Казахстан вроде бы провозгласил отказ от «совковых» принципов в экономике и социальной политике, выбрал в качестве ориентира рыночные преобразования, которые предполагают, что человек сам кузнец своего счастья и благополучия. Но патерналистские настроения в обществе, даже социальное иждивенчество не только не ушли в прошлое, но и, напротив, нарастают. 

Разумеется, они появляются не на пустом месте. Помимо ухудшения экономических условий в стране и падения реальных доходов населения, есть много других факторов – политических, социальных, культурных, которые провоцируют рост таких настроений. В нашем случае они, похоже, срабатывают оптом. Люди постоянно требуют чего-то от государства, причем сразу и бесплатно. И чем больше оно идет им навстречу либо просто обещает, тем активнее растут их аппетиты. 

Как отметил в одном из интервью нашему изданию политолог Данил Бектурганов, «социальное иждивенчество становится даже разновидностью профессии - люди затрачивают серьезные усилия на то, чтобы доказать свою причастность к определенным категориям льготников и благодаря этому получать пособия». И с такой оценкой сложно спорить. Причем занимаются этим обычно те граждане, которые сами не платят налоги и не делают социальные отчисления. Достаточно вспомнить, например, что заявления на получение 42500 тенге подавали даже вполне состоятельные люди, живущие на теневые доходы...

«Под социальной поддержкой и социальной работой у нас в большинстве случаев подразумевают оказание денежной или материальной помощи. И такой подход как раз таки формирует ту самую страту «иждивенцев», которая не хочет никаких других изменений, кроме увеличения размеров пособий. В этой связи очень остро встает вопрос подмены понятий - социальное иждивенчество часто подается как требование обеспечить социальную справедливость. Хотя на самом деле социальная справедливость - это обеспечение равенства прав и возможностей при отсутствии дискриминации», - пояснил политолог.

На его взгляд, полностью ликвидировать социальное иждивенчество невозможно, поскольку в стране всегда будут малообеспеченные слои населения, люди с особыми потребностями, пенсионеры. И задача государства, помимо всего прочего, считает он, заключается в том, чтобы отделить действительно нуждающихся в социальной помощи от тех, кто просто хочет жить за счет специальных выплат и пособий.

Самое интересное, что требуют помощи от государства по большей части представители титульной нации, а также частично русские. Такое наблюдение сделал другой наш эксперт – Нурлан Аселкан. И дело даже не в многочисленности этих этносов в Казахстане, а в том, что представителям остальных диаспор, тем же дунганам, к примеру, тяжело претендовать на какую-то помощь или гарантированное место в этом государстве. Они прекрасно понимают бессмысленность попыток что-то изменить и потому рассчитывают только на себя.

Что же привело к такой ситуации? Кто виноват больше – государство или граждане? И что нужно сделать, чтобы люди реже апеллировали к государству и сами строили свою судьбу? Слово нашим экспертам.

Замир Каражанов, политолог:

«Трудиться должно быть выгоднее, чем сидеть на пособиях»

- Что привело к такой ситуации? Рациональное поведение человека! И в этом нет ничего неожиданного. Любая экономическая модель, концепция, теория так или иначе апеллирует к этой особенности человека. Процентная ставка банка, уровень зарплат, налоговое регулирование и так далее - все ориентировано на поведение Homo sapiens. 

Как говорил герой культового фильма Гордон Гекко, «жадность - это хорошо!». Это качество человека есть двигатель прогресса и процветания! Но при условии, что государство грамотно регулирует поведение граждан, субъектов экономики. А именно: труд человека должен быть по заслугам вознагражден! Иначе вместо созидания и процветания общество столкнется с иждивенчеством, спекуляцией и другими «неконструктивными» явлениями. Ведь зачем трудиться, зарабатывать деньги, если их можно получить, не прикладывая усилий?! Вполне логичное решение.

Кто в этом виноват больше – государство или граждане? Поскольку поведение граждан в общем и целом поддается рациональному объяснению, то остается признать, что нерациональными являются действия правительств (не только Казахстана). Правила и законы в рыночной или нерыночной экономике устанавливает государство, а люди ищут в них преимущества для себя. Соответственно государство должно изживать иждивенческие настроения среди населения, так как они рано или поздно спровоцируют кризис в экономике. Но нередко правительства сами создают условия для процветания такого явления. Часто исходя из популистских, политических мотивов.

Что нужно сделать, чтобы люди реже апеллировали к государству и сами строили свою судьбу? Надо создать условия для того, чтобы население имело возможность зарабатывать деньги, улучшать условия своей жизни. Трудиться должно быть выгоднее, чем сидеть на пособиях. Государство, конечно, обязано помогать определенным категориям граждан, тем, кто не имеет возможности зарабатывать. Кстати, тот факт, что не все желающие получили пособия в размере 42500 тенге, говорит о том, что у нас избирательно относятся к выдаче соцпакета. 

Что касается граждан, которые имеют большие доходы, но не отказываются от пособий, то, конечно же, следует говорить о низкой социальной ответственности таких людей. Впрочем, это уже немного воспитательный, идеологический, нравственный аспект. Он больше связан с моральным состоянием нашего общества, а не с рациональным экономическим поведением населения.  

Уразгали Сельтеев, политолог:

«Чтобы нивелировать экономическое расслоение, государству приходится «леветь»

 - Понятие «иждивенчество» в отношении казахстанского общества применять неправильно. Его нет. Есть патернализм, который породило само государство. И он возник не от неспособности различных социальных групп адаптироваться к рыночным условиям. Дело в том, что наша экономика представляет собой смесь элементов рынка и «совковых» подходов. По факту государство под тем или иным видом занимает значительную часть рынка.

К тому же через приватизации и декларирование частнособственнических отношений мы получили такое положение, когда ключевые активы и ресурсы, приносящие огромные доходы, оказались в руках узкой группы олигархов. Они, помимо того, что платят низкие налоги, зачастую и вовсе уходят от налогообложения и выводят капиталы в оффшоры.

В силу этого у нас сложились, с одной стороны, привилегированные группы, имеющие широкий доступ ко многим благам, а с другой – все остальное общество. Как следствие, сегодня мы имеем колоссальное экономическое расслоение. Поэтому чтобы нивелировать его, государству приходится брать «левый» крен, усиливать адресные социальные меры, чтобы обеспечить поддержание минимального уровня социально-политической стабильности. Тем более что в условиях пандемии и карантинных ограничений уровень бедности резко возрастает.

Можно было бы говорить о том, что в сознании определенной части граждан закрепляется стремление переложить на государство заботу о собственном благосостоянии, и это снижает их экономическую активность. Однако такая оценка не вполне корректна. Люди мыслят пусть упрощенно, но все же логично: если государство не дает гражданам возможности нормально зарабатывать, чтобы они могли обеспечить себе минимальный уровень жизни, то пусть помогает и доплачивает. 

Какое решение здесь требуется, понятно всем. Это серьезные и реальные экономические реформы. Но почему они тормозятся? Почему невозможно обозначить точки прорыва? Потому что во всех ключевых сферах любые попытки серьезных изменений наталкиваются на интересы тех или иных внутриэлитных групп.

Камила Ковязина, социолог, исследователь в области публичной политики:

«Мы испытываем кадровый голод – при том, что рабочей силы становится больше» 

- Дело в том, что наше государство посылает обществу двусмысленные сигналы. С одной стороны, действительно, мы провозгласили курс на рыночную экономику и либерализацию всех сторон жизни, а с другой – государство плотно присутствует практически во всех сферах жизни казахстанцев. У нас ключевые и наиболее стабильные работодатели – это госорганы и квазигоссектор, включая национальные компании, госпредприятия и тому подобные структуры, а часто АО и ТОО, по сути, являющиеся «дочками» и «внучками» госорганов. 

Государство берет на себя все больше функций, которые не должны входить в его компетенцию. В идеале его основной задачей должно быть развитие инфраструктуры – социальной, коммуникационной, законодательной… То есть, создание условий для развития всех остальных сфер. А на деле множество госпрограмм направлены на поддержку предпринимательства, решение проблем с занятостью, жильем и так далее. И, что хуже всего, особый упор делается на молодежь, которая, таким образом, воспитывается в системе, где ей многое подается на блюдечке. 

Взять, например, государственные образовательные гранты, количество которых с каждым годом увеличивается. Во-первых, это снижает качество абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Во-вторых, расхолаживает вузы, которым нет необходимости бороться за контингент. А затем все это приводит к тому, что мы испытываем кадровый голод – при том, что рабочей силы становится больше. 

Уверена, в Казахстане много людей, готовых трудиться и не ожидающих помощи от государства. Но им нужны конкурентные условия. А государство, грубо вмешиваясь в рыночные процессы, лишает их этих условий. 

Что касается пособий в 42500 тенге… Думаю, те случаи, когда заявления на получение помощи подавали по-настоящему состоятельные люди, носили единичный характер. Эти выплаты показали нам, как много у нас неформально занятого населения и как казахстанцы бедны. Люди подавали заявления на выплату, потому что у них элементарно не было каких-либо накоплений, чтобы пережить кризис, – они живут от дохода до дохода, порой ежедневного. И это очень печальная ситуация.