История формирования внешнеполитического курса суверенного Казахстана – это пример поиска консенсуса при решении самых сложных вопросов международной повестки дня и декларация миролюбия. Самым первым и наиболее наглядным шагом был добровольный отказ от доставшегося в наследство от прежней системы оружия массового поражения.

Все годы суверенной истории наша страна проводила последовательный и выверенный курс, основу которого составляли многочисленные инициативные предложения, охватывающий широкий спектр проблем международной безопасности.

Условно их можно разделить на две категории. Первая касается проблем глобального уровня, затрагивающих, прежде всего, вопросы ядерного разоружения и его нераспространения. К сожалению, все прежние усилия на этом направлении в течение ХХ века не принесли искомых результатов. Однако с выходом на авансцену мировой политики новых государств этот процесс получил свежий импульс, и не в последнюю очередь - благодаря миролюбивым инициативам нашей страны.

Конечно, можно по разному оценивать их значимость, но несомненно одно – все они войдут в мировую политическую историю как пример рационального и прагматичного подхода к разрешению самой важной и принципиальной проблемы в деле обеспечения международной безопасности.

Сегодня, когда мир практически балансирует на грани третьей мировой войны, все инициативы Казахстана по проблемам глобального процесса разоружения приобретают совершенно иное звучание. Когда в уже далеком августе 1991 года высшим политическим руководством нашего государства было принято решение окончательно закрыть один из символов ядерного противостояния – Семипалатинский ядерный полигон – это было воспринято, на первый взгляд, как спонтанная инициатива «новичка», только вступившего в большую мировую политику. Но время показало, что за этим стояло понимание своего места и уровня ответственности в системе международных отношений. Последующие годы и события международной жизни только подтвердили дальновидность и правильность этого шага. Особенно у контексте переживаемых международным сообществом кризиса межгосударственных отношений.

Следует напомнить, что Казахстан не ограничился только лишь закрытием ядерного полигона на своей территории. Именно наша страна была в числе первых, подписавших Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). И не просто подписала, а без стандартных в таких случаях бюрократических проволочек провела его ратификацию. Более того, мы как государство обратились ко всем медлящим в этом вопросе странам как можно быстрее включиться в этот процесс и последовать нашему примеру. Тем самым Казахстан не на словах, а на деле продемонстрировал свою глубокую приверженность принципам мирного сосуществования.

Второе направление, на котором Казахстан сконцентрировал свои усилия – это региональный уровень обеспечения международной безопасности. И здесь наша страна сделала акцент на вопросах нераспространения ядерного оружия. Именно с нашей подачи в 2006 году было заключено соглашение о создании в регионе Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО). Характерно, что Казахстан не ограничился этим, а инициировал еще одно предложение. Суть его заключалась в том, что в формате ООН участникам ЦАЗСЯО странами - постоянными членами Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), известными также как «ядерная пятерка», - давались гарантии неприменения силы и угрозы применения ее по отношению к ним. Сегодня, когда договоренности такого рода стали приобретать особое значение, инициативы Казахстана смотрятся и оцениваются совсем по-другому, чем в момент их юридического оформления. Как говорится, большое видится на расстоянии.

К этому списку неординарных, а в определенном смысле и судьбоносных инициатив нашей страны, можно добавить проект «АТОМ». О нем мир узнал 29 августа 2012 года, во время международной парламентской конференции, проходившей в столице Казахстана. Ее повестка звучала так: «От запрета ядерных испытаний к миру, свободному от ядерного оружия». Следует сказать, что, помимо всего прочего, он значительно расширил горизонты так называемой «народной дипломатии», так как давал любому гражданину мира возможность подписаться под онлайн-петицией к правительствам всех стран земного шара, которая содержала призыв навечно отказаться от всех ядерных испытаний и содействовать быстрейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Необходимо подчеркнуть, что проект «АТОМ» носит еще и сугубо практический характер. В его рамках возникала еще одна инициатива, когда каждый год 29 августа, день, который является международным днем действий против ядерных испытаний, проводится акция памяти по жертвам ядерных испытаний. Ровно в 11 часов 05 минут местного времени начинается «Минута молчания».

Одной из сложнейших проблем современной международной жизни является иранская ядерная программа. Она является перманентной причиной напряженности на Ближнем и Среднем Востоке. И поэтому международное сообщество предпринимает многочисленные усилия для ее разрешения. Не остался в стороне от этого процесса и Казахстан, который предложил свою площадку для очередного раунда переговоров по этой проблеме. Так, в феврале и апреле 2013 года в Алматы прошла очередная встреча представителей стран «шестерки» и Ирана. По ее результатам удалось разблокировать зашедшие было в тупик переговоры. Именно это и способствовало тому, что сторонам удалось найти компромисс и подписать совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) между группой Р5+1 (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия) и Ираном. Уже в конце 2015 года наша страна стала непосредственным участником реализации этой договоренности в практической плоскости. И хотя впоследствии США по своим причинам в одностороннем порядке вышли из этого договора, это никоим образом не принижает роль Казахстана в урегулировании этой непростой проблемы. Не исключено, что в свете возобновившихся переговоров по иранской ядерной программе посредническая миссия Казахстана получит должную оценку и, возможно, получит дальнейшее продолжение. Тем более, что уже имеется аккумулированный позитивный опыт.

Казахстан не просто выступает за сокращение военного ядерного потенциала на планете, но и прилагает усилия в направлении мирного использования ядерной энергии и безопасного хранения сопутствующих продуктов, которые вырабатываются в процессе производства ядерных веществ. Именно на это было направлено соглашение, подписанное между нашей страной и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) 27 августа 2015 года. Оно предусматривает создание на базе Ульбинского металлургического завода банка низкообогащенного урана. Тем самым наша страна, играющая заметную роль в мировом производстве этого стратегического сырья, еще раз продемонстрировала ответственный подход к этому важному процессу.

Свою приверженность принципам безъядерного мира Казахстан неоднократно декларировал с самых высоких международных трибун. Так, в декабре 2015 года он инициировал и стал соавтором Всеобщей декларации о построении мира, свободного от атомного оружия. В качестве официального документа она была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Казахстан, на территории которого долгие годы проводились ядерные испытания, как никакая другая страна в мире понимает важность снижения опасного уровня, достигнутого человечеством в плане накопления разрушительного потенциала оружия массового поражения. Конечно, зафиксированные уровни огромны. Конечно, было бы желательно как можно скорее сократить их. Но казахстанская позиция в этом вопросе предельно реалистична, потому что есть ясное понимание, что нельзя вот так вот запросто перепрыгнуть через существующие обстоятельства. О том, что надо перековать мечи на орала, сказано более двух тысяч лет тому назад. Но все это время люди поступали наоборот – орала перековывали на мечи. И переломить эту инерцию очень трудно. В мире еще существуют могущественные силы, которые отнюдь не заинтересованы в прекращении гонки вооружений. И все-таки кое-какие шаги уже делаются. И то, что они сделаны, позволяет надеяться на то, будут сделаны и шаги следующие.

Наше государство занимает в этом вопросе ясную и четкую позицию. Большинство казахстанских внешнеполитических инициатив всегда направлены на то, чтобы так именно и было. И эта наша линия на разоружение, на ядерное разоружение в особенности, целиком и полностью соответствует нашему общему подходу к международным делам, стремлению Казахстана к мирному сосуществованию.

Именно с подачи нашей дипломатии Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Сегодня, когда накоплен огромный разрушительный потенциал, когда предсказуемые последствия мировой термоядерной войны ставят вопрос о судьбах цивилизации, ни один государственный деятель, ни один военный стратег, если он находится в здравом уме и твердой памяти, не может рассматривать всеобщую ракетно-ядерную войну как средство для достижения какой-либо политической цели. В условиях ядерного паритета начать такую войну – значит обречь себя на самоубийство.

Наша страна стремится в этом направлении координировать свои усилия со всеми заинтересованными государствами. Символично, что одним из таких партнеров выступила Япония – единственная в мире страна, население которой на себе испытало ужасы применения атомного оружия. Руководители внешнеполитических ведомств наших стран в 2015 году провели в Нью-Йорке IX конференцию по содействию вступления в силу ДВЗЯИ. Следующим скоординированным шагом в этом направлении стало совместное заявление в октябре 2015 года высших политических руководителей наших стран по поводу скорейшего законодательного запрещения ядерных испытаний во всем мире. Успешное сотрудничество с таким авторитетным в системе международных отношений партнером как Япония еще раз доказывает, что взвешенная и рациональная политика Казахстана вызывает понимание и доверие мирового сообщества.

Все эти инициативы и, особенно, позитивная реакция на них в мировом сообществе свидетельствуют о том, что стратегические успехи казахстанской политики мира становятся сегодня ощутимым фактором международной жизни. Потому что они полностью отвечают интересам мира и безопасности народов. Эти инициативы лежат в основном, магистральном русле внешней политики Казахстана, который всегда последовательно выступал за снижение уровня международной напряженности и против эскалации гонки вооружений, особенно ядерных.

Выдающемуся британскому политику Уинстону Черчиллю принадлежит следующая сентенция: «Высшая ирония» состоит в том, что весь мир попадает в такую ситуацию, в которой «безопасность будет здоровым ребенком ужаса, а способность выжить – братом-близнецом массового уничтожения». К сожалению, долгое время дело обстояло именно так. Запасы ядерного оружия в мире росли чуть ли не в геометрической прогрессии. По некоторым оценкам его достаточно, чтобы уничтожить человечество несколько десятков раз.

Поэтому пора, давно пора сделать мир иным. Человечество уже располагает возможностями для того, чтобы подняться выше равновесия страха, о котором говорил Черчилль. Именно на это и направлены многочисленные инициативы Казахстана, нацеленные на то, чтобы затормозить и повернуть вспять гонку вооружений. Да, конечно, кто-то может сказать, что их пока недостаточно. Возможно, так и есть, если сопоставить достигнутое с наличными военными потенциалами. Но в то же время не так уж и мало, если сравнить достигнутое с теми трудностями и сопротивлением, которое приходится преодолевать.

И вопреки этим трудностям, вопреки сопротивлению сил реакции, агрессии и милитаризма Казахстан готов идти дальше в своих миролюбивых усилиях, чтобы разорвать порочный круг гонки вооружений, чтобы заменить равновесие страха равновесием интересов и доверия. Именно на это направлена внешнеполитические усилия суверенного Казахстана, выражающие последовательную, целеустремленную миролюбивую политику нашего государства, политику, которая помогает отстоять самое священное право каждого человека – право на жизнь.