Министерство просвещения разработало профессиональный стандарт для педагогов дошкольного воспитания и обучения, среднего, дополнительного, а также технического и профессионального образования.

Профессиональный стандарт разработан с целью установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценки уровня квалификации педагогов, проведения аттестации, формирования должностных инструкций, сертификации и подтверждения квалификации, подготовки кадров.

Стандарт определяет основы для образовательных программ подготовки, повышения квалификации педагога и возможности для непрерывного профессионального обучения, приоритеты в переподготовке специалистов из других сфер деятельности, способствует поддержке практики преподавания/воспитания и обучения педагога, профессиональной приверженности, общественного доверия и уважения, развивать лидерство педагога в преподавании/обучении и воспитании в профессиональном сообществе.

Стандарт:

  • описывает содержание педагогической деятельности, требования к уровню его подготовки;
  • является основой для разработки образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, переподготовки специалистов из других сфер деятельности;
  • описывает компетенции профессионального восхождения от подготовки и вхождения в профессию до педагогического мастерства;
  • формирует основание для соотнесения трудовой деятельности конкретного педагога и профессионально признанного эталона практики;
  • предоставляет педагогу возможности для профессионального развития собственной карьеры;
  • является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития педагога;
  • предоставляет педагогу возможность развивать лидерские качества в преподавании, обучении и воспитании, активно реагируя на изменения и инновационные процессы;
  • является навигатором профессионального развития педагогов.

Стандарт применяется при:

  • обеспечении единого понимания профессиональных компетенций педагога и информирование заинтересованных сторон общества;
  • определении целей и содержания программ профессионального обучения;
  • описании профессиональных компетенций педагога в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
  • развитии системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагога;
  • установлении и оценке уровней квалификационных требований и трудовых функций педагога;
  • управлении изменениями и адаптации содержания собственной педагогической деятельности.

Так, к компентенции педагога отнесены:

  • Профессиональные ценности. Выполняет свою профессиональную деятельность на основе уважения и ответственности, честности и справедливости.
  • Профессиональные знания. Понимает педагогические подходы качественного обучения на основе знаний стратегических документов в области образования, культурных ценностей и теории обучения.
  • Практика преподавания/обучения и воспитания. Планирует образовательный процесс, организует безопасную, благоприятную среду для всех обучающихся/воспитанников и обеспечивает достижение целей обучения и воспитания.
  • Профессиональное развитие. Управляет собственным профессиональным ростом и развивает компетенции для эффективной педагогической деятельности.

При этом ранее утвержденный профессиональный стандарт "Педагог" утрачивает силу.

Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 25 сентября.