Совсем скоро своё 30-летие отметит Международный фонд спасения Арала – МФСА: его создание было политически и юридически оформлено на саммите президентов пяти стран Центральной Азии 26 марта 1993-го в Кызылорде. Мы решили вспомнить историю появления этой межгосударственной структуры, а также поговорить о том, насколько она оправдала связанные с ней ожидания и в каких изменениях нуждается сегодня. Наш собеседник – ветеран водного хозяйства Даулет Баялимов, который, что называется, стоял у истоков МФСА, на протяжении более чем десяти лет был членом его исполкома от Казахстана.

Предыстория

- Чем была вызвана необходимость создания такого фонда?

- Проблемы, вызванные катастрофическим усыханием Арала, оказались в центре внимания и общественности, и госорганов уже в первые годы перестройки. А в сентябре 1988-го ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О мерах по коренному улучшению экологической и санитарной обстановки в районе Аральского моря…».

Спустя два года создали союзно-республиканский консорциум «Арал», возложив на него функции единого заказчика и оператора по осуществлению этих самых мер. Руководить им должен был поочередно представитель каждой из республик ЦА. Вскоре после его создания на эту должность заступил Балташ Турсумбаев, на тот момент первый заместитель главы правительства Казахской ССР. В сентябре 1991-го члены консорциума должны были собраться в Кызылорде, но в 20-х числах августа случился путч, и встречу перенесли на неопределённый срок. А спустя некоторое время СССР распался.

Здесь нужно отметить, что жизнедеятельность всех пяти республик Центральной Азии в значительной степени зависит от стока Сырдарьи и Амударьи, образующих бассейн Аральского моря. В советские годы вододеление между ними (кто, из каких рек и сколько воды должен брать, механизмы и объёмы компенсации за счёт энергоресурсов) регулировалось единым союзным центром. Теперь его не стало, и в отсутствие, скажем так, вышестоящего арбитра крайне важно было, чтобы новые суверенные государства, каждое из которых имело собственные интересы в водной сфере, не начали перетягивать одеяло на себя, поскольку это могло привести к хаосу и конфликтам. Иначе говоря, стояла задача добиться совместного, согласованного и справедливого распределения воды, а также её рационального использования. Плюс общими усилиями заняться устранением негативных последствий гибели Арала.

- С момента распада СССР и до создания МФСА прошли год и три месяца…

- Весь этот период шла активная работа. Сначала по поручению своих правительств министры водного хозяйства пяти республик с привлечением экспертов и на основе имевшегося тогда мирового опыта решения таких вопросов в очень короткий срок подготовили соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления, использования и охраны водных ресурсов. Оно было подписано 18 февраля 1992-го в Алматы и стало отправной точкой в создании Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии – МКВК, в состав которой вошли первые руководители водной отрасли каждой из пяти стран. Главная её задача - разработка и утверждение лимитов ежегодного водопотребления для каждой из стран, режимов работы крупных водохранилищ, а также управление этими процессами в зависимости от фактической водности и складывающейся водохозяйственной обстановки.

Следующим шагом стала подготовка по поручению глав государств Центральной Азии соглашения о совместных действиях по решению проблем Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития этого региона. Тогда и было принято решение создать фонд, чтобы за счёт его средств финансировать или кредитовать программы и проекты, направленные на достижение заявленных целей.

Подготовка к саммиту

- Местом проведения саммита, на котором президентам пяти стран предстояло подписать учредительные документы МФСА, была выбрана Кызылорда, где вы тогда работали. Как к нему готовились?

- Столь масштабное мероприятие проходило у нас впервые. Была создана областная комиссия во главе с первым заместителем главы региона Нажмедином Мусабаевым. Меня как председателя областного комитета по проблемам Арала (это был госорган, единственный такого рода в Казахстане) тоже включили в её состав. Мы не имели никакого опыта, всё было в новинку, перед нами то и дело возникали проблемы, которые приходилось решать на ходу.

Лидеры государств должны были сидеть за большим круглым столом. Ни одного такого в Кызылорде не нашлось. Начали обзванивать другие регионы страны. В конце концов, нужный стол привезли из Уральска. Также не было флагов стран Центральной Азии – их мы взяли в Министерстве иностранных дел РК, которое дислоцировалось тогда в Алматы. В нашей области оказалось недостаточно автомобилей «Волга» последней модели, чтобы встретить в аэропорту делегации всех республик. Выручил Нурсултан Назарбаев, на «Чайке» которого и доставили в город президентов. Обеспечение их охраны тоже оказалось сложной задачей, поэтому вечером того же дня они улетели в свои страны.

Также вспоминается история с бейджиками. Я видел их в Тбилиси, куда ещё в советские годы ездил на международное совещание молодых учёных-гидравликов. Но где взять бейджики в Кызылорде? Как говорится, голь на выдумки хитра – купили в магазине прищепки к занавескам и прикрепили их к ламинированным рисункам с изображением человеческой ладони, на которую падает капля воды, с надписью «Помогите Аралу!» и фамилиями участников. Так получилось, что Назарбаеву бейджик не достался, и он обратился к акиму области: «А мне почему не дали?». Пришлось делать ещё один – для нашего президента.

В Санкт-Петербурге мы заказали несколько экземпляров экологической карты Приаралья, но не учли, что между Россией и Казахстаном уже появились таможенные посты (мы же привыкли беспрепятственно ездить и перемещать товары по всему Союзу). В итоге доставляли их окольными путями – через Новосибирск, Ташкент – и чуть ли не контрабандным путём.

Словом, в те годы многое отсутствовало, буквально всё приходилось доставать, добывать, но зато не было дефицита в дружеских, братских отношениях между представителями разных республик. Сейчас же наоборот: с вещами никаких проблем, а вот доверительности не хватает.

- При создании МФСА было принято решение, что председательствовать в нём страны будут по очереди…

 - Да, и первым эту роль взял на себя Казахстан. Поначалу МФСА дислоцировался в Алматы, а возглавил его Узакбай Караманов, последний председатель Совета министров и первый премьер-министр нашей республики. Кстати, хотелось бы назвать тех, кто внёс большой личный вклад в создание фонда. Это, прежде всего, министры водного хозяйства, в том числе казахстанский – Нариман Кипшакбаев, узбекский – Рим Гиниятуллин. Нельзя не вспомнить и такого замечательного специалиста, как ныне уже покойный Виктор Духовный, который на протяжении долгих лет возглавлял Научно-информационный центр МКВК. От аппарата президента и правительства РК этой работой активно занимались Атамурат Шаменов и Тулеген Сарсембеков…

Планы и их реализация

- Можно ли сегодня, по прошествии тридцати лет, сказать, что МФСА выполнил свою миссию?

- Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Историческая задача заключалась в том, чтобы в большом центрально-азиатском регионе, где вода является важнейшим ресурсом жизнеобеспечения и где априори интересы стран, расположенных по руслу двух главных рек, сильно разнятся, избежать серьёзных конфликтов на этой почве. Конечно, на площадках МФСА и его структурного подразделения МКВК не обходится без разногласий, столкновения позиций государств-участников (такое было, есть и будет в дальнейшем), но они не приводили и не приводят к политической напряжённости в отношениях между странами. Между тем, в новейшей истории было немало примеров того, как из-за воды чуть не возникали войны – скажем, между Ираком и Сирией в 1974-м, между Египтом и Суданом в 1994-м и т.д. Так что в этом смысле создание МФСА сыграло очень позитивную роль.

С другой стороны, далеко не всё, что намечалось, было выполнено. Например, согласно договорённостям, каждое государство должно было перечислять в фонд 1 процент от национального ВВП на осуществление совместных программ. Но некоторые страны в условиях экономического кризиса, пережитого ими в 1990-х годах, отказались от выполнения этого обязательства, и данная норма, по сути, перестала работать. Сегодня каждая страна реализует такие программы и проекты в основном своими силами, сама находит международных спонсоров, причём и здесь не всё обстоит так, как хотелось бы.

Допустим, притчей во языцех стала вторая фаза проекта «Регулирование русла Сырдарьи и Северного Аральского моря»: работы должны были начаться во второй половине «нулевых» годов, но до сих пор те, кто принимает решения, не могут определиться с тем, на каком из нескольких вариантов следует остановиться. А вот реализацию первой фазы Казахстан может смело занести в свой актив: благодаря ей удалось восстановить северную часть моря – САМ, накопить в ней порядка 25 миллиардов кубометров воды, возродить рыбный промысел (ежегодно там добывают 7-8 тысяч тонн рыбы 22-х видов), дать работу местным жителям.

Ударом по МФСА стало решение Кыргызстана «заморозить» своё участие в нём. Оно было принято в 2016-м, а в качестве причины назван недостаточный учёт гидроэнергетических аспектов водопользования – именно в них кроется главный интерес этого государства, расположенного в верховьях Сырдарьи. С тех пор и по сей день представители республики не приезжают на заседания, проводимые в МФСА. На совещаниях в МКВК они иногда присутствуют, но в принятии принципиальных решений не участвуют.

- Нередко можно услышать, что название фонда не соответствует содержанию его деятельности: спасением Арала он, по сути, не занимается, море практически высохло, если не считать узкую полоску в его западной части и, разумеется, САМ…

- Действительно, видимо, пора изменить название фонда и соответственно скорректировать приоритетность стоящих перед ним задач. Как я уже говорил, при его создании планировалось концентрировать в нём поступления от государств-участников в размере 1 процента ВВП, а также средства международных спонсоров. Но сейчас такого нет, к тому же проектов, способных заинтересовать все пять стран, очень мало. Скажем, Казахстан и Узбекистан занимаются посадками саксаула на высохшем дне Аральского моря. А зачем это, например, тому же Кыргызстану или Таджикистану?

Время реформ

- В каких реформах нуждается МФСА?

- В современных условиях приоритетными для него, на мой взгляд, должны быть вопросы вододеления. Это крайне важно с точки зрения мирного и бесконфликтного сосуществования государств Центральной Азии, справедливого и рационального использования водных ресурсов на нужды сельского хозяйства и энергетики. И здесь, как мне представляется, необходимо делегировать в МФСА некоторую часть вопросов, находящихся сейчас в компетенции национальных правительств. А то сегодня государства, расположенные в верховьях рек, мало озабочены тем, с чем приходится сталкиваться странам, находящимся в низовьях, особенно в вегетационный период.

Последнее обстоятельство, а также отсутствие точного учёта количества и качества воды на трансграничных участках русел рек (по-хорошему, государства должны в оперативном режиме обмениваться друг с другом полной и достоверной информацией на сей счёт) ведёт к тому, что в низовьях рек начинают на всякий случай перестраховываться. То есть, строить новые водохранилища для создания необходимых запасов. А это дополнительные потери воды из-за испарения и фильтрации. Иначе говоря, добиться её рационального использования во всём бассейне Аральского моря без согласованных и скоординированных действий всех государств невозможно.

В этой связи назрела необходимость структурных и институциональных изменений. Например, правильно ли, что и МКВК, и бассейновые объединения «Сырдарья» и «Амударья», занимающиеся распределением водных ресурсов, дислоцируются в Узбекистане? Почему бы не перевезти БВО «Сырдарья», скажем, в Кыргызстан? Возможно, это смягчило бы его позицию. Или взять исполком МФСА, который по принципу ротации переезжает из одной страны в другую. Каждая такая передислокация отнимает много месяцев, а иногда даже несколько лет, что негативно сказывается на его работе. Может, было бы лучше, если бы он постоянно находился в одном месте?

Что касается исполнительной дирекции МФСА в Казахстане, то сейчас сложилась практика, когда её совместно курируют МИД и Минэкологии: финансирование осуществляется через внешнеполитическое ведомство, а подчиняется она вроде бы экологическому. На мой взгляд, это далеко не лучший вариант. Полагаю, что дирекция должна подчиняться напрямую правительству.

- У МФСА есть будущее?

- Думаю, да. Бог даровал странам Центральной Азии две крупные реки, суммарный объём стока которых составляет в средние по водности годы около 110 миллиардов кубометров. И мы, и последующие поколения должны сделать так, чтобы Сырдарья и Амударья оставались реками дружбы и созидания, а не превратились в реки раздора между живущими здесь народами. Чтобы, образно говоря, кыргызский мальчик зимой не мёрз и мог пользоваться светом от гидроэлектростанций, а отец его казахстанского сверстника летом получал достаточно воды для орошения полей и имел возможность досыта накормить своего сына.

Население в Центральной Азии продолжает расти, а объём водных ресурсов, в лучшем случае, останется прежним. Значит, вопрос их эффективного расходования будет становиться всё более актуальным. Возрастает значимость постоянного мониторинга количества и качества речного стока, достоверного и максимально точного учёта воды, оперативного, в онлайн-режиме, обмена информацией о текущей водной обстановке между всеми государствами региона. При условии тесного сотрудничества стран-соседей, согласованного и рационального водопользования, основанного на взаимной ответственности всех сторон (с применением современных технологий орошения), думаю, этих 110 миллиардов кубометров нашим народам будет хватать. И именно такая структура, как МФСА, в состоянии выполнить столь важную миссию.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить с юбилейной датой всех, кто был причастен с созданию МФСА.

Справка

Даулет Баялимов, инженер-гидротехник, кандидат технических наук, на протяжении значительной части своей жизни занимался проблематикой Арала. С 1986-го работал

заместителем председателя Аральского райисполкома, затем возглавлял Кызылординский областной комитет по проблемам Арала. Более десяти лет был членом исполкома МФСА от Казахстана. В качестве руководителя Национальной группы участвовал в реализации проекта Глобального экологического фонда «Формирование общественного мнения по вопросам рационального использования водных ресурсов в бассейне Аральского моря». Активно занимался посадками саксаула на высохшем дне Арала…