Внедрение прямой выборности акимов стало одной из самых ярких политических реформ последнего десятилетия.
Казахстан уже более 30 лет независим и идет по пути демократизации, но реальные сдвиги начались только в последние годы. Долго время с самых высоких трибун заявлялось о стремлении страны войти в число развитых, что невозможно без правильной “настройки” и развития общественных институтов, однако конкретных шагов сделано не было. Причина в доминировании экономики над политикой, из-за чего ради поддержки экономики политические реформы отодвигались.
Однако практика показала, что такой подход дает результаты только определенное время, после чего необходимость в изменениях политической сферы становится неизбежной. Понимая этого, руководство Казахстана начало заниматься глубокой перестройкой общественных институтов. И самым ярким проявлением стали прямые выборы акимов – сначала сел, а затем районов и малых городов.
Что такое местное самоуправление?
Местное самоуправление в Казахстане представляет собой систему организации власти на уровне городов, районов и сел, которая предназначена для управления местными делами и реагирования на запросы граждан. Систему местного самоуправления составляют несколько элементов.
Маслихаты – представительные органы местного самоуправления, которые избираются гражданами на основе прямого, равного и тайного голосования. Маслихаты принимают нормативные правовые акты местного значения, бюджеты местных администраций, а также осуществляют контроль за их исполнением.
Акиматы – исполнительные органы местного самоуправления, которые ранее во всех случаях назначались на свои должности президентом страны или соответствующим акимом более высокого уровня. Акимы отвечают за управление текущей деятельностью на местах, включая реализацию государственной политики, социально-экономическое развитие территорий, обеспечение правопорядка, охрану окружающей среды и другие важные аспекты жизнедеятельности местных сообществ.
Участие граждан и общественных объединений в управлении местными делами осуществляется через общественные слушания, референдумы, встречи с населением и другие формы прямой демократии.
Финансирование местного самоуправления в Казахстане осуществляется за счет местных бюджетов, которые формируются из местных налогов и сборов, а также из трансфертов из республиканского бюджета и других источников, предусмотренных законодательством.
Сейчас местное самоуправление в Казахстане развивается в контексте общенациональных реформ и стремления к повышению эффективности управления на местном уровне, укреплению роли местных сообществ в принятии решений, касающихся местного развития, и обеспечению более тесной связи между властью и гражданским обществом.
Простой пример реформ: если ранее акимы сел, районов и малых городов был назначенцами, то теперь их выбирают местные жители. Благодаря этому акимы становятся подотчетными гражданам и отвечают за результаты своей работы в первую очередь перед ними.
Исследователи Жанар Санхаева и Алмас Арзикулов еще в 2021 году писали, что такой подход полностью соответствует международной практике. В мире уже сложились три классические модели организации местного самоуправления. Например, в англосаксонской модели, характерной для Великобритании, Канады, США и Австралии, органом местного самоуправления выступают советы, члены которого избираются напрямую населением на четыре года. Советы и его комитеты исполняют функции государственного управления на местах.
Континентальная модель представлена во Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Испании и странах Латинской Америки, а также в странах Африки и Ближнего Востока. Там функционирует совет, который избирается населением на шесть лет. Из своего состава он избирает мэра и его заместителей, которые являются представителями исполнительного органа административной единицы – коммуны. Однако мэр, возглавляя исполнительную власть, является представителем центральной власти и подчиняется вышестоящему лицу – префекту или его аналогу.
Есть и смешанная модель, которая используется в Германии, Австрии и Японии. Здесь органы местного самоуправления формируются на уровне общин, которые выполняют административные функции. В южногерманской модели, например, население напрямую выбирает совет общины и главу административной единицы. В свою очередь, этот глава одновременно возглавляет исполнительную власть и является председателем совета общин.
Последовательный подход
По сути, выборная реформа расширяет политические права граждан, писал руководитель отдела стратегического анализа Казахстанского института стратегических исследований Ермек Токтаров осенью прошлого года.
“Еще в 2020 году казахстанец мог избирать напрямую только президента страны, а сегодня граждане могут не только напрямую избирать акимов сел, районов и городов, а также депутатов маслихата и мажилиса, но и самим участвовать в выборах в качестве кандидатов. При этом электоральные процессы, реализующие прямое избирательное право, организовываются практически каждый год. В долгосрочной перспективе это однозначно повысит интерес граждан к публичной политике и усилит их политическую культуру”, – считает эксперт.
Ключевое изменение заключается в том, что если раньше акимов сел, районов и городов областного значения избирали косвенно – через депутатов маслихатов, то теперь местные жители выбирают их напрямую. Это помогает повысить вовлеченность казахстанцев в процесс принятия политических решений на местах, в том числе и через избрание акима, добавляет Ермек Токтаров.
В качестве примера он приводит пилотные выборы, которые в ноябре 2023 года охватили 42 района и три города в разных регионах Казахстана. С 2024 года прямые выборы акимов районов приобретут общестрановой характер.
Что интересно, в такой системе самыми политически активными становятся именно сельчане, поскольку кроме участия в референдумах, выборах депутатов и президента, у них есть право избирать акимов своего села и района. Другими словами, именно они больше всех будут ходить на избирательные участки.
“Подобное расширение института прямых выборов демонстрирует четкий вектор на демократизацию страны. Формируется новая модель взаимоотношений власти и общества. На сегодняшний день прямая выборность является эффективным инструментом волеизъявления граждан и рекрутинга “выходцев из народа” на решающие политические должности”, – считает Ермек Токтаров.
Также прямое участие казахстанцев граждан в электоральных процессах поможет усовершенствовать гражданскую культуру. Эксперт обращает внимание, что первые шаги в реформировании избирательных процессов могут быть сложными, но каждая новая волна прямых выборов будет увеличивать прозрачность и создаст условия для справедливой политической борьбы.
Но почему важно именно выбирать акимов, а не просто назначать кого-то, как было долгие годы? Давно не секрет, что именно от акимов напрямую зависит развитие сельских территорий: они распределяют бюджет и решают, на что нужно потратить деньги. Акимы, которых выбирают сами местные жители, более мотивированы на то, чтобы направлять деньги на решение проблем граждан.
Это меняет сразу несколько важных вещей. Становятся лучше коммуникации между государством и казахстанцами, а доверие к акимам, которых избрали на открытых выборах, гораздо выше. Ведь голоса были отданы голоса за конкретные программы и предложения, а значит идеи победителя были поддержаны напрямую. Акимам остается лишь их правильно воплотить в жизнь.
Все это должно привести к важному результату – выборы акимов сделают лучше жизнь казахстанцев на селе. Ведь желание жить в своем селе и районе зависит не только от того, сколько там появляется новых ферм и рабочих мест. Гражданам нужна инфраструктура и понимание, что бюджет тратится на решение их проблем и вопросов.
Реформы не ради реформ, а для изменений
Ради этого – конкретных изменений в государственном управлении – и затевались политические реформы. Еще в сентябре 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что “опросы общественного мнения показывают усилившийся запрос на выборность сельских акимов”.
“В следующем году заканчивается срок полномочий целого ряда руководителей сельских округов. Полагаю возможным проведение прямых выборов сельских акимов. Помимо выборности местных властей предстоит определиться с разделением полномочий между уровнями государственного управления, а также с местным самоуправлением”, – заявлял Касым-Жомарт Токаев в послании народу четыре года назад.
При этом реформа имела две стороны: публичную в виде непосредственно выборов, но внутреннюю – в виде реформирования бюджетных отношений. Последняя часть должна усилить власть на местах, чтобы она с меньшими согласованиями и бюрократией решала проблемы граждан.
Ранее, еще в 2019 году, корпоративный подоходный налог от малого и среднего бизнеса передали из республиканского бюджета в местные. Это привело к росту сборов, так как акимы стали более заинтересованными в поддержке МСБ и занялись созданием для него благоприятных условий. В результате только в 2022 году, например, рост доходов регионов превысил 30%.
Схожие изменения происходят и на бюджетах более низких уровней, включая районы и села. Например, Касым-Жомарт Токаев заявлял, что нужно “усилить финансовые возможности местного самоуправления”, а для этого важно “увеличить доходы бюджетов сельских округов”. Другими словами, предстоит кардинально изменить межбюджетные отношения в стране – в первую очередь повышения бюджетной самостоятельности регионов.
После передачи КПН президентом поручено передать на второй уровень бюджета дополнительно не менее 2 трлн тенге налоговых поступлений. Благодаря этому доля трансфертов из республиканского бюджета в местные должны снизиться в среднем до четверти. Еще в прошлом году этот показатель равнялся половине – то есть большинство регионов находится в большой зависимости от Центра.
Помимо передачи поступлений, потребуется реформа расходной части. “Считаю, что следует предоставить районным акимам право самостоятельно формировать бюджет. Прежде всего это позволит существенно ускорить решение насущных проблем на местах”, – заявил Касым-Жомарт Токаев в послании народу в сентябре прошлого года.
Когда бюджетная часть реформы будет реализована, у избираемых акимов появится больше возможностей для развития сельской местности. Ведь главная цель реформы Касым-Жомарта Токаева – сделать самоуправление более эффективным, вовлечь граждан в госуправление и вырастить новое поколение мотивированных акимов. Это может стать ключевым вкладом в развитие села.