В обнародованном недавно «Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года» особая роль в решении поставленных задач отводится системе образования, которая выделена в качестве одного из главных приоритетов. А применительно к ключевой ее фигуре и «движущей силе» выдвинут лозунг: «От дефицита педагогических кадров – к конкуренции за место педагога». Что, в свою очередь, предполагает дальнейшие усилия государства и общества по повышению престижа этой профессии, ее привлекательности в глазах казахстанцев.

Миссия учителя всегда и везде считалась особо важной и почетной. Ведь любая специальность, будь то связанная с космосом и высокими технологиями, лечением людей, строительством или организацией производства продуктов питания, требует необходимого багажа знаний, который закладывается школьными учителями, а затем преподавателями средних специальных и высших учебных заведений.

В тяжелые 1990-е годы в силу понятных причин престиж педагогической профессии в Казахстане начал падать. Она стала менее востребованной, и, как следствие, в ней образовался межпоколенческий разрыв. Однако по мере подъема экономики, пик которого пришелся на «нулевые» годы, страна брала ориентир на все более амбициозные цели, связанные с индустриально-инновационным развитием, переходом на качественно новый технологический уклад. А это требовало повышения уровня знаний, компетенций казахстанцев и соответственно формирования такого педагогического корпуса, который был бы в состоянии обеспечить выполнение данной задачи.

Меры, которые государство предпринимает в данном направлении, смело можно назвать комплексными, всеохватными. Речь идет и о придании профессии особого статуса (принят даже специальный закон), и о совершенствовании системы оплаты, и о предоставлении определенных социальных преференций. Эти меры касаются как действующих учителей, преподавателей, так и тех, кто еще грызет гранит науки на педагогических факультетах, и даже юношей и девушек, сидящих за школьными партами, но уже задумывающихся над тем, куда пойти и чему посвятить себя в предстоящей взрослой жизни.

За предыдущие несколько лет государство значительно увеличило количество государственных образовательных грантов, выделяемых на подготовку будущих педагогов. Если в 2014-м оно составило 5,8 тысячи, то в прошлом году превысило 8 тысяч – рост почти в полтора раза. Это хороший стимул, особенно для абитуриентов из семей со скромным достатком.

Но сам по себе рост количества молодых людей, поступающих на педагогические специальности, мало что даст – очень важно, чтобы этот студенческий контингент был еще и достаточно качественным. А потому Министерство образования и науки РК приняло решение поэтапно повысить минимальный проходной балл для поступления на соответствующие факультеты: если в 2018-м он был равен 50, то через год его подняли до 60, а в прошлом году – до 70. Иными словами, такого, как раньше, чтобы на педагогические специальности шли, условно говоря, заведомые «троечники», быть не должно.

Для повышения степени привлекательности факультетов, которые готовят будущих учителей, также принято решение существенно увеличить «денежное довольствие» обучающимся на них студентам. В прошлом году постановлением правительства РК в «Правила назначения, выплаты и размеров государственных стипендий» были внесены изменения. Согласно им, «студентам, обучающимся на педагогических направлениях подготовки в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего образования», установлена ежемесячная стипендия в 42000 тенге. Это в полтора раза больше, чем получают все другие учащиеся вузов, занимающиеся по программам бакалавриата (26186 тенге). Согласитесь, для студента такая разница является весьма существенной.

Выпускники педагогических факультетов идут первыми в списке представителей пяти профессий (другие четыре – это врачи, работники социальной сферы, культуры и спорта, а также ветеринары), на которых распространяются льготы, предусмотренные программой «С дипломом – в село». Будушие учителя, решившие начать свой трудовой путь в глубинке, могут рассчитывать на целый ряд преференций, В частности, это выплата единовременных «подъемных» в размере 70 МРП, повышение должностного оклада не менее чем на 25 процентов относительно тарифных ставок, действуюших в городах, а также практически беспроцентный кредит на приобретение или строительство жилья со сроком погашения до 15 лет. Кроме того, всем сельским педагогам, и «новобранцам» в том числе, местными властями оказывается социальная поддержка при оплате коммунальных услуг и приобретении топлива.

Очень важным событием для всех работников системы образования стало принятие в самом конце 2019 года Закона РК «О статусе педагога». Его проект прошел достаточно длительное и обстоятельное обсуждение не только в госорганах и в парламенте, но и в кругу самих учителей и преподавателей. Да и широкая общественность приняла деятельное участие в дискуссиях по этому поводу.

Нормы нового закона можно условно разделить на «материальные» и «нематериальные». Последние регулируют круг прав и обязанностей педагогов, в том числе защищают их от навязывания им несвойственных функций. Например, введен законодательный запрет на привлечение учителя к выполнению работ, не связанных с его профессиональными обязанностями (прежде и директора школ, и местные власти не особо церемонились с этим). Никто не вправе требовать от педагога отчетности или какой-то информации, не предусмотренной законами РК, в противном случае ему грозит административный штраф. То же самое касается проверок. И уж тем более никто не имеет права обязывать учителя выписывать те или иные газеты и журналы, приобретать билеты на какие-то мероприятия и т.д.

Закон защищает педагога от вмешательства в его профессиональную деятельность, а также от возможных оскорблений со стороны учащихся и их родителей. За неподобающее поведение, например, несовершеннолетнего школьника в отношении учителя ответственность будут нести его родители. В том числе и материальную – в виде штрафа.

Чтобы облегчить жизнь людям, сеющим «разумное, доброе, вечное», в законе прописали норму, которая гласит, что местные исполнительные органы при распределении мест в дошкольных учреждениях должны в первоочередном порядке выделять их детям педагогических работников. А длительность ежегодно предоставляемого трудового отпуска (оплачиваемого) увеличили сразу на две недели – с 42-х до 56-и дней. Кроме того, вдвое возросла доплата за классное руководство и проверку тетрадей.

Законодательно закреплено право преподавателя любого учебного заведения (школы, колледжа, вуза) на осуществление индивидуальной педагогической деятельности. То есть он на вполне легальных основаниях может заниматься, например, репетиторством. Кстати, это и дополнительный стимул для повышения профессиональной квалификации – ведь чтобы на него как на репетитора был спрос, чтобы заработать хорошую репутацию, педагог должен сам постоянно обогащать свой запас знаний и совершенствовать навыки преподавания.

В законе также предусмотрены механизмы, которые призваны стимулировать приток в школы специалистов, получивших послевузовское образование, имеющих ученые степени. Например, окончившие магистратуру могут рассчитывать на ежемесячную прибавку к зарплате в размере 10 МРП (в нынешнем году это около 30 тысяч тенге), кандидаты наук – 17 МРП (почти 50 тысяч тенге).

Директора школ, согласно закону, должны поощрять тех учителей, чьи воспитанники показали высокие результаты на международных предметных олимпиадах, конкурсах и спортивных соревнованиях. Если какой-то учащийся стал их победителем или призером, то подготовившему его педагогу полагается выплатить вознаграждение в размере трех должностных окладов. Это хорошая мотивация к тому, чтобы находить среди школьников наиболее способных и дополнительно заниматься с ними.

Безусловно, крайне важным с точки зрения повышения статуса и привлекательности любой профессии является уровень оплаты труда. К сожалению, заработки учителей в среднем пока невысокие. Поэтому президент страны Касым-Жомарт Токаев уже вскоре после своего вступления в должность поручил правительству в течение четырех ближайших лет вдвое поднять зарплаты педагогам, работающим в государственных учебных заведениях. И это поручение уже реализуется: в начале прошлого года размер зарплат увеличили на 25 процентов, в начале нынешнего – еще на столько же…

Материальное стимулирование труда учителей и преподавателей, предоставление им необходимых социальных гарантий, защита их чести и достоинства от чьих бы то ни было посягательств, создание условий для того, чтобы они могли, ни на что не отвлекаясь, заниматься своей профессиональной деятельностью и быть уверенными в завтрашнем дне, - все это должно способствовать повышению престижа профессии, приходу в нее грамотной и ощущающей свое призвание молодежи.