Десять лет назад государство, упразднив неэффективно работавшие частные фонды, которые управляли «деньгами на старость», окончательно подмяло под себя накопительную пенсионную систему посредством создания финансового монстра в лице ЕНПФ. Прошедший с той поры срок - более чем достаточный для того, чтобы сделать вывод, насколько верным оказалось это решение. Лучше ли стало при государственном централизованном управлении пенсионными деньгами, чем при частном и разрозненном? Нужно ли что-то менять в сложившейся системе, и если нужно, то как? Об этом мы беседует с аналитиком компании Esperio Нурбеком Искаковым.
- Как повлияло на пенсионную систему создание ЕНПФ?
- После её объединения под крылом ЕНПФ особых изменений не произошло. Коэффициент замещения пенсионных выплат по-прежнему растет крайне медленно, доходность средств ЕНПФ очень низкая. В 2022 году с поправкой на инфляцию она оказалась рекордно отрицательной – минус 13 процентов.
- Но судя по заявлениям функционеров ЕНПФ и управляющего им Национального банка, они не воспринимают этот «рекорд» как поражение. Напротив, строят новые планы, обещают рост инвестиционного дохода по вкладам… Почему?
- В октябре прошлого года представители ЕНПФ в ответ на критику гордо заявляли о сохранении положительной реальной доходности размещенных средств на более длинной дистанции - за последние пять лет рост с учетом инфляции составил 2,1 процента. Положительный результат – это, конечно, хорошо, но 2,1 процента - как-то очень мало, особенно если учесть, что увеличение инфляции в Казахстане с октября по декабрь 2022 года с 17,7 до 20,3 процента, скорее всего, не оставило от пятилетней позитивной динамики никакого следа. При этом одна из основных задач накопительной пенсионной системы, а именно разгрузка республиканского бюджета, очевидно, не только не приблизилась к своему решению, но и с каждым годом отдаляется от него, что усиливает нестабильность всей пенсионной и финансовой системы Казахстана.
- И кто за это будет нести ответственность?
- Вы имеете в виду, виноваты ли в этом ЕНПФ или управляющие его средствами Национальный банк РК и частные компании? Ответ: конечно же, нет. Скорее всего, в аналогичных условиях даже самые лучшие западные фонды показали бы схожий результат. Поэтому, возможно, Казахстан в 2013 году, когда было принято решение о создании ЕНПФ, просто допустил ошибку и запутался в том, какую экономику он хочет построить. Ни одно государство в мире, работающее на принципах рыночной системы, не может обеспечить высокий уровень жизни пенсионерам самостоятельно. В условиях рынка это задача самих граждан. Так, может, и нам пора перестать изо всех сил держаться руками за государственную пенсионную систему прошлого, а ногами бежать в сторону рыночной системы?
- Что же будет, если такой бег на месте продолжится и дальше?
- Казахстанская финансовая система может просто не выдержать такого странного экономического поведения. Необходимо, наконец, определиться с тем, какую экономику мы пытаемся построить. Если это социализм, тогда ЕНПФ должен продолжить свое существование, а уровень пенсионных отчислений должен вырасти в разы. Если мы все-таки строим рыночную экономику (назовем ее капиталистической), то тогда государству нужно «отпустить поводья» и честно сказать гражданам, что нынешняя пенсионная система ведет ситуацию в тупик. А после этого совместно с экспертным сообществом предложить варианты решения проблемы.
- И какими могут быть эти варианты?
- Скажу сразу: все они будут подразумевать непопулярные решения и повышение степени индивидуальной ответственности граждан за обеспечение своей жизни на старости. Но по-другому этот вопрос в рамках капиталистической системы не решить. Можно, конечно, выбрать капитализм со скандинавским уклоном, но даже в этом случае пенсионный возраст должен повышаться, государство должно снимать с себя ответственность за пенсионные накопления граждан, отдавая функции их управления в руки частных компаний.
- Но если государство самоустранится, передав пенсионные активы в конкурентную среду, не обернется ли это еще более серьезными проблемами и рисками?
- Это не значит, что государство снимет с себя всякую ответственность. Это значит, что ему предстоит выстроить прозрачную и очень строгую систему регулирования, в которой частные управляющие компании будут честно конкурировать друг с другом за пенсионные деньги граждан, подталкивая государственную машину к более активному развитию финансового рынка Казахстана. Поскольку в том состоянии, в котором он существует сейчас, для того, чтобы показывать хорошую реальную доходность, большую часть капитала необходимо размещать в иностранных финансовых инструментах, иначе перманентное падение курса тенге и последующая за ним инфляция все равно будут обесценивать все достижения управляющих.