Выступая на расширенном заседании правительства, Касым-Жомарт Токаев особый акцент сделал на необходимости совершенствования денежно-кредитной политики с тем, чтобы активнее вовлекать банки в кредитование реального сектора экономики. Обозначенная президентом проблема действительно серьезная, к тому же носящая хронический характер. Но каковы шансы, что в ближайшей перспективе она будет решена?
«Катастрофическая ситуация»
«Сегодня наблюдается ситуация, когда на фоне бурного роста потребительских займов сокращается доля корпоративного кредитования – ключевого фактора экономической активности. За пять лет доля корпоративных кредитов в общем объеме выданных займов уменьшилась с 68 до 41 процентов, - так охарактеризовал проблему сам Касым-Жомарт Токаев. - Любой мало-мальски значимый проект приходится кредитовать либо за счет государственных институтов развития, либо за счет займов международных финансовых организаций. И это притом что в банках имеется 11 триллионов тенге высоколиквидных активов. Это, по сути, катастрофическая ситуация». Для ее исправления, по славам главы государства, требуются комплексные меры, как со стороны финансового регулятора, так и правительства.
Проблема, поднятая президентом, носит хронический характер. Последние лет десять буквально все принимаемые в стране антикризисные меры были направлены на разработку мер по стимулированию роста и кредитованию экономики, ее реального сектора. В итоге с разной периодичностью на самых разных уровнях неоднократно звучали заявления о том, что набор инструментов для эффективного влияния на улучшение кредитования банками корпоративного сектора, малого и среднего бизнеса, у нас имеется. И действительно, отчасти внедряемые механизмы позволяли решать определенные задачи. Например, путем кредитования предпринимателей, осуществляющих деятельность в агропромышленном комплексе и обрабатывающей промышленности в рамках государственной программы «Экономика простых вещей» или субсидирования кредитных ставок и гарантирования инвестиционных кредитов. Но в глобальном смысле подобные шаги существенно не изменили ситуации. При этом в текущем периоде «кредитная нагрузка» на государственные институты в разы увеличивается.
В мае, выступая в сенате с уточненным бюджетом на текущий год, министр финансов Ерулан Жамаубаев заявил, что наибольшее увеличение расходов в текущем году будет связано с реализацией мер, направленных на поддержку реального сектора экономики. «Наибольшее увеличение расходов предусмотрено на поддержку реального сектора экономики – это 1,3 триллиона тенге. Соответственно и доля этого направления в общем объеме расходов увеличена более чем на 5 процентов, - сообщил он. - Такого рода стимулирование окажет положительный мультипликативный эффект на развитие страны в среднесрочной перспективе».
Очевидно, что ведущая роль в стимулировании снова принадлежит государству. Об этом можно судить даже по мерам поддержки малого и среднего бизнеса, которые не так давно озвучил премьер-министр страны. «Правительством проводится активная работа по развитию предпринимательства, - сообщил Алихан Смаилов. - Реализуется соответствующий Национальный проект, в рамках которого широко используется инструмент льготного кредитования под 6 процентов в приоритетных секторах экономики. В частности, с февраля текущего года в малых, моногородах и селах внедрено льготное микрокредитование под 5 процентов. Для бизнеса, получающего господдержку, введено обязательное встречное условие по созданию новых рабочих мест. Снижена максимальная сумма кредитования с 7 до 3 миллиардов тенге, что увеличило охват субъектов малого и среднего бизнеса мерами господдержки. Проводится масштабное сокращение неактуальных и необоснованных регуляторных требований путем ревизии всех нормативно-правовых актов. Реформа позволит существенно снизить нагрузку на бизнес - в среднем на 30 процентов, - и сформировать оптимальную и понятную регуляторную среду».
Действия в этом направлении стандартные и предсказуемые. В частности, их характеризуют решения, принятые в ходе недавно прошедшего заседания Государственной комиссии по вопросам модернизации казахстанской экономики. Комиссия рассмотрела два крупных инвестиционных проекта – строительство завода по производству кальцинированной соды в Кызылординской области и многофункционального гостинично-туристического комплекса в Актау. Для ускорения реализации этих проектов комиссия рекомендовала рассмотреть возможность выделения бюджетного кредита АО «БРК» для завершения их строительства…
С корпоративным сектором ситуация аналогичная. Как и говорил президент, на его развитие ключевое влияние продолжает оказывать финансовая поддержка со стороны как государства и международных финансовых институтов. Самый свежий, пожалуй, пример связан с инвестированием 50 миллиардов тенге Европейским банком реконструкции и развития в облигации АО «КТЖ» для повышения устойчивости компании и модернизации грузового маршрута между Азией и Европой. Ожидается, что такой ход позволит нацкомпании реструктуризировать свой баланс и реализовать ряд антикризисных мер…
«Нужны новые рычаги»
Словом, несмотря на вроде бы существование инструментов, которые по многочисленным заявлениям должны были стимулировать вовлечение банков второго уровня в процесс кредитования экономики, без государства и поддержки международных финансовых организаций пока никак не обойтись, хотя такие ожидания и присутствуют. И связаны они со вполне конкретными цифрами.
По данным Ассоциации финансистов Казахстана, в первом квартале текущего года произошли серьезные сдвиги: «Банковским сектором было выдано новых кредитов на сумму 5 триллионов тенге, из которых 53 процента составляют займы корпоративного сектора. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 1 триллион тенге, или 25 процентов. Двузначный прирост объемов кредитования наблюдался по всем отраслям экономики, за исключением отрасли связи». Но вряд ли это можно считать устойчиво наметившимся трендом. Собственно, это однозначно обозначил и глава государства. «Как показывают данные, существующих мер недостаточно. Поэтому Национальному банку, Агентству по регулированию финансовых рынков совместно с правительством необходимо выработать дополнительные рычаги и стимулы для вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики», - заявил Касым-Жомарт Токаев.
Понятное дело, что в ближайшее время главе государства будет презентовано несколько вариативных сценариев решения проблемы. И с этой точки зрения очень хочется надеяться, что в них будет учтен тот опыт, который позволил справиться с похожими проблемами разным странам мира. При этом будет проведена четкая разделительная линия между препятствиями в кредитовании крупных проектов корпоративного сектора, малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, поскольку причины их возникновения, порой, бывают диаметрально противоположными.
Впрочем, пока что финансисты в попытках решить ребус идут по интуитивному и, наверное, самому предсказуемому пути. Например, председатель совета Ассоциации финансистов Елена Бахмутова для обеспечения банков и бизнеса «длинными» деньгами снова предложила запустить руку в пенсионную кубышку, где на сегодняшний день аккумулировано 13 триллионов тенге. Несмотря на то, что эта мысль регулярно посещает профильные организации и даже представителей госорганов, ни разу до стадии реализации она не дошла. И понятно почему. Ее суть девальвирует и дезавуирует принципы и цели самой пенсионной системы и направлена на подрыв доверия к ней населения. Но, тем не менее, Бахмутова уверена, что пенсионные деньги, как ничто иное, поспособствовали бы перезапуску рынка капитала. «Чтобы у банков появились длинные инструменты с фиксированными сроками. Это облигации, которые они будут выпускать, и чтобы они были рыночными», - уточнила она. – «Нужно, чтобы такие длинные активы, как, например, пенсионные, работали на экономику. Для этого необходимо, чтобы был контроль со стороны вкладчиков, была возможность управляющим компаниям размещать эти ресурсы. Сейчас этого не происходит, 42 процента размещено в государственных ценных бумагах и в иностранных активах. Практически на экономику Казахстана эти длинные деньги не работают, поэтому необходимо на этот момент обратить особое внимание. Для того чтобы задействовать эти средства, необходима либерализация управления пенсионными средствами с тем, чтобы была большая вовлеченность как простых вкладчиков, так и профессиональных инвестиционных управляющих в размещение этих активов».
Профессионалы считают, что на данный момент реализация такого варианта развития событий чуть ли не единственно возможный в ближайшей перспективе. Причина, которую они озвучивают, заключается в малом количестве качественных корпоративных заемщиков, способных полноценно ответить по кредитным обязательствам, а также в высокой доле присутствия в экономике государства – тех же институтов развития, которые также и на куда более выгодных условиях оказывают бизнесу финансовую помощь в реализации экономических проектов. По сути, получается замкнутый круг. Банки не могут полноценно ориентироваться на реальный сектор, в том числе, и из-за дешевых государственных денег, их же продукты бизнесу не по зубам по причине высоких требований, предъявляемых к нему, как к заемщику, и дороговизны денег. Есть ли выход?
В поисках выхода
Мировая практика богата примерами стимулирования привлечения банковского капитала в крупные инвестиционные проекты и к кредитованию предпринимателей, работающих в ключевых отраслях. И речь тут даже не в эффективном манипулировании базовой ставкой, что напрямую отражается на дороговизне денег для бизнеса, и даже не в повышении банковской ликвидности. Очевидно, что пришло время для нестандартных решений. Они могут быть самыми разнообразными. Но, в первую очередь, внимание стоит обратить на те, что уже продемонстрировали эффективность в разных странах мира при решении аналогичных нашим задач.
Хорошим вариантом может стать внедрение банками второго уровня проектного финансирования, что более чем логично ложится в канву прозвучавших со стороны президента заявлений. В том, что проектное финансирование может стать тем самым рычагом, о котором говорил глава государства, можно судить по выступлению казахстанских экономистов, принявших участие в Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития финансово-банковского сектора в условиях экономической неопределенности», прошедшей в Нур-Султане. «В условиях глобальных потрясений на мировых финансовых и сырьевых рынках разработка и реализация долгосрочных инвестиционных проектов на основе проектного финансирования приобретает особую актуальность», - считают представляющие Евразийский национальный университет им. Гумилева специалисты Гульмира Насырова и Ислам Максут.
Этот метод, как объясняют они, способен привлечь долгосрочное заемное финансирование для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга». В его основе лежит заимствование под денежный поток, генерируемый только самим проектом. «В отличие от обычного кредита, при котором заемщик или организатор берет на себя полностью все риски, при проектном финансировании они распределяются между заемщиком, кредитором и, как правило, третьей стороной. Выплата кредита осуществляется за счет экономического эффекта от реализации проекта. То есть, доходы, которые будут получены в перспективе созданным или реконструированным предприятием», - поясняют они, считая, что таким образом банки способны стать важнейшим звеном в развитии инвестиционных стратегий и кластеров мировой экономики. «Ранее банки имели опосредованный контроль над проектом, их интерес зависел от величины процента по кредиту. Через механизм проектного финансирования они получат возможность не только вкладывать средства, но и контролировать проект до момента погашения всех обязательств перед ними, а также влиять на последующую судьбу проекта», - говорят экономисты.
Пока что ключевым игроком на рынке проектного финансирования выступает Банк развития Казахстана. В ходе конференции было озвучено, что этим финансовым институтом реализуются 77 проектов на общую сумму более 17 миллиардов долларов. Сегмент более чем весомый, и банки второго уровня вполне могут стать его частью, считают эксперты. Зайти на рынок они могут совершенно разными способами, решая не однотипные задачи.
Как уточняют экономисты, для этого даже не обязательно заниматься непосредственным предоставлением кредитов. Банк может выступить в роли его организатора. Другими словами, участие банка в проекте будет направлено на поиск спонсоров, инвесторов и кредиторов для его реализации. То есть, банк выступит в качестве инициатора синдицированного займа.
Другая роль банков в их традиционном амплуа – предоставлении кредитов проекту. «Перед тем как предложить свои услуги, банки-кредиторы объединяются в синдикаты (консорциумы) для увеличения предоставляемых средств, а также разделения рисков между собой. Синдикат банков должен выбираться не только из страны, в которой реализуется данный проект. Это направлено на уменьшение влияния государства на осуществление проекта», - говорят специалисты, предлагающие акцентировать внимание на развитие проектного финансирования в отечественной банковской сфере.
Может банк выступить и в качестве инвестора путем внесения прямых взносов в уставный капитал, либо приобретения акций проектной фирмы и организации их первичного размещения на бирже. Еще один вариант – стать банком-консультантом и предоставлять услуги по оформлению документов, подписанию договоров, оценке показателей проекта, финансовой возможности участников и проекта.
Инициатива, высказанная экономистами, выглядит довольно здравой. С этой точки зрения стоит вспомнить, что еще в конце 2020 года на законодательном уровне в Казахстане был закреплен механизм синдицированных займов, предполагающий, что в качестве единого кредитора будут выступать несколько банков, несущих совместную ответственность по кредитному риску. Еще тогда ожидалось, что он будет способствовать вовлечению банков второго уровня в орбиту крупных инвестиционных проектов, но, как показала практика, ожидания эти были преждевременны.
Пока что трудно предполагать, «выстрелит» или нет идея с синдицированными займами после поручений главы государства. Но, как минимум, уже просматривается один из возможных вариантов выхода из «катастрофической ситуации».