После событий трагического января вопросы обеспечения национальной безопасности стали ключевыми в деятельности государства. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого года президент Касым-Жомарт Токаев уже четырежды принимал председателя КНБ. Очевидно, что запущенной главой государства перестройке спецслужб придается первостепенное значение, а сам процесс трансформации находится на постоянном контроле.

Новый формат

Вряд ли стоит напоминать, по какой причине органы КНБ, отвечающие за обеспечение национальной безопасности, было решено пустить под каток реформ. Мало того, что комитетчики не смогли разглядеть угрозу массовых беспорядков и даже не пытались ее предотвратить, так еще и в самый ответственный момент просто сбежали с «поля боя», оставив на откуп беснующейся толпы здания департаментов, напичканные оружием. Как тогда подчеркивал президент, «не все проявили верность своему долгу. В ряде городов руководители департаментов Комитета национальной безопасности, несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой, покинули служебные здания, оставив там оружие и секретную документацию».

Выводы из ситуации были сделаны однозначные. «Систему безопасности в стране необходимо кардинально реорганизовать», - в первые дни января заявил Касым-Жомарт Токаев. Чуть позднее, в ходе заседания Совета национальной безопасности, президент обозначил конечную цель объявленной перезагрузки. «Модернизированная система национальной безопасности должна быть готова отвечать на вызовы любой сложности». «Мы обязаны принять меры, чтобы криминал и террористы не могли больше захватывать наши города, посягать на мирную жизнь граждан и их семей, угрожать государственности. Именно на это нацелена перенастройка системы нацбезопасности», – именно такие точки над i были расставлены в этом вопросе. При этом Касым-Жомарт Токаев сделал важное уточнение: перестройка коснется не только каждой конкретной структуры, отвечающей за обеспечение национальной безопасности, но и процесса взаимодействия специальных структур между собой. Процесс этот, по словам главы государства, должен «являться максимально сбалансированным».

В течение нескольких месяцев посте того, как глава государства означил конкретные направления реформирования, всеми заинтересованными государственными службами началась серьезная работа по оценке и оптимизации структуры, задач и функций органов Комитета национальной безопасности, в том числе, пограничной службы и службы специального назначения «А». Особый упор был сделан на переформатировании деятельности подразделений по борьбе с терроризмом. Стоит напомнить, что за полгода, прошедшие после январских событий, на базе Антитеррористического центра, роль которого отныне серьезно усилена и преимущественно направлена на координацию действий всех без исключения элементов, отвечающих за обеспечение национальной безопасности на своих участках, прошло более четырехсот учений с привлечением различных государственных органов и служб. Серьезные изменения коснулись подразделения по борьбе с транснациональной организованной преступностью и международным наркобизнесом, а также структуры, отвечающей за обеспечение экономической безопасности. И, судя по озвучиваемым сегодня результатам, произошедшая трансформация позитивно отразилась на их деятельности. Только в этом году, по официальным данным, органами КНБ было изъято более 900 кг наркотиков и 11 тонн прекурсоров, ликвидировано 16 нарколабораторий, 24 международных и 45 региональных наркоканалов, также изъято из незаконного оборота 773 единицы оружия и свыше 20 тысяч боеприпасов. В плане противодействию экономическим угрозам также наблюдаются весомые результаты: предотвращено нанесение экономического ущерба государству на общую сумму 900 миллиардов тенге, в бюджет возвращено более 37 миллиардов тенге. По результатам пресечения преступных намерений возбуждено 791 уголовное дело, из которых 49, как сообщается, по фактам системной коррупции. Также стоит отметить, что с начала года органами КНБ предотвращено незаконное перемещение валюты на сумму свыше 3,5 миллиардов тенге и товаров на 10 миллиардов тенге.

Одним из главных направлений реформы стала работа по выработке мер, способствующих усилению боеготовности личного состава. С этой точки зрения стоит напомнить, что несколько месяцев назад в подразделениях КНБ прошли крупные тактические занятия по отработке действий в чрезвычайных обстоятельствах. Бойцы не только оттачивали навыки в условиях потенциальных техногенных катастроф, но и учились спасать и эвакуировать пострадавших, оказывать им первую медицинскую помощь. Своего же рода апофеозом перестройки по этому направлению, скорее всего, можно считать создание пограничного спецназа, что свидетельствует как о необходимости укрепления боеготовности на этой линии обороны, так и о серьезности существующих здесь вызовов. По озвученным данным, только за несколько месяцев текущего года погранслужбой пресечено 203 попытки провоза в страну оружия и боеприпасов и задержано более 9 тысяч нарушителей пограничного режима.

Обновленная реальность

Некоторым промежуточным итогом работы по перенастройке органов КНБ стал принятый в мае этого года Указ президента. Этим документом входящие в состав Комитета Центр технической защиты информации и Центр подготовки и повышения квалификации специалистов в области информационной безопасности были реорганизованы путем их слияния в Центр технической защиты информации и подготовки специалистов в области защиты государственных секретов. Кроме того из департаментов пограничной службы по Мангистауской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областей в самостоятельные структуры были выделены управления снабжения «Ақтау», «Алматы» и «Жаңғызтөбе». Также воедино были слиты Авиационная служба и Авиационное управление КНБ.

Кроме того, стоит отметить, что в июле на портале «Открытые НПА» был опубликован проект постановления правительства «О некоторых вопросах акционерного общества «Республиканский центр «Казимпэкс». Ранее этот центр занимался сопровождением деятельности подразделений КНБ в сфере информационных коммуникаций. Судя по тексту документа, эту структуру также ждет серьезное переформатирование работы. Во-первых, запланировано проведение ребрендинга – центр предполагается переименовать в «Дирекцию анализа и развития технологий». Во-вторых, серьезно предполагается усилить ее статус, наделив ответственностью за решение вопросов жизнеобеспечения при осуществлении деятельности органов национальной безопасности, поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий, инженерного обеспечения, разработки, создания, приобретения и реализации специальных технических и иных средств. Шаг, судя по всему, более чем оправданный, учитывая рост угроз в сфере обеспечения информационной безопасности. По официальным данным, с начала года техническими службами КНБ зафиксировано и отражено 295 миллионов кибератак и 2 тысячи DDoS-атак на объекты критической инфраструктуры. Впрочем, предлагаемые изменения должны решить целый комплекс куда более сложных и важных задач. Как следует из пояснительной записки к опубликованному документу, «целью разработки проекта является ребрендинг и уточнение предмета деятельности в соответствие с реальными требованиями к обеспечению и поддержание высокого уровня конспирации, антитеррористической, разведывательной и контрразведывательной деятельности органов национальной безопасности».

С оглядкой на риски

Конечно же, обывателю трудно судить о том, насколько глубинные такие изменения и на реализацию каких конкретных задач они направлены, тем более, что многие пункты Указа президента и опубликованных проектов ожидаемо остались за кадром и были помечены грифом «секретно». Но эксперты рассчитывают, что эти и другие механизмы, закладываемые в перестройку системы национальной безопасности, в кратчайшие сроки будут способны переформатировать существующую систему реагирования на риски, а также сказаться на повышении эффективности деятельности спецслужб.

Судя по последнему докладу, сделанному президенту председателем КНБ Ермеком Сагимбаевым, стартовавшая трансформация привела не только к оптимизации структуры комитета, но и к внедрению новых подходов в систему обеспечения боевой и мобилизационной готовности, а также к введению антикризисного управления. Но главное - были конкретизированы функции и задачи всех подразделений КНБ с их прямой привязкой к текущим условиям, отмеченным разными уровнями рисков, что кажется ключевым в реформах, которым дал старт президент.

Перед органами национальной безопасности сегодня стоит задача эффективного отражения магистральных вызовов, острота которых только нарастает. Серьезное давление оказывают геополитические угрозы, лицом к лицу с которыми столкнулся Казахстан, придерживающийся позиции многовекторности во внешней политике. В момент глобального противостояния между своими ключевыми экономическими партнерами, ради защиты своих национальных интересов наша страна вынуждена балансировать, удерживаясь над развернувшейся схваткой. И судя по развитию ситуации, вызовы глобального порядка будут только нарастать, требуя оперативного на них реагирования с тем, чтобы риски не могли перерасти в разряд угроз.

Нездоровая политическая «волатильность» внутри страны и настроения, демонстрируемые определенными внутриэлитными группами «Первого Казахстана», также формируют риски реализации негативных сценариев дестабилизации, которые существенно могут усилиться в случае резких ухудшений в экономике, вызванного глобальной рецессией, что неминуемо скажется на социальном самочувствии и способно привести к росту протестной активности, что, не исключено, снова может стать питательной почвой для разного рода провокаций. И в такой ситуации очень важно, чтобы сотрудники подразделений КНБ, как говорил президент, принимали «продуманные и сбалансированные решения» и «во всем во главу угла ставили интересы государства», поскольку начавшееся строительство «Нового Казахстана» вместе с защитой внутриполитической стабильности и конституционных основ требует последовательного и беспрепятственного развития гражданского общества и защиты демократических принципов, на чем также неоднократно делал акцент глава государства. И с этой точки зрения важно подчеркнуть, что стартовавший процесс переформатирования работы органов национальной безопасности направлены на грамотное и профессиональное обеспечение этого баланса. Как заявил Касым-Жомарт Токаев, выступая на недавнем юбилее КНБ, «Для успешной реализации всех преобразований нам нужны современные спецслужбы, способные эффективно противодействовать любым угрозам. Органы национальной безопасности находятся на передней линии защиты национальных интересов и борьбы с нарастающими вызовами современности. Поэтому необходимо устранять проблемы еще на стадии их формирования, делая упор на аналитическую и информационно-разведывательную работу. Казахстан проводит сбалансированную и конструктивную внешнюю политику, направленную на укрепление глобальной и региональной безопасности. Поэтому крайне важно развивать продуктивное сотрудничество по линии спецслужб с государствами, которые являются нашими союзниками и стратегическими партнерами. При реализации стратегических целей в сфере безопасности ни в коем случае нельзя допускать ущемления прав граждан и ухудшения делового климата в стране».