Министр образования и науки написал пост о поддержке детей из социально-уязвимых семей. Напомним, эти семьи, где среднедушевой доход на каждого члена семьи составляет ниже 70% от регионального прожиточного минимума. По состоянию на 1 мая 2022 года адресная социальная помощь назначена 571,1 тыс. человек из 111,4 тыс. семей. В текущем году на эти цели из бюджета выделено 84,7 млрд тенге.
Кроме того, в рамках реализации нового механизма оказания АСП во всех регионах страны ведется работа по обеспечению детей дошкольного возраста из малообеспеченных семей гарантированным социальным пакетом (далее – ГСП).
На 1 мая 2022 года 144,6 тыс. детей из числа получателей АСП в возрасте от 1 года до 6 лет назначен ГСП в виде наборов продуктов и бытовой химии.
«Инклюзивность является одним из важнейших аспектов образования.
Поддержка различных групп обучающихся – детей с ограниченными физическими возможностями, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др. – является приоритетным направлением нашей работы.
Сейчас же остановлюсь именно на инклюзии детей из социально уязвимых семей.
Многочисленные исследования показывают важность поддержки не только талантливых школьников, но и школьников из социально уязвимых групп.
Стоит отметить, что в нашей стране многое делается для поддержки талантливых детей.
Система отбора в вузы, распределение вузовских грантов, специальные школы для одаренных детей, проведение различных олимпиад, конкурсов и др. Даже при оценивании педагогов традиционно обращается внимание на достижения преуспевающих учеников, а не на работу со слабоуспевающими.
Казалось бы, все справедливо – сдай экзамены, получи более высокий балл, и, как говорится, побеждает сильнейший.
Но справедливости ради надо признать, что для того, чтобы поступить в школы для одарённых детей, родители нередко привлекают репетиторов. Как правило, дети из семей с невысоким социально-экономическим статусом не могут позволить себе такого.
В теории отбор должен обеспечить одинаковый и справедливый доступ для всех, однако мы видим, что система отбора все же нуждается в дополнении.
И здесь важно соблюдение баланса меритократии и инклюзивности.
Многочисленные исследования показывают важность поддержки не только талантливых школьников, но и школьников из социально уязвимых групп.
В нашей стране многое делается для поддержки талантливых детей.
И здесь важно соблюдение баланса меритократии и инклюзивности.
Итак, что мы делаем для баланса в этом вопросе в школах, колледжах и вузах.
1. По школам. В этом году мы приняли решение ввести новую 15%-ю квоту для детей из социально уязвимых семей для поступления в специализированные школы. То есть теперь более 2000 детей из таких семей смогут поступить по новой квоте в школы «БИЛ», «Дарын» и т.д.
15% – это небольшое количество, поэтому, несмотря на переживания руководителей специализированных школ о том, что это отразится на результатах школ, мы приняли такое решение. Среда и общение с детьми с высокими академическими достижениями положительно повлияют на этих школьников, и я убежден в том, что они смогут быстро адаптироваться, подтянуть знания и преуспеть в учебе.
2. Мы вводим проект «Цифровой репетитор». Суть нововведения заключается в том, чтобы предоставить возможность детям из социально уязвимых семей (это около 500 тысяч школьников) еженедельно и бесплатно получать не менее трех дополнительных уроков по математике, языкам или наукам. Мы попросили Фонд «Народу Казахстана» поддержать финансирование этого проекта.
3. По колледжам. В этом году из республиканского бюджета мы выделили дополнительно 45 тысяч грантов, которые будут переданы акиматам и местным колледжам, чтобы они могли увеличить охват обучением в колледжах. Не секрет, что из-за недостаточного финансирования акиматов многие не могли получить бесплатные гранты для обучения в колледжах.
4. Что касается вузов. В прошлом году при распределении грантов мы впервые ввели квоту для детей из социально уязвимых семей для обучения в вузах. Благодаря этому в разы увеличились шансы получить образование за счет государства у тех, для кого еще в прошлом году эта возможность была куда менее доступной.
Видя результаты первого года обучения этих студентов и эффективность такого решения, в этом году мы приняли решение дополнительно увеличить квоту и довести до 15% от общего количества грантов. То есть возможность обучиться за госбюджет получат еще 5 тысяч детей из социально уязвимых слоев.
5. Кроме того, в этом году мы до 35% увеличиваем квоту для выпускников сельских школ, чтобы обеспечить для них доступ к получению высшего образования.
Глава государства уделяет большое внимание поддержке детей. В рамках данной работы нами будут реализованы системные меры по созданию условий как для талантливых детей, так и для детей из социально уязвимых групп», - написал министр Асахат Аймагамбетов.