1 мая 2023 года вступил в силу Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан".
В частности, закон предусматривает, что в рамках децентрализации полномочий между уровнями государственного управления из функций правительства исключается осуществление структурной и инвестиционной политики, а также формирование госполитики в области культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта.
Также правительство не будет обеспечивать исполнение законов республики, контролировать их исполнение министерствами и местными исполнительными органами.
Вместе с тем говорится, что министерства в пределах своей компетенции формируют государственную политику по инвестициям, развитию культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта.
Кроме того, из компетенции правительства исключается:
- организация работы по изготовлению эталонов Государственного флага и Государственного герба Республики Казахстан, соответствующих национальным стандартам и их изображениям, утвержденным настоящим Конституционным законом;
- утверждение правил замены и уничтожения Государственного флага, Государственного ферба Республики Казахстан, не соответствующих национальным стандартам.
Эти функции передаются уполномоченным органам в области государственных символов Республики Казахстан.
Ожидается, что разграничение полномочий между уровнями государственного управления положительно отразится на доверии граждан к деятельности государственных органов.
Также вступил в силу сопутствующий закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан", который устанавливает, какие функции правительства перешли госорганам.
Между тем 8 апреля 2023 года Конституционный суд вынес нормативное постановление по указанным законам, в котором говорится, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
В постановлении указывается, что принятые Конституционный закон и сопутствующий закон инициированы правительством в рамках реализации Послания президента РК народу Казахстана от 1 сентября 2022 года "Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество".
В качестве законодательных новелл предложены меры по децентрализации государственной власти, предусмотрены новые подходы по разграничению полномочий между уровнями государственного управления (правительство – центральные исполнительные органы – местные исполнительные органы), - говорится в тексте.
Суть принятых подходов выражена в следующем:
- правительство республики разрабатывает, формирует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий;
- центральный исполнительный орган наделяется полномочиями по формированию и реализации государственной политики в отраслях, в том числе по осуществлению международного сотрудничества, и другими;
- местные исполнительные органы наделяются полномочиями по реализации государственной политики (частично);
- местные исполнительные органы областного уровня передают на районный уровень функции по обеспечению жизнедеятельности местного населения (частично).
Ряд полномочий, таких как обеспечение территориальной целостности, регулирование земельных отношений, территориальных вод, государственного устройства, организация управления государственной собственностью и другие, сохранены за правительством.
В связи с чем внесены поправки в действующие четыре конституционных закона, 14 кодексов и 150 законов РК.
Конституционный суд установил, что в целом проверяемые законы согласуются с нормами Конституции, а также статьями, устанавливающими основные полномочия правительства и местных исполнительных органов.
Вместе с тем в процессе подготовки и заслушивания данного обращения выявлено несоблюдение отдельных процедур внесения закона (несвоевременное и неполное представление сопутствующих законопроекту проектов подзаконных нормативных правовых актов и т.д.), которое, вместе с тем, не влекут за собой нарушения установленного Конституцией порядка принятия законодательных актов.
"Конституционный суд, принимая во внимание официальные разъяснения, данные уполномоченными государственными органами и должностными лицами, не установил несоответствия Конституции РК проверяемых Конституционного закона и Закона", - говорится в постановлении суда.
Как отметили в Конституционном суде, целью проверяемых законов является обеспечение последовательного продвижения и реализации реформ, направленных на кардинальное обновление всех ветвей власти, совершенствование системы государственного управления, упрочение таких фундаментальных ценностей, как верховенство закона, единство народа, социальная справедливость и внутриполитическая стабильность.
В этой связи Конституционный суд считает, что отдельные положения Конституционного закона и закона, которые могут создать противоречия в правовом регулировании и проблемы в правоприменительной практике, подлежат дальнейшему совершенствованию.