Эпопея с отмененным аукционом и «утерянным» решением к нему нашла свое отражение в храме правосудия в Нур-Султане, но в каком виде?!

Не дождавшись мотивированного ответа от столичного ведомства, ТОО «Тениз Ойл» обратились в столичный СМЭС с иском о признании незаконным и отмене решения об отказе в заключении контракта. В ходе предварительного слушания представители Минэнерго иск не признали, просили суд отказать в удовлетворении, пояснив, что сообщили об отмене аукциона уведомлением на основании протокольного решения от 21 ноября 2019 года. Однако суду на обозрение указанный документ предоставлен не был.

Судом указывается: «В конкретном случае заявитель был вправе обжаловать действия уполномоченного органа, выраженное в уведомлении от 21 ноября 2019 года от отмене результатов аукциона протокольным решением».

Однако указанный вывод суда является в корне неверным в силу ст. 99 Кодекса РК «О недрах и недропользовании», где говорится, что «если по итогам рассмотрения заявлений не был допущен к участию в аукционе ни один заявитель (кроме лица, подавшего заявление на проведение аукциона), комиссия по проведению аукционов в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, предоставленного для подачи заявлений на участие в аукционе, либо со дня окончания срока рассмотрения заявлений на участие в аукционе принимает решение об отмене аукциона».

То есть решение об отмене аукциона, направленное в адрес заявителя 21 ноября 2019 года не могло быть оспорено Заявителем, так как к участию в аукционе в итоге был допущен только один Заявитель. В этом случае комиссия по проведению аукционов была обязана принять решение об отмене аукциона.

А последствием такой отмены должно было явиться заключение контракта на недропользование с заявителем, чего Минэнерго не сделал.

Примечательно то, что обжаловать определение суда не представилось возможным ввиду того, что представителей ТОО попросту не допустили на заседание. Со слов юриста ТОО, в течение назначенного времени было осуществлено более 20 телефонных звонков на номер секретаря, и все - безуспешно. По истечении времени секретарь уведомила о том, что не смогла дозвониться, при этом ни одного звонка из суда не поступало.

ТОО обратились вновь в храм правосудия с иском о признании незаконными действий по отмене аукциона. Судья СМЭС г.Нур-Султан отказала в иске, ввиду того, что Ответчиком пропущен срок исковой давности. Однако считаем необходимым отметить, что сведения о том, что аукцион был отменен для доработки минимальных требований у Заявителя появились только на основании письма от 11 марта 2020 г в котором указывался отказ в заключении контракта на недропользование и таким образом сроки для обжалования были сохранены.

Каких-либо сведений о наличии отказа у ТОО не имелось – подобные документы являются внутренними (служебными) документами и не могут быть предъявлены третьим лицам.

 В судебном заседании представитель Минэнерго устно озвучил наличие Протокольного решения Минэнерго об отмене аукциона, однако в судебное заседание на изучение суда и Заявителя не представил.

При этом сам суд указывает в решении, что находит доводы о незаконности действий ответчика в лице Минэнерго обоснованными и прокуратурой дано заключение об удовлетворении исковых требований ТОО. Несмотря на очевидные факты, суд принял заведомо незаконное решение об отказе в удовлетворении исковых требований на основании пропуска срока исковой давности.

И опять все бы ничего, но решение об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду пропуска срока исковой давности было оглашено 26 октября 2020 г, а ходатайство о применении срока исковой давности появилось в материалах дела после оглашения, аж 28 октября 2020 г.

 Все таки, считаем что органу надзора следует внимательно присмотреться к действиям суда, поскольку прерогативой прокуратуры является в силу ст.6. Закона « О прокуратуре» надзор за законностью актов, действий (бездействия) государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц… Надзор осуществляется путем проведения проверок и анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу.