Итоги выборов в верхнюю палату парламента можно считать знаковыми. С одной стороны, они прошли в более конкурентных условиях - за кресла в сенате боролись преимущественно самовыдвиженцы. С другой, выяснилось, что ставшие следствием политической модернизации новые заданные обстоятельства ничуть не способствовали появлению в законодательном органе новой формации депутатов. Вакантные места, как и прежде, заняли в основном аппаратчики, и это не может не наталкивать на вывод о том, что скорость изменения системы и общества не успевает за скоростью начавшихся реформ.

Кесарю кесарево?

Очевидно, что, как и в «старом» Казахстане, в новом сенат накрепко связан пуповиной с маслихатами. Данное обстоятельство позволяет свободно перетекать в парламент управленцам из местных представительных органов власти. Подтверждением тому служит тот факт, что по результатам состоявшихся выборов в верхнюю палату прошли сразу пять секретарей маслихатов. Вопрос, чем же они заслужили такую «милость», остается открытым.

От Акмолинской области из кресла секретаря в кресло сенатора перемахнул Талгат Жунусов, когда-то руководивший крупными вузами региона и возглавлявший областное управление образования. Но широкой публике он малоизвестен, кроме, пожалуй, того факта, что в свое время участвовал в праймериз партии «Нур Отан».

В еще большей тени находился теперь уже бывший секретарь маслихата Палодарской области Ернур Айткенов. После своего избрания он сообщил, что работе в сенате ему будет помогать его богатый жизненный опыт, однако оценить это «богатство» мало кому под силу. Известно лишь, что он руководил областным управлением сельского хозяйства и возглавлял несколько районов. Даже на уровень заместителя акима региона не смог пробиться.

От Актюбинской области в верхнюю палату парламента тоже прошел секретарь маслихата Амангельды Нугманов - на фоне акмолинского и павлодарского «коллег» фигура куда более заметная, имеющая богатый послужной список и массу наград. Много лет он проработал в системе Министерства финансов, управлял «ХимПарк-СЭЗ», был членом правления ФНБ «Самрук-Казына», руководил аппаратом акима Актюбинской области.

Нугманов, похоже, человек довольно амбициозный. В период работы в регионе его имя довольно часто мелькало в местных СМИ. Правда, в нынешних реалиях то, что о нем тогда писали, выглядит, скорее, жирным минусом, чем плюсом, поскольку вряд ли способно вызвать какую-либо иную реакцию, кроме как невольной ассоциации его персоны со старым Казахстаном. Например, заметка в «Актюбинском вестнике» о желании Нугманова принять участие в праймериз правящей партии сопровождалась такими эмоциональными оценками, что даже читать было неловко: «На всех занимаемых позициях Амангельды Нугманов характеризуется как человек с высоким чувством справедливости, патриотизма, честности, порядочности и ответственности за принимаемые решения. Его основной жизненной позицией является добросовестное служение Родине — независимой Республике Казахстан, и вместе с народом обеспечение вхождения РК в число 30 самых развитых государств мира, что является главной стратегической целью страны».

Алибек Наутиев, избранный сенатором от Атырауской области, - еще один бывший секретарь облмаслихата, в прошлом руководивший несколькими районами, занимавший долгое время должность заместителя главы региона. Впрочем, несмотря на продолжительное пребывание в когорте управленцев регионального уровня, ни особыми успехами на поприще исполнительной власти, ни громкими скандалами он так и не отметился. В отличие от «собрата» по Карагандинской области Серика Утешева, который в свое время был заместителем «самого» Серика Ахметова, получившего солидный уголовный срок как раз за методы управления регионом. В анамнезе у Утешева также руководство различными областными управлениями и должность госинспектора отдела госконтроля и организационной работы президентской администрации.

Новые лица старого Казахстана?

С формальной точки зрения избранные в сенат на 80 процентов обновили состав верхней палаты. Фактически же все они как на подбор оказались со старыми «боевыми» шрамами. Особенно это касается действующих сенаторов, переизбранных на следующий срок. Таковых оказалось четверо. Это Амангельды Толамисов от Жетысу, Советбек Медебаев от Улытау, Нурлан Бекназаров от Шымкента и Жанболат Жургенбаев, представляющий Алматинскую область. Хотя и другой источник «обновления» на самом деле не пахнет особой новизной, поскольку львиная доля «дебютантов» перетекла в парламент из исполнительной власти. Таковых набралось аж восемь. При этом бэкграунд многих из них, мягко говоря, неоднозначен.

Взять, к примеру, Армана Утегулова, в пользу которого сделали свой выбор депутаты маслихатов Западно-Казахстанской области. В разные годы он командовал районами, областным управлением сельского хозяйства, дважды назначался заместителем главы региона и даже руководил Комитетом ветеринарного контроля Минсельхоза. Но его победы, несмотря на столь солидный трудовой путь, почему-то остались за кадром. На виду же остались его трения с местной прессой, на которую Утегулов даже подавал в суд. Вот как тот процесс освещал фонд защиты свободы слова «Адил соз»: «Судья Уральского городского суда С.Кадралиева удовлетворила иск о защите чести и достоинства акима Каратюбинского района Западно-Казахстанской области Армана Утегулова к ТОО «Журналистская инициатива» - учредителю газеты «Уральская неделя». 28 июля 2005 года в «Уральской неделе» был опубликован материал корреспондента Лукпана Ахмедьярова «Индульгенция на беззаконие». В заметке сообщалось, что аким отказался оплачивать счет после обеда с друзьями в частном кафе «Малибу». При этом он нецензурно бранился, оскорблял владелицу и работников кафе. Администрация была вынуждена вызвать наряд полиции, который забрал Итегулова в отделение, где был составлен протокол. Утегулов в иске заявил, что подобных фактов не было и он никого не оскорблял. В суде сотрудники полиции и служащие кафе свидетельствовали, что Утегулов был пьян, вел себя агрессивно, угрожал сотрудникам кафе и полицейским. Судья С.Кадралиева, тем не менее, решила, что газета опубликовала сведения, порочащие честь и достоинство истца. Своим решением она обязала редакцию напечатать опровержение на первой странице газеты, хотя истец не просил об этом в исковом заявлении».

И это не единственный новый сенатор, про которого можно вспомнить такое, что напрямую бьет по постоянно озвучиваемому нарративу о необходимости прихода на ключевые позиции в государстве управленцев новой волны.

«Системный» сбой?

«Внесистемным игроком», одержавшим победу в ходе минувшей электоральной кампании, можно назвать, пожалуй, лишь избранного от Абайской области директора строительного колледжа Кайрата Тастекеева. У него, как и у большинства новых депутатов верхней палаты, тоже два диплома о высшем образовании – по специальности он ветеринарный врач и юрист. Долгие годы Тастекеев преподавал право, имеет звание ассоциированного профессора Региональной академии менеджмента и такую награду, как золотая медаль им. Ф.Тейлора, выданную ему «За заслуги в развитии управленческой мысли» (!?). Впрочем, прорывом его появление в сенате назвать сложно. Проблема в том, что даже местные знатоки элит, похоже, чешут репу, не понимая, почему выбор пал именно на этого кандидата, поскольку хоть что-то знают о его брате-меценате и ноль целых ноль десятых о нем самом…

Вместо P.S.

Увы, но завершившаяся избирательная кампания не показала главного – чем же на практике «новый» Казахстан отличается от «старого». Это отнюдь не свидетельствует о неэффективности начатых политических реформ или об их половинчатости, вокруг чего любят посудачить диванные критики. Итоги выборов в сенат говорят лишь о том, что система и общество еще не созрели для кардинальных трансформаций. На это косвенно намекают и слухи о том, что в некоторых регионах кандидатов на вакантные места в верхней палате парламента приходилось искать днем с огнем, так как тех, кто соответствовал критериям, среди желающих получить депутатские мандаты было раз, два и обчелся. Это и предопределило выбор.

Насколько длительным окажется такое несоответствие, предугадать вряд ли получится. Но сам факт его возникновения требует оперативного реагирования со стороны «операторов реформ». Это необходимо с точки зрения как повышения доверия общества к институтам власти, так и внедрения стимулов, способных спровоцировать внутрисистемные изменения. Как-никак на носу выборы в мажилис. Но если и они приведут к итогу, аналогичному тому, что показали выборы в сенат, если идея строительства нового Казахстана вновь найдёт отражение исключительно в статданных и не станет сутью реальной политики, то это может вызвать серию негативных последствий и отбросить нас в доянварскую эпоху.