 2022 год 298 920 тенге. Этот порог при полноценных расчетах можно увеличить. Кроме того, можно изменить формулу: сейчас вычет составляет около 10% от медрасходов, но для разгрузки государственных медучреждений его можно увеличить до 80%.

И третий путь, самый главный – нужно прекратить воровать. С неоднократными приписками в системе «Дамумед» о том, что медуслуги были оказаны (а фактически в поликлинику пользователь не обращался), сталкивался каждый из опрошенных QM. Собственно, это признают и в ФМС: за 11 месяцев 2021 года выявлено 969,1 тыс. дефектов оказания медицинской помощи на сумму снятия 23,8 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года сумма снятия выросла более чем в 3 раза. Было выявлено 28,3 тыс. неподтвержденных случаев оказания медуслуг, сумма снятия по ним составила 196,8 млн тенге. И это только то, о чем стало известно.

И к цифре в 292 млн консультативно-диагностических услуг – сотрудники Фонда уверены, что каждый казахстанец 15 раз за прошлый год сдавал анализы и получал консультации? Быть может, стоит блокчейн ввести, а недобросовестных поставщиков из системы вывести?

В тему

Странным выглядит и обеспечение бесплатными лекарственными препаратами в 2021 году в разбивке по областям. Если в Павлодарской области таблетки выдавали каждому четвертому посетителю, то в Атырауской области – каждому десятому. Антикоррупционной службе стоит проверить связь между выделенными лекарствами и продажами их в аптечных сетях.