Транспортно-логистическая система - одна из ключевых сфер экономики Казахстана, поскольку является основой жизнедеятельности и экономического развития. Однако отрасль под давлением разных факторов испытывает ряд проблем, которые негативно влияют на экспортную деятельность компаний, конкурентоспособность отечественной продукции и в целом темпы экономического роста. Все это вместе мешают планам по преобразованию страны в полноценный транспортный хаб в Центральной Азии и в Каспийском регионе.

Количество не равно качеству

Согласно прошлогоднему рейтингу Всемирного Экономического Форума, Казахстан занимает 93-е место среди 137 стран по качеству автомобильных дорог (на одном уровне с Кот-д’Ивуаром и Аргентиной). В свою очередь, специалисты Азиатского Банка Развития подсчитали, что повышение этого качества хотя бы на 1% приведет к росту экспорта на 3,7% и импорта на 2,7%. А по расчетам Всемирного Банка, такое улучшение может увеличить количество рабочих мест до 0,4%.

В этой связи глава государства неоднократно ставил задачу перед правительством и профильными министерствами разработать комплекс соответствующих мер. При этом особое внимание требовал уделить автомобильно-дорожной отрасли, в частности довести к 2025 году до нормативного уровня 100% республиканских и 95% местных дорог. Выступая с Посланием народу Казахстана 1 сентября прошлого года, он снова вернулся к этому вопросу, подчеркнув, что, несмотря на огромные бюджетные вливания, он не сходит с повестки дня: «Правительству нужно взять данный вопрос под прямой контроль. До сих пор наблюдаются перебои с обеспечением битумом. Это нонсенс для крупной нефтедобывающей страны. Необходимы конкретные результаты...».

Напомним, из общей протяженности (96 тыс. км) автомобильных дорог в Казахстане 25 тыс. км составляют республиканские трассы и 71 тыс. км – местные автодороги, при этом, по официальным данным, первые соответствуют утвержденным нормативным требованиям на 90%, а вторые на 85%. Однако специалисты Института экономических исследований (ERI) считают правомерным поднять вопрос о пересмотре критериев оценки качества автодорог, а точнее – об исключении из числа якобы находящихся в удовлетворительном состоянии тех, что покрыты гравием, щебнем и грунтом.

Объясняют они это тем, что финансирование контроля качества и диагностики состояния республиканских дорог осуществляется за счет республиканских средств и при этом охватывается вся сеть. А для местной сети деньги выделяются акиматами на их усмотрение, и не всегда финансирование производится на достаточном уровне. Как следствие для дорог в регионах характерно слабое качество, далеко не все из них имеют твердое покрытие. Лишь 18 тыс. км или 26% застелены асфальтом и бетоном, остальные 52 тыс. км или 74% - гравием, щебенкой и грунтом. Тем не менее и те, и те подпадают под нормативные требования, хотя разница между ними существенная.

По словам аналитиков ERI, традиционно автодорогам, входящим в состав восьми транспортных коридоров, правительство уделяет больше внимания, поэтому задача их модернизации решается относительно быстрее. Тогда как местная сеть финансируется слабее, результатом чего остается низкий уровень развития автодорог в регионах, особенно в трех областях – Западно-Казахстанской, Актюбинской и Атырауской, хотя в последнее время, признают они, ситуация имеет тенденцию к улучшению. 

«В регионах до 2025 года необходимо будет построить и отремонтировать более 14 тыс. км автодорог, предусматривая выделение на эти цели ежегодно около 400 млрд. тенге плюс около 85 млрд. тенге на содержание уже отремонтированных участков. Несмотря на то, что согласно Бюджетному Кодексу, трансферты на развитие местных автодорог выделяются на паритетной основе (50% из республиканского и 50% из местного), не всегда акиматы регионов соблюдают эту пропорцию. Так, в 2022 году на строительство и реконструкцию местной сети было выделено 372,3 млрд. тенге, из них из республиканского бюджета 278,9 млрд. тенге, а из местного лишь 93,4 млрд. тенге», - подчеркивают в своем исследовании эксперты ERI. 

В целом, на их взгляд, развитие сети местных дорог должно быть направлено на улучшение связанности райцентров с опорными селами и городами в областях. При этом села будут связаны дорогами с твердым покрытием с центрами сельских округов и районными центрами, в то время как районные центры, моно и малые города будут соединены с областными центрами…

Дорожный бум

Решение этих и других проблем предложили разработчики Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года. Она была принята 2 февраля и ставит своей стратегической целью содействовать экономическому росту страны через развитие доступных, эффективных и безопасных транспортно-логистических услуг. Помимо улучшения технического состояния транспортной инфраструктуры, они предлагают внедрение интеллектуальных систем и цифровизацию услуг.

Согласно документу, в ближайшие годы 100% республиканских дорог и 90% местной сети будут приведены к нормативному техническому состоянию. Различными видами ремонтно-восстановительных работ охвачено не менее 30 тыс. км дорог областного и районного значения. При этом все международные автомобильные коридоры (13 тыс. км) будут приближены к мировым стандартам скорости, безопасности и сервиса, тем самым созданы возможности для привлечения дополнительных объемов транзитных грузов по направлениям «Север-Юг» и «Западная Европа–Западный Китай».

Кроме того, будет проведена модернизация свыше 50 автомобильных пунктов пропуска через государственную границу. Вдоль автодорог республиканского значения построят не менее 200 современных объектов придорожного сервиса, оснащенных инфраструктурой для полноценного отдыха, обогрева водителей в зимний период и с созданием сети зарядных станций для электромобилей. На всех ключевых объектах транспортно-логистической инфраструктуры будет обеспечено стабильное покрытие сетью мобильной связи не ниже четвертого поколения (4G) с доступом к сети Интернет, что позволит предоставлять широкую линейку цифровых онлайн-сервисов для водителей и пассажиров.

Также в планах авторов документа существенно упростить процедуры контроля при пересечении границы для автомобильных перевозок с объединением государственных услуг по принципу «единого окна». Еще ожидается, что Казахстан присоединится к международной системе автострахования и перейдет на электронные накладные и системы обмена данными между таможенными органами. К 2030 году среднее время прохождения пунктов пропуска грузовыми АТС в экспортно-импортном сообщении, обещают они, не будет превышать 20 минут, в транзитном сообщении – не более 10 минут. Данный показатель планируется достичь в том числе за счет внедрения принципа «одна остановка» наряду с мерами по развертыванию средств совместного таможенного контроля приграничных стран на нейтральной территории.

Что касается наращивания экспорта груза автомобильным транспортом, то его собираются достичь через всемерную поддержку отечественных международных автомобильных перевозчиков в рамках программы «свой груз – свое транспортное средство». Данная мера придаст импульс для активного вовлечения и продвижения отечественных услуг в торговых операциях с увеличением доли казахстанских грузовых автоперевозчиков на рынке транспортных услуг с 31% до, как минимум, 50%.

Железная логистика

Срочные меры Касым-Жомарт Токаев также поручил принять по части укрепления железнодорожного парка и проведения капитального ремонта путей. «Необходимо делать упор на развитие отечественного железнодорожного машиностроения. Определенные заделы есть. Надо активно поддержать казахстанских производителей», – заявил он. Масштабная модернизация, на его взгляд, требуется и «Қазақстан темір жолы» - вплоть до трансформации в национальную транспортно-логистическую компанию, что позволит ей более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.

В этой связи разработчики Концепции предлагают реализовать программу модернизации инфраструктуры, локомотивного и вагонного парка наряду с комплексными институциональными реформами и мерами по развитию конкурентного рынка. «Будут завершены институциональные реформы, в соответствии с требованиями законодательства создан национальный оператор инфраструктуры, а также реализованы меры по развитию конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок с учетом интересов государства и национальной безопасности. Соответствующие изменения в институциональной среде, правовой базе и тарифной модели обеспечат эффективное и сбалансированное регулирование отношений между национальной компанией, перевозчиками, операторами, экспедиторами и позволят всем участникам перевозочного процесса рентабельно функционировать в меняющихся условиях», - говорится в документе.

Так, реализация программы обновления парка группы компаний АО «НК «КТЖ» будет нацелена, по их расчетам, на повышение уровня сервиса для пассажиров через снижение доли пассажирских вагонов со сроком эксплуатации свыше 25 лет до не более 3%. При этом уровень локализации пассажирских вагонов, производимых в Казахстане с применением передовых европейских технологий, будет планомерно расти и достигнет 35% к 2030 году. Также для повышения эффективности перевозок планируется приобрести свыше 450 магистральных локомотивов, включая 403 единицы отечественной сборки с уровнем локализации более 30%.

Стоит отметить, что значимая роль в процессе модернизации парка подвижного состава будет отведена частным инвесторам и перевозчикам грузов. А со стороны государства будут созданы благоприятные условия для привлечения частного капитала через формирование полноценного рынка грузовых железнодорожных перевозок, что позволит снизить инвестиционную и долговую нагрузку на национального оператора. Повышение же эффективности перевозочной деятельности, в особенности в мультимодальных перевозках, будет достигнуто за счет дальнейшей цифровизации и автоматизации бизнес-процессов и создания цифрового мультимодального коридора для «бесшовной» транспортировки грузов, а также совершенствования тарифной политики и межгосударственной координации перевозок.

Как подчеркивают авторы Концепции, реализация первоочередных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной отрасли будет направлена, прежде всего, на повышение пропускной способности Транскаспийского международного транспортного маршрута, обеспечивая возможности для дополнительной переориентации грузопотоков с альтернативных транзитных маршрутов на казахстанский сегмент ТМТМ.

«Потенциал ТМТМ к 2030 году оценивается до 20 млн. тонн грузов в год (в 10 раз к текущему уровню), в том числе включая контейнерные перевозки до 2 млн. ДФЭ. Требуется проработать соответствующее развитие инфраструктуры ТМТМ для обеспечения соответствующего грузопотока, что создаст возможности для потенциальной переориентации на данный коридор от 3% до 20% ежегодного объема транзитных грузов, следующих по направлению «Восток–Запад» через альтернативные транзитные маршруты. Таким образом, ТМТМ станет основным связующим звеном для диверсификации транзитных и экспортных возможностей Казахстана», - отмечают специалисты.

Кроме того, планируется строительство вторых путей на участке «Достык–Мойынты», что, по их расчетам, позволит увеличить его пропускную способность в пять раз уже к 2025 году с повышением скорости следования контейнерных поездов до 1,5 тыс. км в сутки. А за счет открытия третьего железнодорожного пограничного перехода на границе с КНР пропускная способность инфраструктуры на данном направлении позволит принимать и отправлять дополнительно до 20 млн. тонн грузов ежегодно. Также благодаря снятию инфраструктурных ограничений (в том числе строительству новых объектов на территории иностранных государств) наряду с планируемым сокращением времени прохождения пограничных и таможенных процедур до среднеевропейского уровня, потенциальный объем транзитных контейнерных грузов, проходящих через Казахстан по участку международного транспортного коридора «Север-Юг», составит до 240 тыс. ДФЭ ежегодно. Потенциальный объем неконтейнеризируемых грузов составит до 10 млн. тонн.

Воздушные планы

Значительные изменения ожидают и отрасль воздушного транспорта, где стратегической задачей является создание благоприятных условий для развития транзита пассажиров и грузов, а также привлечения ведущих мировых эксплуатантов воздушных судов и логистических компаний к созданию постоянно действующих бизнес-единиц в казахстанских аэропортах. Ее достижение также планируется за счет масштабной модернизации соответствующей аэропортовой инфраструктуры (включая аэродромы, авиационное оборудование, топливозаправочный комплекс), цифровизации обмена данными и документами, упрощения таможенных процедур (включая создание специальных зон) и бесперебойного обеспечения авиационным топливом с прозрачным механизмом ценообразования. Плюс будут модернизированы системы аэронавигационного обеспечения с поэтапным внедрением современных спутниковых технологий.

Как поясняют авторы документа, на базе узловых аэропортов (Астана, Алматы, Актау, Шымкент) будут созданы региональные транзитные транспортные узлы (хабы) с упрощенным таможенным и пограничным режимами для развития грузового и пассажирского авиатранзита, а также сопутствующих сервисных услуг. Это позволит сформировать инфраструктурную и институциональную основу для становления Казахстана региональным лидером по темпам развития отрасли воздушного транспорта.

По их словам, реализация транзитного потенциала авиаперевозок сосредоточится на маршрутах по направлению «Азия–Европа–Азия» с использованием современных воздушных судов и посредством организации удобной стыковки маршрутов в европейские и азиатские страны через узловые аэропорты Казахстана. Также будут созданы регуляторные, инфраструктурные и сервисные условия для привлечения новых международных авиарейсов по направлению «Европа–Казахстан–Азия» с перспективой развития межконтинентального грузового хаба на базе одного из действующих аэропортов страны. В остальных узловых аэропортах будут выполнены работы для приведения их инфраструктуры к минимально-необходимому техническому состоянию с возможным развитием в качестве авиационных хабов по мере формирования спроса.

Кроме того, продолжится пополнение парка отечественных авиакомпаний новыми воздушными судами через механизмы лизингового финансирования, что позволит повысить уровень безопасности полетов и в полной мере удовлетворить потребности населения и бизнеса в стабильных, безопасных и комфортных авиаперевозках.

«Либерализация рынка воздушных перевозок по опыту ЕС будет способствовать появлению новых низкобюджетных авиакомпаний, которые смогут эффективно конкурировать с национальными авиаперевозчиками, расширить круг потребителей и способствовать росту объема авиаперевозок и снижению стоимости билета. Сеть международных авиасообщений увеличится как минимум на 30 новых маршрутов. Наряду с этим продолжится развитие аэродромов для местных воздушных линий с возможностью приема воздушных судов массой от 10 до 50 тонн (Airbus-320, Boeing-737). В свою очередь создание единого оператора по обеспечению авиационной безопасности повысит уровень безопасности стратегических аэропортов страны, будет благоприятствовать успешному прохождению международных аудитов и сделает возможным перспективный переход гражданской авиации Казахстана на европейскую модель обеспечения авиационной безопасности», - обещают кураторы Концепции.

Водная интеграция

Не осталась без внимания и отрасль водного транспорта. В данном направлении поставлена приоритетная задача - трансформировать казахстанские порты в один из ведущих транспортно-логистических хабов Каспийского моря через модернизацию инфраструктуры и увеличение численности отечественного торгового флота для перевозки сухих и нефтяных грузов. При этом акцент будет сделан на реализацию инвестиционных проектов, направленных на обеспечение технологической модернизации, встраивание в глобальные цепочки создания стоимости и поставок. Дальнейшая интеграция водного транспорта в мультимодальные логистические цепочки будет осуществляться через активное развитие цифровизации и автоматизации перевозочного процесса в морских портах с объединением с прикаспийскими портами (единая цифровая платформа).

Как указано в Концепции, для реализации проектов по развитию инфраструктуры морских портов будут применяться инструменты государственно-частного партнерства с привлечением частных инвестиций в создание специализированных терминалов, при этом государством будут обеспечены условия для безопасной портовой деятельности. Для снижения числа аварийных случаев на морском транспорте будет завершено внедрение системы управления движением судов в порту Актау с последующим ее объединением с системами портов Курык и Баутино. А для обеспечения безопасного судоходства и координации аварийно-спасательных мероприятий будет создан морской спасательный координационный центр.

«Продолжится цифровизация контрольно-надзорных функций государственных органов с созданием системы электронного документооборота в морских пунктах пропуска по принципу «единого окна», что позволит значительно ускорить процесс прохождения процедур и повысить эффективность перевозок. Реализация межгосударственных договоренностей будет направлена на расширение географии маршрутов, включая перевозку нефти и паромных грузов, что в свою очередь придаст импульс развитию торгового флота. Государством будут оказаны меры поддержки для развития отечественной судостроительной и судоремонтной базы. Что касается мер по развитию грузоперевозок по судоходным водным путям, то они включат в себя модернизацию береговой инфраструктуры на основе ГЧП с приведением их состояния в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими возможность организации мультимодальных перевозок», - говорится в документе.

Единый механизм

Примечательно, что роль основного драйвера развития логистики и транзита будет играть Национальная транспортно-логистическая компания с созданием комплексного 3PL-4PL оператора транспортного сервиса. В сферу ее деятельности войдут услуги по перевозке грузов различными видами транспорта, терминально-складская деятельность, логистический консалтинг и аутсорсинг с применением инновационных технологий. Кроме того, будет создано пять промышленных транспортно-логистических хабов вблизи границ Казахстана с Китаем, Россией, Кыргызстаном и Узбекистаном, а также в Прикаспийском регионе, что позволит нарастить товарооборот со странами Центральной Азии в 2,4 раза с 6,3 до 15,0 млрд. долл. США, в том числе за счет увеличения казахстанского экспорта на 560 млн. долл. США.

Ну и, наконец, для повышения эффективности взаимодействия между различными видами транспорта и государственными органами в мультимодальных перевозках разработчики Концепции предлагают активно внедрять автоматизированные информационные системы с окончательным переходом на безбумажный обмен данными и документами. В частности, будет создан «зеленый коридор» для транзитных грузов на основе единой цифровой платформы, объединяющей информационные системы контролирующих органов, без ограничения доступа отечественным производителям и участникам внешнеэкономической деятельности.

При грамотной реализации всех предложенных мер к 2030 году транспортно-логистические коридоры, проходящие через Казахстан, будут в полной мере обеспечивать потребности экономики в транспортных услугах с учетом прогнозируемых изменений в структуре грузопотоков и растущего спроса на внутренние и транзитные перевозки в условиях геополитической и экономической турбулентности, уверены специалисты. Страновой рейтинг Казахстана по показателю «инфраструктура» в мировом рейтинге конкурентоспособности (WCR), ежегодно публикуемом Международным институтом развития менеджмента (IMD), вырастет с 46 места в 2022 году до, как минимум, 39 места в 2030 году, ожидают они.