Логично возникшая после январских событий идеологическая парадигма «Нового Казахстана» со временем стала претерпевать изменения. И сегодня всё чаще из уст главы государства и других представителей власти звучит обновлённый месседж – о необходимости построения не просто «нового», а «справедливого» Казахстана. Хотя Касым-Жомарт Токаев довольно чётко очертил лекала, по которым будет формироваться его контур, – «закон и порядок», а также «перед законом все равны», в обществе этот «усовершенствованный» образ будущего пока не утвердился и вызывает массу вопросов. В чём конкретно должна проявляться эта самая справедливость? От кого зависит её обеспечение? Чем, в конце концов, она будет измеряться? А главное – какие шаги нужно предпринять для того, чтобы концепт «Справедливого Казахстана» не был замылен и стал реальностью? Своим видением этого пути мы попросили поделиться известных общественных деятелей.
Казбек Бейсебаев, инициатор создания гражданского движения «Халық сенімі»:
«Справедливость у каждого своя»
- Я бы акцентировал внимание не на том, что президент объявил строительство «Справедливого Казахстана», а на том, что запрос на справедливость во всех ее проявлениях вызрел в самом обществе. Я сейчас нахожусь в поездке по западному региону, встречаюсь со многими людьми и постоянно слышу: «Нам нужна справедливость, мы устали от коррупции, мы хотим, чтобы государство стало к нам прислушиваться. Нам нужен «Новый Казахстан», нужны новые люди во власти».
Случайно или нет, но инициатива, с которой выступил президент, как нельзя лучше коррелирует с запросом, исходящим от населения. И в этой ситуации, на мой взгляд, самым оптимальным будет поддержка этих параллелей, с тем, чтобы они успешно состыковались, и мы в реальности приступили к строительству нового «Справедливого Казахстана». Менять названия и вывески, как это происходит в случае с некоторыми партиями, – не выход. Нам необходимо эффективное и кардинальное переустройство системы, так как именно это будет способствовать продвижению идеологии справедливости для всех и для каждого.
Что же касается поднятого вами вопроса об измерении справедливости, то справедливость у каждого своя. Так было, так есть и так будет всегда. Вот, например, сейчас я нахожусь в Атырау, и одна из главных проблем, поднимаемых его населением, – экология. Казалось бы, довольно абстрактное понятие. Но не для жителей нефтяной столицы. Они прекрасно видят, какие гигантские штрафы платят местные предприятия за загрязнение окружающей среды, равно как и то, что эти суммы утекают преимущественно в республиканский бюджет. Если бы какая-то часть этих средств оседала в местных бюджетах, то для жителей данного региона это было бы проявлением справедливости.
Амиржан Косанов, экс-кандидат в президенты РК:
«Справедливость справедливости рознь»
- Такие идеологические метаморфозы (смена главного девиза или смещение акцентов той или иной парадигмы) свидетельствует о том, что в недрах власти все еще не разобрались со своими приоритетами. Быть может, после трех с половиной лет нахождения у руля государства действующему президенту страны уже неудобно акцентировать внимание на определении «новый»?
Как бы то ни было, лично мне по душе, что эпитеты «новый» и «справедливый», в свое время давшие названия демократическим оппозиционным организациям, взяты на вооружение властью: дело не в эксклюзивном авторстве, на которое мы можем претендовать, а в актуализации этих важных тем нынешним руководством страны. И это хорошо!
Что касается смыслового наполнения определения «справедливый», то многое зависит от того, какое значение власть как инициатор этой программы в него вкладывает. Конечно, справедливость должна охватить все сферы жизни нашего общества. Но у меня есть подозрения, что не все они будут ею охвачены. Ибо власть привыкла слышать только то, что она хочет и что ей нужно. А иные проявления справедливости, такие, как справедливое распределение доходов от продажи общенародных ресурсов, справедливые выборы, справедливые суды и так далее, для нее не совсем приятны. И она будет делать все для того, чтобы эти щекотливые для нее темы не были актуализированы. А это и есть ахиллесова пята «второй Республики». Но без признания этой недостающей части справедливости и «новый», и «справедливый» Казахстан просто не состоятся.
Мурат Телибеков, мусульманский общественный деятель:
«Справедливость нужно бережно взращивать»
- Позволю себе быть ироничным, но сочетание «справедливый» и «Казахстан» - весьма опасное для государства. Слишком много вопросов и претензий возникнет у людей, а найти ответы на них будет нелегко. В первую очередь на ум придут нынешние президентские выборы. Насколько они справедливы? Насколько справедливо участие в них кандидатов, которых никто не знает и в грош не ставит? Насколько справедливы последние изменения, внесенные в Конституцию? Насколько справедливо устраивать чехарду с переименованием столицы? Насколько справедливо назначать акимов и министров без учета мнения населения?
Есть ли у авторов новой концепции ответы на эти вопросы? Сомневаюсь. Тогда в чем суть «Справедливого Казахстана»? Может быть, в том, что министр внутренних дел награждает сотрудников полиции медалями лишь за то, что они не берут взятки, то есть, за выполнение своих прямых обязанностей? Или в том, что теперь за плевки на улицах будут налагать штрафы, а их размеры будут зависеть от слюнной массы, времени суток и социальной значимости общественного места?
Короче говоря, придется разъяснить населению дифференцированный подход к понятию справедливости. Где-то она возможна, а где-то мы не доросли до нее. Нужно оконтурить определенную сферу нашей жизни, и в ней, как в инкубаторе, бережно взращивать эту самую справедливость.
Но еще раз повторюсь: на мой взгляд, авторы новой концепции выбрали неудачное название. Что значит «Справедливый Казахстан»? Получается, что до сегодняшнего дня Казахстан был несправедливым?! Құдай сақтасын! Что за крамола? Быть такого не может!
Справедливость проистекает из сущности любого государства и является его неотъемлемой частью. Объявить, что мы намерены построить справедливый Казахстан сродни намерению построить «Умный Казахстан», «Сытый Казахстан», «Ловкий Казахстан», «Красивый Казахстан»… Не в обиду никому будет сказано, но у меня все больше складывается впечатление, что после кадровых изменений в государственном аппарате все попытки выстроить идеологическую работу напоминают детские игры.
Надо признать, что само понятие «справедливость» сегодня утратило изначальный смысл. Все зависит от того, с какого ракурса на него смотреть. Тот факт, что львиная доля богатств Казахстана принадлежит кучке олигархов, - это справедливо или нет? С точки зрения рыночной экономики и философии африканского каннибала – справедливо. С точки зрения здравого смысла – нет. Поэтому предлагаю изменить формулировку со «Справедливого Казахстана» на «частично Справедливый Казахстан с точки зрения рыночной экономики и Конституции страны для отдельной группы людей с учетом современной социально-экономической ситуации». Получилось слишком длинно, зато предельно ясно, и никто не будет задавать лишние вопросы.
Вы отметили важную деталь: как измерять справедливость? Очень верное замечание! Представьте себе ситуацию: комиссия приехала в провинциальный городок и после проверки заявила акиму, что жизнь в населенном пункте устроена несправедливо - сам он купается в роскоши, а население прозябает в нищете. Конечно же, аким с пеной у рта начнет доказывать, что с точки зрения рыночной экономики все справедливо. Члены комиссии будут оспаривать. Как быть в этом случае? Как разрешить спор? Разработать специальный прибор «Измеритель справедливости»? Создать Институт дегустаторов справедливости?
Нет, не надо этого делать. Все это банально и пахнет примитивным плагиатством. Мы должны разработать собственную казахскую шкалу ценностей. Не надо следовать привычным стереотипам! Такие единицы измерения как тонны, метры, децибелы для оценки справедливости не подойдут. Мы должны совершить революционный скачок и предложить миру нечто новое, величественное, грандиозное, грациозное! Я предлагаю измерять справедливость в «баурсаках». Как вам это? Вроде бы неплохая идея. По крайней мере, нигде такого еще не было. Допустим американское общество справедливо на 100 баурсаков, китайское – на 70, казахстанское - на 99. Уверен, что мир будет восхищен этим новшеством и все страны перейдут на новую единицу измерения.
Вы спрашиваете, как нам построить «Справедливый Казахстан». Уважаемые господа, мырзалар! Зачем огород городить и изобретать велосипед?! Оглянитесь вокруг! Спуститесь с небес! Протрите глаза! В мире столько государств, в которых народ благоденствует, а справедливость торжествует! Чем вас не устраивают эти страны?! Перенимайте опыт, учитесь! Или вам необходимо найти особый путь, эксклюзивный маршрут, по которому никто никогда не ходил?
Для того, чтобы от пункта А дойти до пункта Б, нормальный человек прокладывает путь по кратчайшей прямой. Глупый же ходит кругами, делает сложные пируэты и зигзаги и трижды обогнет земной шар, прежде чем поймет, что от пункта А до пункта Б всего лишь один шаг.
Интересными мыслями на этот счет на своей странице в «Фейсбуке» поделился востоковед Адиль Каукенов:
«Законы государства должны поощрять справедливость. Только тогда страна будет готова к любым вызовам»
- В китайской философии очень много внимания уделяется чувству справедливости. Особенно когда теоретики и практики государственного строительства говорят об общественном устройстве: ведь любое государство стоит, прежде всего, на общественном договоре, который невозможен без консенсуса внутри большинства относительно того, в чем должно заключаться справедливое отношение.
Конфуций, основатель главного этического учения для всех стран Восточной Азии, как никто особо выделял справедливость. Согласно конфуцианству, нравственный человек должен обладать пятью главными качествами: человеколюбие, справедливость, искренность, разумность и следование ритуалу.
Само слово «справедливость» обозначается в конфуцианстве термином “И” (义 yi), которое присуще каждому человеку от природы. Но важно, чтобы государство и общество всеми силами пестовали и культивировали это качество. Законы государства должны всячески поощрять справедливость, и только тогда страна будет крепкой и готовой к любым внешним и внутренним вызовам.
Там же, где нет ощущения справедливости, а сильный правит бал, попирая бессильного, никогда не будет гармонии. Это вроде сидения на пороховой бочке и размахивания факелом в надежде, что все обойдется.
Даже сегодня запрос на справедливость, а точнее, на торжество справедливости является главным мейнстримом в китайском обществе. Программа председателя Си Цзиньпина по факту построена на социальной справедливости: на том, чтобы не только богатые богатели, но и обычные граждане максимально чувствовали на себе экономические успехи страны.
Китайские элитарии хорошо понимают конфуцианскую трактовку справедливости и скромности как базис поведения. Например, бывший премьер-министр Вэн Цзябао все десять лет пребывания на посту (2003-2013) проходил в одном и том же пальто. Журналисты акцентировали внимание на новых пятнах и потертостях на ставшем знаменитом элементе гардероба.
В китайском интернете есть расхожее выражение, касающееся зарвавшейся золотой молодежи: мой папа - Ли Ган. Связано оно с тем, что местный «мажор» сбил людей на остановке, а когда его поймали, начал кричать «мой папа - Ли Ган» (его отец был на тот момент начальником генштаба армии). Надо сказать, что «китайский Усенов» пошел в тюрьму, а папа покинул пост, принеся предварительно извинения на телевидении.
В общем, справедливое общество - это основа основ, испытанная веками в спорах философов и политологов.