Похоже, одна из самых неоднозначных в Казахстане государственных программ «Рухани жаңғыру» доживает последние дни. После многолетних неуклюжих попыток модернизировать общественное сознание власти, наконец, решили её свернуть. Самое печальное, что простые граждане, на которых она, собственно, и была рассчитана, так и не поняли, зачем вообще была нужна эта программа. И пока не будут выявлены и учтены все ошибки, которые привели к провалу, инициировать подобные проекты нет смысла, считают наши эксперты.
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Президент уже обрисовал новую идеологическую повестку»
- У программы «Рухани жаңғыру» были две основные составляющие: одна – модернизационная, другая – просветительская и историко-культурная. Первая предполагала некую трансформацию (модернизацию) общественного сознания в пользу современных ценностей, таких, как открытость миру, трудолюбие, стремление к образованию, справедливость, патриотизм, сильное гражданское общество и т.д. Но соответствующих изменений с нами, увы, не произошло, и вот почему.
Реализация программы выпала на «эпоху елбасизма», как я её называю (период 2007-2020 гг.). То было время невиданного в демократическом государстве однопартийного парламента (понятно, что этого добились путём фальсификаций на выборах и тотального использования адмресурса); интенсивной монополизации экономики и политики; открытого обогащения одной семьи и т.д. По сути, все эти годы мы наблюдали, как власть декларировала одно, а по факту делалось совсем другое. И из-за несовпадения реальности с ожиданиями у населения копился негатив, который в итоге вылился в январские события.
Что касается просветительской и историко-культурной составляющей, то благодаря финансовой поддержке проектов в рамках «Рухани жаңғыру» определенных результатов всё же удалось добиться. Например, были открыты новые исторические объекты, переведены на казахский язык популярные мировые книги, наши соотечественники заявили о себе на мировом уровне и т.д. Однако полностью потенциал таких проектов раскрыть не получилось, поскольку и эта поддержка, будучи подверженной «елбасизму», носила «тендерно-распилительный» характер.
Так что закрытие данной программы, как и многих других – неправильно сформулированных и недореализованных – было закономерным. Думаю, в рамках оптимизации много ещё чего будет сокращено. Это первое.
Вторая причина, почему «Рухани жаңғыру» поставили на утрату, - это то, что на заседании Национального курултая в Туркестане в июне нынешнего года президент обрисовал новую идеологическую повестку на среднесрочный период. Кстати, немногие обратили на это внимание. Условно он обозначил её как «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» («Справедливое государство – ответственный гражданин»). Суть заключается в том, что процветание страны должно быть тесно сопряжено с улучшением жизни каждого гражданина, поскольку одно без другого невозможно. И эти преобразования тоже подразумевают модернизацию общественного сознания.
В целом, думаю, что следующей идеологической основой для развития страны станет концепция «Әділетті Қазақстан – Адал азамат», разве что название могут изменить. Не исключено, что какие-то отдельные направления «Рухани жаңғыру» переименуют и продолжат реализовывать, но уже в качестве самостоятельных проектов, если, конечно, найдут соответствующее финансирование.
Айман Жусупова, политолог, руководитель проектов Eurasian center for people management:
«Имеет смысл провести аудит на предмет эффективности программы»
- Сложно спорить с тем, что цели программы являются актуальными и важными. Это и сохранение национальной идентичности, и повышение уровня конкурентоспособности и открытости общества к переменам, и пропаганда культа знаний, и постепенное эволюционное, а не революционное развитие страны.
Взять ту же инициативу по переводу на государственный язык академических бестселлеров, вошедших в программы самых передовых учебных заведений в мире. По сути, она направлена на обеспечение равенства возможностей студентов, которые знают только казахский и на нём обучаются. В идеале такой проект следовало запустить ещё на заре независимости. Тем более что его реализация дала множественные кумулятивные эффекты, в числе которых обогащение государственного языка и укрепление и развитие казахстанской переводческой школы.
Отдельно стоит сказать о проекте «Туған жер», который направлен на вовлечение неравнодушных граждан в развитие и облагораживание родного края. Существует расхожее мнение, что местные власти не всегда понимают, какие проекты действительно нужны городу или селу и действуют по принципу «чем дороже - тем лучше». Тогда как в мировой практике свою полезность и эффективность демонстрируют именно те из них, к разработке которых привлекается местное сообщество. Собственно, перед «Туған жер» стоит та же задача - возрождать регионы посредством низовой инициативы, и это, безусловно, очень важно.
Достаточно продуманными, на мой взгляд, являются и другие направления в рамках «Рухани жаңғыру». Это и продвижение отечественной культуры за рубежом, и поиск новых «героев» современного Казахстана для списка «100 новых лиц», и переход казахского языка с кириллицы на латиницу. Думаю, дело не столько в них, сколько в неоднозначном восприятии программы в целом. И тому я вижу несколько причин.
Во-первых, это неудачная информационно-разъяснительная кампания, в результате которой граждане вместо того, чтобы вовлечься в процесс, напротив, восприняли программу скептически. Их раздражали и многочисленные билборды с рекламой «Рухани жаңғыру», и логотип, который якобы был скопирован у французов. В общем, внимание фиксировалось на второстепенных вещах, а не на содержании проектов. Хотя большой вопрос: в достаточной ли степени общество об этом содержании было осведомлено?
Во-вторых, на реализацию программы выделялись весьма значительные средства, но не было понятно, какая их часть направлялась на конкретные проекты, а какая – на имиджевые, от которых общество откровенно устало. И это, безусловно, не могло не вызывать критику. Думаю, имеет смысл провести своего рода аудит, чтобы понять, насколько эффективно были потрачены бюджетные деньги.
Ну и, в-третьих, на восприятие сути «Рухани жаңғыру» оказало влияние отношение казахстанцев к власти, а точнее, недовольство её деятельностью. Поэтому неудивительно, что с самого начала программа не была принята, скажем так, «с открытыми сердцами». Раздражение граждан, вызванное сложившейся социально-экономической ситуацией, спроецировалось и на другие очень нужные для страны проекты.
Сейчас важно проанализировать, что конкретно было сделано в рамках программы, какие цели из изначально обозначенных были достигнуты, а какие нет. А в будущем имеет смысл осуществлять лишь те идеологические проекты, которые несут конкретную пользу населению страны и способны заинтересовать, вовлечь граждан. Плюс механизм их реализации должен быть понятным, четким и прозрачным. И обязательно в этих программах должен участвовать гражданский сектор, поскольку они направлены, прежде всего, на консолидацию общества.
Жаксылык Сабитов, историк, политолог:
«Новая идеологическая программа должна быть системной»
- Реализация этой программы начиналась усилиями политика Марата Тажина при поддержке первого президента. И то, что сегодня её решили свернуть, говорит, прежде всего, о серьёзных изменениях в идеологической сфере Казахстана. Да, какие-то идеи «Рухани жаңғыру» продолжают оставаться актуальными и представляют для нас интерес, но многим сложно это разглядеть сквозь навешенные ярлыки вроде пустой траты средств, отсутствия результатов и т.п. По-хорошему, нужно провести тщательный анализ на предмет эффективности данной программы и оставить то, что действительно полезно.
По сути, «Рухани жаңғыру» был зонтичным брендом, который объединял подпрограммы, мало связанные между собой. Ключевой её проблемой, на мой взгляд, была бессистемность. Возьмем, к примеру, направление «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». Понятно, что такого количества учебной литературы недостаточно и что нам нужно перевести на государственный язык огромную массу книг, причём в сжатые сроки...
Или посмотрите на проект «100 лиц Казахстана», призванный популяризировать наших современников. Согласитесь, куда полезнее было бы запустить другой – «100 имён в истории Казахстана» по примеру таких, как «100 величайших британцев», «Великие украинцы», «Имя России» и т.д. Его смысл заключался бы в том, чтобы качественно изучить биографии национальных героев и донести эту информацию до людей посредством телепрограмм, газетных, журнальных публикаций и т.д. Подобные проекты реализуют сегодня около 40 стран по всему миру.
Не секрет, что мы ещё многого не знаем о людях, сыгравших значимую роль в истории страны. Взять того же Динмухамеда Кунаева, который становится одной из важных фигур в построении Национального пантеона героев. Даже его биография научно не изучена - нет никаких монографий и научно-популярных книг. Что уж говорить о других? Пора усиливать символический капитал национальной истории за счёт введения в научный оборот материальных памятников. Плюс необходимо заняться развитием казахстанского сегмента «Википедии»: лет 10-15 назад туда залили данные из энциклопедия 1980-90 гг. и больше не обновляли. В результате там очень много устаревшей информации о Казахстане.
Безусловно, новая идеологическая программа нужна, но она должна быть системной, чтобы все направления в её рамках были взаимосвязаны. И, конечно, таковую нужно создавать с учётом всех прошлых ошибок.
Ядикар Ганиев, гражданский активист:
«Начинать следовало бы не с народа, а с чиновничества»
- Для начала попробуем разобраться, с какой целью была создана эта программа. На мой личный взгляд, она писалась не под реальный Казахстан и не для реального народа. Потому как прежде, чем модернизировать сознание простых казахстанцев, необходимо повышать уровень нравственности всего госаппарата. Вот тогда появилась бы хоть какая-то база для подобных проектов.
Думаю, «Рухани жаңғыру» разрабатывалась с целью создания новых обширных возможностей для распиливания бюджетов на всех уровнях. Такой вывод подтверждается тем, что в её рамках было проведено множество мероприятий, на которых царила роскошь, которые организовывались ради удовлетворения тщеславия чиновников и под которые легко можно списать значительные денежные средства. Простой народ участвовал в них разве что в качестве массовки.
В результате мы имеем только растущее количество вопросов относительно эффективности программы. Но отвечать на них и давать разъяснения сегодня некому. Команда Назарбаева уже «отыгралась», а команде Токаева сейчас не до этого. Да, некоторые компоненты программы «Рухани жаңғыру», безусловно, необходимы. Но доверьте их реализацию специалистам, которые будут действительно работать, а не обслуживать власть имущих.
Но, повторюсь, главное – начинать следовало не с попыток изменить сознание народа, а с самого чиновничества, чтобы оно стало профессиональным, ответственным и честным.
Фото: Уральская неделя