На старте 2021 года глава государства Касым-Жомарт Токаев опубликовал статью «Независимость дороже всего», в которой определил основные вехи становления и развития страны за 30 лет и поставил задачи на следующие десятилетия. Причем главный акцент президент сделал на том, что «казахстанская земля не передается ни одному иностранцу и никогда не будет продана. Это должно быть твердо заложено в сознании каждого гражданина».

Сегодня у нас в гостях эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик, с которой мы решили вспомнить, как осуществлялось строительство нового государства, с какими проблемами пришлось столкнуться казахстанцам и к чему мы в итоге пришли:

- С момента обретения Казахстаном независимости прошло почти 30 лет. По историческим меркам наша страна все еще очень молода. Однако оглядываясь в прошлое, становится понятно, какой гигантский путь был проделан для того, чтобы бывшая советская республика смогла занять позиции успешного состоявшегося государства.

Обретение суверенитета открыло перед Казахстаном новые исторические возможности и перспективы. В то же время страна оказалась на перепутье, где один неверный шаг мог означать крах государственности и деградацию. Вызов, перед которым оказалось руководство страны, был беспрецедентным.

Устремляя взоры в будущее, важно понимать, что базовая траектория развития Казахстана была заложена именно тогда, на заре независимости. Первому президенту Нурсултану Назарбаеву пришлось взять на себя колоссальную ответственность. Для того чтобы одна за другой покорялись вершины на пути к формированию процветающего государства необходимо было проявить незаурядную политическую волю и мужество.

Благодаря неизменному оптимизму, вере и сплоченности казахстанцев перед лицом исторических испытаний, нам удалось добиться выдающегося успеха, создав современный Казахстан, вступивший в новую эру – эру независимости.

На пороге трансформаций

Исторические события, позволившие Казахстану обрести независимость, запустили масштабные процессы трансформации. В отсутствии готовых рецептов дальнейшего развития стране пришлось шаг за шагом нащупывать собственный путь, который позволил бы укрепить национальную государственность, построить эффективную рыночную экономику, обеспечить высокий международный авторитет.

Перемены давались нелегко. Необходимо было запустить процесс системных институциональных преобразований, провести слом старого ради строительства нового и современного. Будучи частью постсоветского пространства, Казахстан и его соседи столкнулись со схожим комплексом проблем: тяжелое экономическое положение, которое отражалось в растущем уровне безработицы, ограниченных финансовых ресурсах, галопирующей инфляции.

Осознавая важность экономического восстановления, Нурсултан Назарбаев руководствовался принципом «эволюция, а не революция». Нельзя было допустить, чтобы обретенный суверенитет стал восприниматься как причина нестабильности и падения уровня жизни. Примеры радикальной смены политических режимов или «экономических шоков» начала 1990-х гг. наглядно показывали, что наиболее уязвимым в данной ситуации оказывается именно простое население.

Благодаря смелой политике Елбасы, который своевременно сделал разворот в сторону трансформации экономической системы, страна гарантированно избежала коллапса. Принцип «сначала – экономика, потом – политика» позволил правильно расставить приоритеты. Именно благодаря первым экономическим успехам появилась возможность продвигать постепенные и продуманные политические реформы и новые международные инициативы.

Первые шаги

Первым общегосударственным планом, позволяющим осмыслить дальнейший путь оформления казахстанской государственности, стала «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанная в 1992 году. Елбасы понимал, что с обретением независимости требовалось провести целый пакет первостепенных реформ. Более того, он сразу увидел, что без четко обозначенной концепции развития казахстанского общества любые попытки достичь желаемой цели стать преуспевающим государством будут обречены на провал.

Именно поэтому в Стратегии был заложен идеологический фундамент. Граждане молодого независимого государства должны были в полной мере осознать, что их судьба неразрывно связана с судьбой новой страны. Нестабильность по периметру границ и острые экономические вызовы внутри вынуждали выстраивать модель управления, при которой властные полномочия концентрировались в едином центре.

Президентская форма правления как нельзя лучше подходила для решения поставленных задач, так как позволяла оперативно отвечать на все новые возникающие вызовы. Вспоминая ранние годы независимости, Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что далеко не все решения были встречены с энтузиазмом. Способность мыслить новыми категориями многим давалась нелегко, что приводило к необходимости преодолевать сопротивление как политических элит, так и части населения.

Однако для восстановления экономики страны требовались решительные и безотлагательные меры. Лишь по прошествии времени становится очевидным, насколько дальновидными оказались действия Нурсултана Назарбаева, который, преодолевая инертность и сопротивление среды, приступил к формированию новой для Казахстана модели рыночной экономики.

Ключевой задачей стало формирование среднего класса, который смог бы стать опорой страны и гарантировать ее политическую стабильность и процветание. Необходимо было навсегда отказаться от слепого следования плановым экономическим показателям, встав на путь либерализации и рыночных механизмов. При этом государство не прекращало исполнять свои социальные обязательства. Забота об уязвимых слоях населения, повышение уровня трудовых доходов, пособий и пенсий всегда оставались приоритетом.

Как итог: алармистские предсказания 1990-х годов о скором расколе казахстанского общества не сбылись. Через десятилетия стабильного роста и развития Казахстан сумел уверенно закрепить за собой позицию успешного государства, став признанным лидером центральноазиатского региона.

Страна успешно прошла рыночные реформы, появился собственный национальный предпринимательский класс, начались масштабные процессы индустриализации и формирования новых отраслей экономики, которых не было прежде.

Национальное самосознание

Подойдя к рубежу обретения независимости, Казахстан стал родным домом для людей многих национальностей. Миллионы представителей различных этносов, живущие и работающие в стране, искренне считали и считают нашу республику своей родиной. Именно поэтому Нурсултан Назарбаев всегда придавал сохранению межнационального мира и согласия особенное значение.

То есть модернизации подверглись не только экономика, но и общественное сознание. Первоочередной необходимостью стало сохранение межэтнической стабильности и межконфессионального согласия. Вывести страну на траекторию стабильного, бесконфликтного развития – приоритетная цель для любого государства, и Казахстан не стал исключением.

Важно было не допустить ошибок в процессе нациестроительства. Елбасы изначально отказался от идеи простого копирования западного опыта. Механический перенос либеральной идеологии гражданского общества оставлял риск социального взрыва и возникновения межнациональных и межконфессиональных разломов.

Казахстанское общество выстраивалось и развивалось на собственной идеологической базе. Модернизация общественного сознания должна была проходить с учетом культуры и истории народа. Данный подход первый президент неоднократно отстаивал в ходе своих публичных выступлений и публикаций в СМИ. Время подтвердит мудрый и дальновидный характер такой политики.

Народу Казахстана действительно следует гордиться своей способностью сохранять приверженность курсу межнационального согласия и толерантности. Благодаря твердому лидерству Елбасы стране удалось избежать внутриполитических потрясений. Внутринациональное единство не было омрачено разладом по межконфессиональному или территориальному признакам. Свобода вероисповедания и религиозная терпимость стали залогом сохранения мира и стабильности в Казахстане.

Создание Ассамблеи народа Казахстана наглядно отразило идею объединения в унитарном государстве множества различных этносов. С момента возникновения Ассамблеи народа Казахстана можно говорить о том, что национальная политика перешла на качественно новый уровень.

Последующие годы лишь подтвердили тезис о том, что для успешной политико-экономической трансформации необходима глубокая идейно-духовная составляющая реформ. Благодаря своему богатому политическому и жизненному опыту, первый президент предвидел, насколько важной окажется задача укрепления казахстанской идентичности и общенациональных ценностей.

«Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан», подготовленная в 1996 году, дала ориентиры по реализации политики нациестроительства в республике. Обозначив стратегические тенденции в развитии государственной идентичности, Елбасы в очередной раз поделился своим видением и пониманием природы казахстанской нации.

Дальнейшее смысловое наполнение модель национальной идентичности получила после появления идеи «Мәңгілік Ел», которую следует рассматривать как основу национальной идеологии и консолидации общества. К моменту своего документального оформления в 2015 году идея «Мәңгілік Ел» позволила сформировать систему общегражданских консолидирующих целей и идеологем.

Нельзя не согласиться с тезисом Нурсултана Назарбаева о том, что «гражданство – надежный фундамент устойчивого и успешного государства». Добиваясь того, чтобы никто на казахстанской земле не чувствовал себя ущемленным по культуре, языку и вероисповеданию, мы уверенно движемся к формированию устойчивого и успешного государства.

Курс на многовекторность и партнерство

Подписание указа об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР в середине 1991 года стало одним из первых шагов на пути к рождению нового независимого Казахстана. Выбранный путь позволил уверенно войти в обновленную систему геополитических координат.

Понимая, насколько важно сохранить тесные связи с соседями, первый президент во всеуслышание заявил о намерении Казахстана проводить политику добрососедства и партнерства. Стремление поддерживать дружественные отношения с соседями по региону позволило выстраивать конструктивный диалог по широкому ряду вопросов.

На протяжении всей своей политической карьеры Нурсултан Назарбаев последовательно доказывает, что изоляция от международных процессов и интеграционного взаимодействия является ошибочной стратегий. При этом, выстраивая внешнюю политику практически с нуля, Казахстану было необходимо твердо заявить о себе как о самодостаточном суверенном государстве.

Кроме того, было важно развеять любые опасения западных и восточных партнеров. Тот факт, что Казахстан обладал четвертым в мире ядерным потенциалом, создавало серьезные настороженности мирового сообщества. В данном контексте колоссальное значение по своим последствиям имело решение отказаться от ядерных амбиций и выбрать путь ядерного разоружения. Объявив о закрытии Семипалатинского ядерного полигона 29 августа 1991 года, Казахстан стал идейным вдохновителем глобального движения за мир, свободный от ядерного оружия.

Под руководством первого президента в стране был запущен процесс демонтажа ядерной инфраструктуры. И в наши дни Казахстан остается центром глобальных инициатив по решению вопросов ядерной повестки дня. Недавняя инициатива Елбасы по созданию Глобального альянса лидеров за ядерную безопасность и мир, свободный от ядерного оружия, наглядно подтверждает его последовательную антиядерную политику.

При этом следует подчеркнуть, что и во внешнеполитических вопросах Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева никогда не шел по пути слепого копирования зарубежного опыта. Он выстраивал собственную прагматичную линию, где главным приоритетом всегда было отстаивание национальных интересов страны.

Одновременно важнейшим направлением политики Нурсултана Назарбаева с самых первых лет независимости стало выстраивание культурно-цивилизационных мостов и интеграция. Казахстан не мог себе позволить замкнуться на региональном формате отношений. Столь узкая «специализация» не позволила бы решить сложнейший комплекс внешнеполитических и межгосударственных вопросов, начиная от решения территориальных споров, заканчивая участием страны в организации международных усилий по обеспечению глобальной безопасности.

Казахстан, расположенный на стыке Европы и Азии, располагает уникальной возможностью налаживать межрегиональный диалог, выступая в качестве медиатора и соседствуя с такими глобальными игроками как Россия и Китай. Обладая стратегическим видением, первый президент сразу расценил особенность геополитического положения Казахстана не как угрозу и уязвимость, а как перспективную возможность. Именно так зародился фундамент многовекторного курса.

Прежде всего, необходимо было сохранить инфраструктурные и экономические связи с государствами постсоветского пространства. Именно Елбасы в далеком 1994 году впервые выдвинул идею евразийской интеграции. Для того чтобы оценить данную инициативу по достоинству, странам евразийского пространства потребовалось более десятилетия. Результатом последовательной политики Казахстана стало формирование Евразийского экономического союза, который позволил сформировать общий рынок, где свободно перемещаются товары, услуги и капитал.

Председательствование в Совете Безопасности ООН, проведение Астанинского Саммита ОБСЕ, активная вовлеченность в деятельность Тюркского совета, ШОС, ОИС, СНГ, ОДКБ, миротворческие инициативы в рамках СВМДА и Астанинского процесса по Сирии явились наглядным доказательством состоявшейся внешнеполитической доктрины и международного признания достижений Казахстана под руководством первого президента на глобальной политической арене.

Оценивая сегодня пройденный путь, который наша страна преодолела за годы независимости, можно с уверенностью сказать, что залогом успеха является неуклонное движение вперед. Перед Казахстаном еще не раз будут возникать серьезные вызовы и препятствия, и нынешний коронакризис это наглядно подтвердил. В подобной ситуации важно использовать вызов как возможность для очередного качественного рывка в развитии.

Казахстан вошел в новое тысячелетие в качестве авторитетного, состоявшегося и успешного суверенного государства. В наших силах преумножить прежние достижения, открыв дорогу к новым победам и процветанию всех казахстанцев.