Ежегодно памятным мероприятиям в честь Дня Победы предшествуют острые дискуссии «о прошлом», которые всё чаще сопровождаются призывами вовсе запретить празднование этой даты в Казахстане. А на фоне российско-украинской войны страсти особенно накаляются, в ход идут уже новые спекуляции и манипуляции. В этой связи мы попросили экспертов и общественных активистов поразмышлять, под влиянием чего и кого так быстро меняется отношение наших граждан к теме ВОВ, и почему она настолько политизирована?

Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ имени аль-Фараби:

«Что такое память, когда на кону власть…»

– Был в моей практике примечательный разговор со студентом на эту тему. Молодой человек вполне в духе времени разглагольствовал о том, что, мол, казахи заняли в той войне «не ту сторону», были «оболванены» красной пропагандой, и если бы выиграл противник… Решив прервать его тираду, я спросил: «Будь у тебя возможность перенестись в то время, за кого бы ты воевал?». «Спрашиваете ещё!», – страстно воскликнул он. «Хорошо, – продолжил я, – а если бы в окопе на противоположной стороне находились твои соплеменники - такие же парни-казахи, стрелял бы?». «Да без вопросов!», – прозвучал жёсткий ответ. «А если бы в том окопе был твой дед?» И парнишка снова ответил утвердительно…

Понимаете, суть всех этих идеологических манипуляций вовсе не в том, чтобы мы просто забыли своё прошлое, как думают многие, а в том, чтобы мы начали стрелять друг в друга - в отцов, братьев, сыновей, внуков. И чтобы при этом уже больше ни у кого не оставалось никаких сомнений, чтобы ничья рука не дрогнула…

Налицо действие «окна Овертона» (методики влияния на общественное сознание). Вы думаете, всё началось с пресловутых «парадов суверенитетов» или «языковых патрулей»? Чушь! Вспомните, как уже в 1980-е годы запускались прибаутки типа «победи немцы, мы бы все пили баварское пиво» (думается, и казахи тоже), крутились фильмы, где между кадрами шла идеализация «фашистской униформы и военных маршей», во всех республиках без исключения как бы невзначай вспоминались национальные легионы СС, всевозможные добровольческие армии на той стороне и т.д. Хоть кто-нибудь тогда сделал окрик? Как говорили древние латиняне, «sic parvis magna» - «большое начинается с малого».

Попытки романтизировать образ Туркестанского легиона продолжаются по сей день - неумело, коряво, на уровне притягивания фактов за уши. Конечно, формирование, наспех собранное из пленённых, полуголодных, полураздетых и растерянных солдат, не могло выполнять никакой значительной роли ни на фронте, ни в иерархии вермахта (как пытаются представить это сегодня отдельные «авторы»). Но ведь фашисты и не ставили тогда такой цели, они, скорее, «играли в долгую». Лично для меня это трагедия людей, оказавшихся в плену по вине бездарного руководства и своих командиров. Другой вопрос, как действует такая «романтизация» на молодых, которые даже имена своих прадедов с трудом вспоминают?

То, что тема Великой Отечественной войны и Второй мировой всё чаще становится разменной монетой в руках наших национал-патриотов, не может не настораживать. Ведь, по сути, 9 мая – одна из нитей, которая ещё связывает нас с прошлым. Вы думаете, инициаторы «культуры отмены» этого не понимают? Я вам больше скажу: многих из них откровенно раздражает, что в этот день дети и правнуки несут цветы на могилы предков и к мемориалам героев, что в честь аруақов читаются молитвы и что в аулах до сих пор стоят памятники павшим солдатам-селянам. Это не просто дата, это, прежде всего, почитание отцов, уважение к памяти погибших в той страшной войне. Но что такое память, когда на кону власть… Не в этом ли причина того, что всё чаще звучат призывы запретить празднование Дня Победы?

Мурат Абулгазин, независимый эксперт:

«Постсоветские парадоксы обнажают правду»

- Усиление с каждым годом в Казахстане полемики относительно празднования Дня Победы имеет вполне объективные причины. Это относится даже к резким высказываниям так называемых ура-патриотов. Время идёт, и нравится это кому-то или нет, но правда обнажается. А потому всякая официальная суета вокруг этой даты выглядит, мягко выражаясь, чередой парадоксов, которые можно изложить в определённой последовательности.

Во-первых, надо честно признать, что внимание к этому празднику естественным образом ослабевает вследствие снижения активности и убыли старших, послевоенных, поколений, являвшихся носителями советских традиций. Не говоря уже о том, что число участников ВОВ в Казахстане ежегодно сокращается (на апрель 2023 года их осталось всего 237 человек). А молодёжь уже не воспринимает «близко к сердцу» события далёкого прошлого. При этом у нас продолжали помпезно проводить на государственном уровне торжества с дорогостоящими военными парадами под лозунгами поклонения погибшим и благодарности живущим участникам ВОВ. Что выглядело каким-то кощунственным парадоксом на фоне ухудшения социального положения ветеранов и всё больше воспринималось населением как обычные для властей показуха и популизм.

Здесь стоит напомнить, что на постсоветском пространстве официальное празднование Дня Победы с военным парадом было возобновлено Ельциным накануне президентских выборов 1995 года в условиях падения народного доверия к нему и роста рейтинга лидера КПРФ Зюганова. Тогда это решение солидарно поддержали власти нескольких стран СНГ, в том числе Казахстана, также заинтересованные в снижении уровня общественной напряженности и в укреплении своего авторитета.

Во-вторых, представители новых поколений, мыслящие иначе, чем люди, выросшие в СССР, резонно обращали внимание на другой парадокс – проведение официальных торжеств в честь государственного праздника страны, исчезнувшей вместе с так называемой общностью «советский народ», причём в результате поражения в «холодной войне» с Западом, к которому относится и проигравшая в 1945-м Германия. Если старшие поколения длительное время пребывали в состоянии молчаливого недоумения от неожиданного распада советской державы «без единого выстрела» и одновременно сохранения советского Дня Победы, то у «новых казахстанцев» эти феномены побуждали интерес к поиску правды о войне и сталинском режиме, что только увеличивало число противников официального празднования.

В-третьих, оскорбительным парадоксом воспринималось отсутствие, искажение или недостаток внимания к подвигам казахов-участников ВОВ в советско-российской и казахстанской трактовках истории. Ещё больше удручало казахское население отсутствие достойного внимания к памяти невинных жертв коллективизации, голодомора, политических репрессий и событий декабря 1986 года.

И, наконец, в-четвёртых, как циничный парадокс воспринимается сегодня празднование Дня Победы на фоне войны между Россией и Украиной, которые являются двумя самыми крупными и наиболее пострадавшими (наряду с Беларусью) участниками ВОВ.

Таким образом, налицо юридический, политический, идеологический и, главное, моральный парадоксы, связанные с официальными торжествами 9 мая и тем более с военными парадами. Сюда же можно отнести и шествие «Бессмертного полка» в память об участниках ВОВ, которое после 2015 года из народной инициативы под эгидой Общероссийского народного фронта (ОНФ) превратилось в своего рода пропагандистское мероприятие на постсоветском пространстве. Мало того, с недавнего времени оно охватывает даже участников двух чеченских войн, а теперь и так называемой СВО, что для нашего общества неприемлемо.

Никто в Казахстане не против того, чтобы помянуть погибших и отдать почести живым воинам ВОВ. Но без радостных воплей, помпезных торжеств, надоевшей показухи и пропагандистской риторики. И с молитвами о сохранении мира в нашей стране.

Амангельды Есенов, блогер, публицист:

«Обыватель уже не в состоянии отделить правду от лжи»

- День Победы стал объектом растущей критики со стороны национал-патриотов примерно с 2014 года. Они постоянно выискивают поводы для требований запретить советскую символику и даже сам праздник. Сначала их нападкам подверглась гвардейская лента, вокруг которой до сих пор устраивается настоящее мракобесие. В итоге вместо неё стали выдавать ленты синего цвета (почему, спрашивается, не красные банты, как это было в Советском Союзе?). А потом многочисленные провокаторы взялись активно раздувать тезис о том, что 9 мая приватизирован Путиным, и поэтому его следует упразднить...

Но к чему искать врагов на стороне, когда они среди нас? Я о тех людях, которые занимаются откровенным переписыванием отечественной истории. В 1990-х никто и подумать не мог, что она, как и средства производства, будет присвоена. По сути, наше олигархическое государство приватизировало право на толкование истории советского Казахстана, в том числе победы над германским фашизмом. Даже мемуары Кунаева умудряются издавать с серьёзными изменениями, искажающими реальные факты. Попробуйте купить в наших магазинах его книги в старом издании - их просто нет. Так же как нет литературы, которая бы правдиво описывала события гражданской войны, преступления «алашординцев», индустриализацию 1930-х годов, предательство Туркестанского легиона и прочее. Зато вы без труда найдете скверно написанные творения про голод и террор...

И пока мы тут спорим про присвоенный праздник, у нас воруют целый пласт истории. Исчезают названия улиц, городов, областей, памятники советским деятелям, вместо которых ставят памятники «алашординцам». Идёт тотальная война по уничтожению памяти. На ту же Великую Отечественную успели навесить столько мифов, что обыватель уже не в состоянии отделить правду от лжи. Вот оно, настоящее «победобесие». Такими тепами мы вскоре придем к тому, что начнём оправдывать коллаборационистов, которые уничтожали собственный народ за немецкий хлеб.

Приведу несколько заблуждений относительно той войны. Прежде всего, это путаница вокруг георгиевской и гвардейской лент. Первая котировалась ещё в царское время и никак не связана с ВОВ. Кстати, орденами, украшенными ею, белогвардейцы награждали «алашординцев», чьи портреты теперь можно увидеть на каждом шагу. Тогда как гвардейская лента была символом воинской доблести в СССР (шла к ордену Славы I, II и III степеней и к медали «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.»), соответственно никакого отношения к колонизации Казахстана не имела. По логике, те, у кого этот символ вызывает отторжение, должны испытывать похожие чувства при виде погон, которые, как и армейские звания, пришли к нам из царской армии, а потом из советской, но ведь этого не происходит…

Миф второй: Гитлер опередил Сталина. Он появился ещё в июне 1941 года, когда Йозеф Геббельс (немецкий политик и пропагандист) оправдывал вторжение в СССР. Соответствующие документы перекочевали в конце 1980-х в книги бывшего советского разведчика ГРУ Владимира Резуна, перебежавшего в английскую разведку. В уста этого псевдоисторика британцы вложили всю ту ложную информацию, которая снимала с них ответственность и делала «козлом отпущения» Советский Союз. Хотя именно Британская империя вместе с США спонсировала нацистов с 1924-го до 1941-го, чтобы те после прихода к власти в Германии выполнили миссию по уничтожению СССР. А затем она принялась переписывать историю и создавать миф, что Сталин виноват в разжигании войны с Третьим рейхом.

Миф третий: Сталин завалил страну трупами. По современным данным, СССР потерял свыше 27 миллионов человек, в то время как Германия - 8 миллионов, и это, по мнению некоторых злопыхателей, ещё одна причина для отмены Дня Победы. Но давайте посмотрим на другие факты: прямые военные потери рабоче-крестьянской Красной армии составили 9-11 миллионов человек, остальные - жертвы немецкой оккупации, то есть гражданское население. При этом, напомню, на стороне Германии воевали Финляндия, Болгария, Румыния, Испания, Италия, Венгрия. И если сложить все потери этих стран, то соотношение на всём Восточном фронте получится 1:1,5. Только в конце войны наши потери выровнялись – 1:1,1.

Миф четвертый: казахам не стоило воевать, эта была не их война. Сей бред всё чаще встречается в социальных сетях. Так вот, согласно нацистскому плану «Ост», немцы должны были дойти до Уральских гор и создать во всей Средней Азии генерал-губернаторство Gross Turkestan, уничтожив здесь любое сопротивление. По их замыслу, во всём СССР должно было остаться не более 30-50 миллионов населения. Несложно догадаться, что в таком случае ожидало жителей нашего региона, если в одной только Польше после немецкой оккупации недосчитались 6 миллионов граждан.

Запад и по сей день проводит целенаправленную политику внедрения лже-исторических мифов, чтобы внести раскол в общественное сознание. Что касается искусственно нагнетаемой истерии по поводу Дня Победы, то цели, на мой взгляд, преследуются следующие. Во-первых, попытка обелить Запад вместе с его инвесторами, закрепить в умах казахстанцев мысль, что это наш друг (которому, замечу, нужны сырьевые колонии и рынки сбыта – вспомните Ирак, Ливию, Сирию и т.д.). Во-вторых, отторжение всей Средней Азии от экономических связей с РФ на почве идеологической борьбы с тоталитарным советским прошлым. В-третьих, выработать у казахов комплекс неполноценности (мол, вас обманули, вы воевали не за тех), который может компенсироваться лишь одним - ненавистью к России как преемнице СССР. И, наконец, в-четвертых, разжигание межнациональной розни между русскими и казахами внутри страны.

Всегда, когда затевается спор по поводу понимания исторического прошлого, нужно задаваться вопросом: а кому это выгодно? Помимо вышеперечисленных сил, будировать тему декоммунизации и борьбы против Дня Победы, как я полагаю, выгодно тем, кто пытается отвлечь общество от насущных проблем - разгула криминала, поголовной коррупции, ненужных миллиардных трат на имиджевые проекты, неспособности провести демократичные выборы, массовой эмиграции, усиливающегося разрыва между бедными и богатыми. А ещё таким образом нас хотят увести от сравнения Казахстана советского и Казахстана современного, которое явно не в пользу последнего. Ведь в отличие от Казахской ССР мы уже не строим заводы, не развиваем города и сёла, не славимся животноводством и сельским хозяйством, не поставляем свою продукцию химической и тяжелой промышленности в Европу и т.д. Как результат, выросло целое поколение людей, которые уже не в состоянии провести такой сравнительный анализ, поскольку выросли на других книжках.

9 мая - это не только праздник победы над фашизмом, но и то немногое, что по-настоящему сближает все слои населения, граждан всех национальностей в один сплочённый народ. А ещё это единственный праздник, который на короткий период объединяет все страны постсоветского пространства. Отменить его – значит посеять ссоры, признать, что наши деды были неправы и что им нужно было воевать за другую сторону...