В 2021 году планируется проведение прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов. Мы решили забежать немного вперед и порассуждать с экспертами о том, каким требованиям должны соответствовать кандидаты. Нужно ли им непременно быть членами партий? Необходимо ли наличие определенного опыта? Должны ли они постоянно проживать на территории соответствующих аулов и поселков, или же это могут быть люди со стороны? И т.д. И, наконец, кто их должен избирать - депутаты маслихатов или же сами жители этих населенных пунктов.

Бурихан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований:

«На выборах акимов нельзя допускать самовыдвижения»

- Существующую в Казахстане систему назначения (выборов) акимов можно назвать трехзвенной. Так, глав областей, городов республиканского значения и столицы по предварительному согласованию с соответствующими маслихатами назначает президент страны; акимов районов и городов областного значения назначает первый руководитель области (при этом он может выбирать кандидатов только из числа госслужащих корпуса «А»); акимов сел, поселков и сельских округов выбирают депутаты соответствующих маслихатов – по представлению акима района (при этом кандидатов на каждое место должно быть не меньше двух). 

Мне неизвестно, какие изменения будут в 2021 году, но считаю, что оптимальным был бы вариант, при котором акимов третьего звена, а также акимов городов избирали бы из числа кандидатов, выдвинутых политическими партиями, а не вышестоящим начальством. Что это даст? Во-первых, усилится роль партий в системе управления, а, во-вторых, повысится ответственность перед гражданами. Причем такой кандидат необязательно должен быть членом партии, но раз она его выдвинула, то обязана отвечать за все его действия в случае избрания акимом. Следовательно, к подбору кандидатур политические партии будут подходить очень тщательно, а это значительно повысит вероятность того, что акимами будут становиться достойные люди.

Разумеется, голосовать за них должны непосредственно сами граждане. На то они и прямые выборы. Но здесь есть один важный нюанс. Одно дело – компактно расположенные населенные пункты, которые регулируемы и управляемы, и совсем другое - районы, которые могут быть разбросаны на сотни километров. Поэтому следует ввести ограничение (по площади территории и численности населения), при котором можно проводить прямые выборы. Если в каком-то районе этот лимит превышен, то для него лучше оставить ту систему выборов, при которой кандидатов на должность акима выдвигают партии, а голосуют депутаты маслихата.

Что касается требований к кандидатам, то каждая партия должна сама устанавливать их, чтобы иметь возможность выявлять самых достойных. Понятно, что есть определенный набор универсальных требований: возрастной ценз, соответствующее образование (в некоторых случаях необязательно высшее), опыт работы (необязательно в госорганах, акимом вполне может стать учитель или местный бизнесмен). Главное – чтобы человек владел ситуацией, знал изнутри проблемы местного населения и мог эффективно их решать.

А вот чего нельзя допускать на выборах акимов, так это самовыдвижения, которое чревато множеством рисков, в том числе возможным сепаратизмом. Поскольку в Казахстане есть немало районов, где компактно проживают представители того или иного этноса (русские, узбеки, уйгуры, дунгане и т.д.), то они, вероятнее всего, будут голосовать исключительно за «своих», что в перспективе может создать угрозы как системе управления, так и в целом государственности…

Чингиз Лепсибаев, руководитель проекта по защите прав граждан Qorgau:

«Акимы должны нести ответственность за результаты»

- Полагаю, здесь не стоит выдумывать ничего нового: кандидаты в акимы должны соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к депутатам районных маслихатов, – за исключением разве что партийности, но об этом чуть позже. Это отсутствие судимости, возраст не младше 20 лет, наличие высшего образования. Я бы еще добавил не менее чем двухлетний опыт работы на государственной службе, а также условие, чтобы кандидат в сельские акимы постоянно проживал на территории соответствующей административной единицы, как минимум, один год.  

Что касается партийности. Я категорический сторонник того, чтобы аким не был партийным в принципе. Если же он все-таки имеет отношение к той или иной партии, то этот фактор ни в коем случае не должен быть определяющим. Хотя бы потому, что у нас уже есть партийные маслихаты. 

И самое главное. В условиях, когда все депутаты избираются по партийным спискам, необходимы прямые выборы акимов самим населением. Акимы должны нести ответственность за результаты своей деятельности непосредственно перед теми, кто их выбирал. Причем выбирал за ту или иную программу в надежде на то, что она будет реализована. 

Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева:

«Большое значение будет иметь ответственность самого акима»

- Считаю, что претендент, которого могут выбрать сельским акимом, должен иметь высшее образование, соответствующий опыт работы, определенный срок проживания на территории того района, где он выдвигается. Что касается членства в партии, то я не считаю этот вопрос принципиальным. А насчет того, кто должен выбирать сельских акимов,… Раз уж речь идет о прямых выборах, то, значит, это право получат сами жители соответствующих административно-территориальных единиц. Смысл данного решения - повысить степень гражданского участия населения, преодолеть его пассивность, обеспечить «взаимодействие граждан с властями».

Как показывают различные исследования, люди хотят иметь возможность влиять на результаты выборов акимов и считают, что способны избрать именно того человека, который будет заботиться о их селе. Немаловажен тут, конечно, и психологический фактор: люди желают воспринимать акима как руководителя, который «зависим» от них, поскольку именно они его «назначили». 

Конечно, граждане более благосклонно воспримут того кандидата, который знает о их проблемах не понаслышке, а, скажем так, «изнутри». Они полагают, что такого рода поведение присуще «выходцу» из их населенного пункта, и считают, что такой человек будет «болеть душой» за развитие того села, откуда он родом. Хотя это, конечно, далеко не факт... 

Понятно, что одни лишь прямые выборы акимов не могут обеспечить в полной мере вовлеченность, активное участие населения. Большое значение будет иметь то, насколько деятельность конкретно взятого акима открыта и прозрачна, насколько он готов обсуждать с жителями существующие проблемы, согласовывать пути и способы их решения. Иначе говоря, должно быть понимание самим акимом своей ответственности перед избравшими его гражданами.  

Причем дело здесь должно заключаться не только в наличии или отсутствии такого понимания, такой воли у самих акимов. Необходимо внедрение системы оценки местной власти, о чем Касым-Жомарт Токаев говорил еще в своем первом Послании народу Казахстана в сентябре 2019 года. Население нуждается в механизмах для выражения доверия или недоверия к должностному лицу, от которого зависит положение дел на данной территории.  

Жанар Санхаева, старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований КИСИ при президенте РК:

«Расширится участие граждан в развития сельских территорий»

- На сегодняшний день основные требования к кандидатам в акимы определяются Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК». Однако этот закон носит, скорее, рамочный характер и оговаривает исключительно требования в отношении возраста кандидата. Так, акимом города районного значения, сельского округа, поселка и села может стать гражданин в возрасте не младше двадцати пяти лет. При этом каких-либо норм, касающихся профессиональной и образовательной подготовки, не предусмотрено.

Также в качестве требований, предъявляемых к кандидатам, можно упомянуть перечень документов, предоставляемых ими в избирательную комиссию. Из их числа следует выделить представление акима района (города областного значения) на выдвижение кандидатуры и справку налогового органа о сдаче декларации о доходах и имуществе. Таким образом, законодательством предусмотрены дополнительные критерии отбора кандидатов, которые регулируются внутренними потребностями данной территории, на основании чего и определяются моральный, социальный, служебный ценз и «ценз оседлости», которые проходят оценку на собрании местного сообщества.

Как известно, в 2021 году истекает четырехлетний срок полномочий нынешних акимов, избранных путем косвенного голосования. Теперь предстоит переход от косвенных выборов к прямым. Процедура последних будет регламентирована новыми правовыми нормами и Концепцией развития местного самоуправления, в рамках которой, возможно, будут установлены новые требования к кандидатам.

При этом введение прямой выборности акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел оставляет открытым вопрос о механизме выдвижения кандидатов. Согласно действующему законодательству, они должны выдвигаться районными акимами после консультаций с местными сообществами. Такой порядок объясняется рядом причин. Во-первых, компетенция главы сельского округа должна определяться реальными возможностями кандидатов в плане администрирования местным сообществом, а не только их личностными качествами. Во-вторых, будучи «первым фильтром» в ходе избирательной кампании, подобный отбор позволяет исключить популистскую риторику. В-третьих, своевременное согласование кандидатуры с собранием местного сообщества будет способствовать нивелированию возможного недопонимания населения в отношениях с будущим руководителем данной территории. 

В разрабатываемом сейчас проекте закона предусматривается выдвижение кандидатов как зарегистрированными политическими партиями, так и в порядке самовыдвижения, для чего необходимо будет собрать определенное количество подписей в свою поддержку. По сути, норма, касающаяся выдвижения кандидатов политическими партиями, направлена как на усиление активности последних в регионах, так и на повышение эффективности реализации местной политики, за которую будут ответственны аким и представляемая им партия.

А вообще, подобный механизм выдвижения кандидатов – распространенная практика. Согласно партийной принадлежности избираются, в частности, главы административно-территориальных единиц во Франции. Там список, в который входят кандидатуры мэров и их советников, является единым для кандидатов от одной политической партии.

Но вне зависимости от того, будут кандидаты в акимы членами партий или нет, наиболее оптимальным вариантом видится тот, при котором кандидатами станут граждане, пользующиеся авторитетом у местных жителей. Хотя выдвижение тех, кто не проживает на соответствующей территории, тоже является общепринятой практикой. Прежде всего, акимы должны быть достаточно осведомленными о данной местности, ее социальном положении и экономических показателях, обладать опытом административной работы.

Понятно, что эффективное управление сельскими территориями может быть достигнуто при активном участии в нем населения, которое, в свою очередь, путем прямых выборов местных глав получает возможность реализовать свои экономические интересы и удовлетворить социальные запросы. Также это усилит механизмы общественного контроля: акимы станут подотчетными непосредственно перед своими избирателями.

Фактическое участие населения в избрании сельских акимов повысит степень его вовлеченности в процесс принятия решений и в их реализацию на местах, а также будет способствовать осуществлению на практике принципа «слышащего государства». 

Введение прямого избирательного права на выборах акимов городов районного подчинения, сельских округов, сел и поселков, не входящих в состав сельских округов, является продолжением целенаправленной и поступательной реформы государственного управления и самоуправления. Оно будет способствовать расширению участия граждан в разработке модели развития сельских территорий.