Украинскую действительность и особенно события на юго-востоке этой страны большинство наших граждан воспринимает так, как они подаются в российском информационном пространстве. Что вряд ли может способствовать формированию объективного представления. Известный казахстанский эксперт Рахимбек Абдрахманов в течение трех месяцев находился в Украине и поделился с нами своими наблюдениями.

Общество с активной гражданской позицией

- Что вы делали в Украине? Какой она вам показалась? Можно ли сказать, что в этой стране ситуация достаточно стабильная? Каков моральный дух украинского общества?

- Говоря образно, в Украине я занимался «политическим туризмом»: целью моей поездки было изучение происходящих там политических и экономических процессов. То, как и чем живет Украина после «революции достоинства», важно не только проанализировать, но и сделать из этого правильные выводы.

Мало кто в казахстанском обществе знает, что после Майдана система государственного управления столкнулась с кризисом компетенций. Люди, оказавшиеся во власти, больше готовились к революции, а не к тому, что будет потом. К сожалению, реформы были задвинуты революционерами на «вторую полку», что, конечно же, не лучшим образом сказалось на жизни украинцев.

В ходе поездки я встречался с политиками, общественными деятелями, активистами. Мы записывали интервью на актуальные темы, исследовали то, как проводятся реформы, изучали материалы и документы, которые удалось добыть. В общем, делали все, чтобы составить собственную картинку происходящего и донести ее до широкой общественности.

Находясь в Киеве, состояние войны практически не ощущаешь. Единственное – на улице больше военных, чем привык видеть в мирное время. Выражение их лиц отчасти передает то напряжение, которое царит сегодня на юго-востоке страны. В целом политическая ситуация стабильная, что подтверждается макроэкономическими показателями. Но о них скажу чуть позже.

Сегодняшний Киев - это полноценная европейская столица. Приятно находиться в эстетичном, образованном и гостеприимном обществе. Киевляне очень приветливые люди и легко идут на контакт. С большим интересом относятся к нашей стране, но, к сожалению, мало осведомлены о том, что здесь происходит. Многие считают, что Казахстан - это богатое нефтяное государство с высокими доходами граждан и процветающей экономикой. Поневоле приходилось развеивать этот стереотип.

В целом общественные настроения излучают больше позитива. Конечно, присутствует некая разочарованность низкими темпами реформ, коррупцией, сохраняющимся влиянием олигархического капитала, отсутствием ожидаемого роста доходов. Но позитивные тренды становятся преобладающими.

В обществе растет уровень требовательности к компетентности государственного аппарата, работе чиновников, правительства, судей. В этом направлении активно работает гражданское общество, что, безусловно, дисциплинирует госслужащих. Позитивными изменениями страна во многом обязана активному участию именно гражданского общества, неправительственных организаций. Это как раз тот фактор, который держит чиновников в тонусе и заставляет их работать эффективно.

Украина после «Революции достоинства» прошла интересный путь в плане становления активного гражданского общества. Стоит отметить такой позитивный тренд: если раньше был общественный запрос на политиков не коррумпированных, то теперь люди осознали важность компетенций и учатся ее распознавать. И власть слышит общество. Ведь граждане Украины теперь не боятся высказывать свое мнение и делают это все более внятно, что заметно по снижению уровня голословности. Радует, что сегодня практически каждый может пойти в политику – достаточно иметь желание и активную гражданскую позицию.

Украина – не такая уж и бедная страна

- Как бы вы оценили уровень жизни среднестатистического украинца?

- Я не считаю Украину бедной. Средняя заработная плата составляет 12 549 гривен, или около 190 тысяч тенге. Это вполне сопоставимо с цифрой, которую показывает в Казахстане официальная статистика. Люди там живут не хуже, чем у нас, а по определенным параметрам даже лучше. Украина пользуется безвизовым режимом в отношениях с ЕС, что дает ей доступ к большому рынку труда, капитала, технологий. За последние несколько лет наметился устойчивый тренд к росту реальных доходов населения, активно развивается МСБ.

Недавно американский инвестиционный банк J.P.Morgan подтвердил прогноз роста ВВП Украины в текущем году на 5,6%. У страны улучшилось торговое сальдо, экспорт постепенно оживает после пандемии 2020-го. Гривна – довольно стабильная валюта, ее курс сегодня находится примерно в том же диапазоне что и пять лет назад. После Майдана рейдерских захватов бизнеса стало гораздо меньше, пошел на убыль чиновничий произвол, суды становятся более справедливыми, ведется эффективная борьба с коррупцией. Конечно, все это происходит не просто так, а благодаря активному участию гражданского общества.

Данные процессы обеспечивают позитивную динамику деловой активности населения, стимулируют приток внутренних и внешних инвестиций. Тем не менее, на экономику продолжают давить существующие структурные недостатки, высокие налоги на бизнес и население, монополии и несовершенство государственного управления. Многое, конечно, зависит от того, как будет складываться ситуация на юго-востоке страны, ведь серьезная военная эскалация скажется не только на настроениях людей, но и на бюджете страны, поведении инвесторов и макроэкономической стабильности как таковой.

Еще хочется добавить, что в Украине запущен процесс приватизации, который, пусть и с промедлениями, но набирает темп. Вместе с сокращением государственного участия в экономике повышается роль МСБ, снижается нагрузка на бюджеты. Тогда как в Казахстане сегодня, после приватизации 1990-х, доля госсобственности разрослась до уровня ВВП (около 160 млрд. долл. США) и продолжает расти, что существенным образом тормозит деловую активность в стране.

Президентство Зеленского: актив и пассив

- Президентство Владимира Зеленского как-то отразилось на умонастроениях в украинском обществе?

- Есть разочарование. Причем оно разделяется как основной частью общества, так и украинским политикумом, общественностью. Зеленский заметно теряет поддержку в народе, что делает маловероятным его избрание на второй срок. Президента ругают за некомпетентность, фаворитизм. Считается, что он патронировал в политике друзьям и знакомым. На самом деле его можно обвинять в чем угодно, но есть вещи, которые можно записать ему в актив.

Первое - это разворот политической системы в сторону плюрализма, сильного и влиятельного гражданского общества, слышащего и реагирующего государства. Процессы, происходящие в госуправлении, перестали быть закрытым «черным ящиком». Практически каждое политическое решение находится на слуху общественности, в чем немаловажную роль играет существенно укрепившийся при Зеленском третий сектор. К примеру, сегодня в Украине работа депутатов Верховной Рады внимательно контролируется рядом общественных организаций, среди которых «Центр противодействия коррупции» (ЦПК). Любая попытка депутата парламента отклониться от легитимной повестки, неправильно проголосовать или воздержаться при голосовании за важный для страны законопроект, или, допустим, скрыто пролоббировать интересы определенных лиц, компаний, - и ЦПК делает это достоянием общественности. В целом в украинском социуме есть консенсус относительно того, что Зеленский окончательно развернул государство в сторону демократического управления. Следующим лидерам, если они вдруг захотят переломить запущенный тренд и вернуть страну к авторитарной модели (как это произошло при Януковиче после Ющенко), сделать это будет очень непросто.

Второе и немаловажное обстоятельство - президент не уличен в коррупционных скандалах, преследованиях оппозиции и попытках узурпировать власть. Это является фундаментом все еще сохраняющегося положительного имиджа Зеленского. Да, президента критикуют, но никто не ставит под сомнение его легитимность. А это важный фактор поддержания политической стабильности, которая сейчас, в период роста напряженности на восточной границе и перед лицом вероятной угрозы внешней агрессии нужна стране как никогда.

Третье и, наверное, главное – это повышение электоральных требований к власти. Украинский избиратель от выборов к выборам становится все более разборчивым. А вместе с ростом его грамотности повышается и компетентность политикума. Электоральное «горнило» сужается, поэтому случайных людей в политике становится все меньше. Избиратель уже может отличить популиста от технократа, левого от правого, эксперта от дилетанта. Растут требования как к моральной чистоплотности политика, так и к его компетенциям, опыту, общественным заслугам. В политическую систему Украины вливаются авторитетные и отличившиеся общественные деятели, гражданские активисты, что позитивно влияет на процессы, обеспечивает ротацию в бюрократии, способствует росту компетенций и профессионализма.

«Фактор Саакашвили»

- Всегда хотелось понять до конца, что делает там Михаил Саакашвили. Можно ли говорить о его влиянии на процесс украинских реформ?

- На меня Михаил Николозович произвел очень хорошее впечатление. Человек вдумчивый, с хорошими манерами, внимателен к собеседнику и очень рассудителен.

Чтобы лучше понять, почему он находится в Украине, важно знать его базовую цель как политика. Свою миссию Саакашвили видит в том, чтобы оставить след в мировой политической истории. Он хочет остаться в книгах как человек и политик, сыгравший большую роль в демократизации и рыночной модернизации постсоветского пространства. Инициировав политические и экономические преобразования в Грузии, он наглядно продемонстрировал миру, что постсоветские страны вполне могут реформироваться, что старые представления можно и нужно преодолевать, что коррупцию в той же системе МВД можно победить за восемь месяцев.

Саакашвили на практике показал, что старых и догматичных политиков нужно сажать в тюрьмы (если они совершали преступления) или отправлять на пенсию (если они не могут перестроить мышление). Украину он рассматривает как поле боя за будущее своих идей и политических установок. В его понимании демократизированная и рыночная Украина - это важный этап в модернизации постсоветских стран и серьезный удар по деструктивным трендам, связанным с усилением имперского влияния России. Как-то Михаил Николозович проговорился, что последним пунктом его политической борьбы будет сама Россия в плане установление там демократической и справедливой формы государственного управления.

Применительно же к Украине еще одной своей целью Саакашвили определил системные реформы. Вначале он пытался осуществить их в Одесской области, чтобы на примере отдельного региона показать, как можно модернизировать страну. Но столкнувшись там с проблемами, которые невозможно было решить, не реформировав систему управления в центре, Саакашвили решил возглавить Национальный совет реформ. Думаю, в Одессе он пришел к выводу, что важнейшие политические и экономические преобразования в Украине возможно имплементировать только при условии близости к центру.

Сегодня возглавляемый им Национальный совет превращается в мощную аналитическую структуру, инициирующую и продвигающую важные реформы, начиная со сферы ЖКХ и заканчивая таможенной службой. То, что дало эффект в Грузии, он пытается использовать и в Украине. Зачастую в Офисе простых решений, рабочем органе Национального совета реформ, можно увидеть грузинских, европейских, американских политиков, имеющих опыт в имплементации определенной реформы. В частности, во время нашего посещения там бурно обсуждали варианты таможенной реформы. В дискуссии участвовал Георгия Цхакая, который до этого успешно реализовал подобный проект, будучи руководителем Службы доходов Грузии. Конечно, не все получается, но главное – процесс идет.

Донбасс: степень риска эскалации зависит от рейтингов Путина

- В связи с ростом напряженности на юго-востоке Украины многие наблюдатели высказывают опасения, что она может перерасти в «горячую» фазу. Каково ваше мнение на этот счет?

- Я связываю вероятность обострения конфликта в Донбассе с рейтингами российского лидера. Если вы посмотрите на рейтинги Путина в 2012-13 годах, когда в Москве шли митинги за честные выборы, то увидите, что тогда они упали до минимальных показателей (60%). Потом случился «Крымнаш», после чего произошел их взлет до 85%. Путин хорошо понимает, что рейтинги - это легитимность, и чем они ниже, тем сложнее будет доказывать людям, зачем ты сидишь в кресле.

Сейчас экономика России стагнирует, рейтинг доверия к властям, особенно на фоне активных действий оппозиции, резко упал. Поддержать внутреннюю стабильность за счет экономического роста, резервы которого исчерпаны, правительство сейчас не может, поэтому там решили прибегнуть к старому и проверенному методу - поиску внешнего врага. Власти боятся весеннего и летнего обострения протестов, связанных с посадкой Навального, и готовятся к нему в том числе и таким образом. В военное время будет легче использовать ограничители социальной активности, будь то блокировка интернета или комендантский час. Думаю, что уровень эскалации в Донбассе будет напрямую зависеть от силы и потенциала протеста внутри России.

- Владимир Зеленский высказал мнение, что НАТО и Евросоюзу надо принять Украину в свой состав, поскольку только это может гарантировать ее безопасность. Такая постановка вопроса вызывает поддержку в украинском обществе?

 - Главный урок, который Украина извлекла за последние годы, состоит в том, что полагаться можно только на себя. Конечно же, существуют пакеты помощи от МВФ, военные поставки из США, санкционная политика Запада, но местный политикум хорошо понимает, что есть так называемые «красные линии», через которые никто из западных партнеров переступить не решится. За последние семь лет Россия уже более десятка раз нарушила международные договоренности и обязательства, будь то Будапештский меморандум 1994 года, Беловежские соглашения от 8 декабря 1991-го или Заключительный акт Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству от 1975 года. Тем не менее, пресловутых «адских» санкций мы так и не увидели. «Северный поток» продолжают строить, эмбарго на углеводороды из России не введено, от SWIFT ее пока никто не отключил. Это говорит о некой сдержанности Запада и «правильной» расстановке приоритетов.

Реагировать на происходящее в Украине надо, но в то же время злить «медведя» никто особо не стремится. На Западе нет единой консолидированной позиции, он не монолитен даже перед лицом подобных экзистенциальных угроз миропорядку. Находясь в Украине, это отчетливо видишь. И при текущем состоянии дел Запад может обещать включение в состав НАТО, даже может инициировать голосование, чтобы остудить чей-то пыл, но самого членства не будет.

Виктор Андрусив, руководитель крупнейшего политического «think tank» - «Украинского института будущего», считает, что сегодня основным приоритетом является не членство в НАТО (его попросту не дадут, и иллюзий по этому поводу быть не должно). Главное, на что сегодня, по его мнению, необходимо сделать упор, - это повышать компетенции в государственном управлении, укреплять экономику и вооружаться. Вот три кита безопасности. Наличие сильного и монолитного государства вынудит потенциального агрессора на огромные издержки. И вероятность войны – это в первую очередь вопрос издержек, того, готов ли противник их нести. Чем выше они будут, тем менее вероятен военный конфликт.