Охватившая всю планету пандемия вынудила внести существенные коррективы в организацию обучения школьников, учащихся колледжей, студентов высших учебных заведений. Прежде всего, значительно возросла роль дистанционного образования, которое в нынешней ситуации нередко становится единственным вариантом, позволяющим не прерывать учебный процесс. Между тем, вплоть до начала нынешнего года оно в нашей стране не имело соответствующего нормативно-правового регулирования.

Поэтому еще весной 2020-го, когда впервые пришлось перевести учащихся на обучение в онлайн-режиме, Министерство образования и науки РК взялось за устранение этого пробела. Поначалу его шаги встретили непонимание у отдельных граждан, и они даже стали собирать подписи под обращением, в котором содержались такие строки: «Мы, родители казахстанских детей, выражаем свой протест против планов узаконить дистанционное обучение. Мы настаиваем на том, чтобы право наших детей на среднее образование, закрепленное 3-й статьей Конституции РК, было обеспечено в полном объеме -- по всем без исключения дисциплинам и при непосредственном, личном участии профессиональных педагогов. Школьное образование должно быть очным, живым и натуральным, оно не должно быть заменено цифровым суррогатом».

Однако когда глава МОН разъяснил, что дистанционное обучение рассматривается не как основное, а как вспомогательное, дополнительное, в том числе способное стать альтернативой очному при наступлении каких-то форс-мажорных обстоятельств, страсти утихли. И 8 января нынешнего года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования», где, помимо всего прочего, дается определение понятию «дистанционное обучение», устанавливается порядок его организации.

Параллельно велась работа над тем, чтобы сделать такой вариант получения знаний учащимися максимально удобным и, главное, эффективным. В этой связи серьезный интерес вызвала проведенная еще в апреле прошлого года онлайн-конференция с участием министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, советника президента РК по цифровизации и инновационным технологиям Багдата Мусина (через несколько месяцев его назначат министром цифрового развития РК), руководителя Интернет-ассоциации Казахстана Шавката Сабирова… Также к обсуждению были привлечены ведущие IT-специалисты, авторитетные эксперты в сфере образования. За ходом онлайн-конференции могли следить все желающие.

По словам главы МОН, новую ситуацию, вызванную пандемией, следует рассматривать не только как вызов всей системе образования, но и как возможность. Возможность обогатить ее формы и содержание, предоставить учащимся дополнительные инструменты и источники пополнения багажа знаний и компетенций. И с такой оценкой трудно не согласиться. Даже тогда, когда коронавирус отступит (а рано или поздно это произойдет), необходимо будет максимально полно использовать те преимущества, которые дает дистанционное обучение. Разумеется, объединив их с достоинствами, присущими очной системе.

Допустим, есть некий педагог, мэтр своего дела, работающий в какой-то школе или вузе. В очном режиме он может вести уроки или читать лекции только для ограниченного количества учащихся. А благодаря использованию современных информационных технологий его аудитория значительно расширится. Это можно подкрепить и определенными материальными стимулами со стороны государства (или, скажем, родителей), чтобы у педагога, прекрасно знающего свой предмет и умеющего доходчиво объяснить даже самую сложную тему, был интерес к проведению таких занятий в дистанционном режиме с привлечением большого контингента школьников или студентов. Таким же образом можно проводить уроки для всех желающих освоить, например, казахский язык – не только детей, но и взрослых.

Тут есть еще один немаловажный аспект. В соседней России за последние несколько лет появилось много Интернет-школ, которые за вполне приемлемую цену (6-7 тысяч рублей, или 35-40 тысяч тенге, в месяц) дают в дистанционном режиме довольно хорошее образование, в том числе с возможностью выдачи диплома государственного образца. И все больше казахстанских родителей записывают свои чада в такие школы. Да, в обновленном Законе есть 49-я статья, которая гласит, что мамы и папы детей, являющихся гражданами РК, обязаны обеспечить получение ими среднего образования в учреждениях, находящихся на территории РК. Однако возможен такой вариант, что дети формально будут посещать наши школы, но основное обучение проходить в иностранных Интернет-школах. И, скорее всего, когда придет время поступать в вузы, они уедут из Казахстана и вряд ли вернутся обратно. Такие потери для нашей страны крайне нежелательны. В этой связи возникает необходимость организации подобных Интернет-школ с качественным дистанционным обучением в самом Казахстане. Кстати, очень актуальным является создание таких школ и для детей с ограниченными возможностями.

Все эти обстоятельства и факторы заставляют более активно развивать данную форму обучения, идти в ногу со временем. Нужно создавать разнообразный, интересный и полезный цифровой контент для школьников и студентов, генерировать новые цифровые образовательные ресурсы, обучающие онлайн-платформы, в том числе в партнерстве с бизнесом. Также необходимо повышать компьютерную грамотность детей и особенно педагогов, разрабатывать специфичные для дистанционного обучения методики преподавания школьных и вузовских предметов. И работа в этом направлении ведется.

Например, что касается текущей деятельности, то во второй половине лета, перед началом нового учебного года 2020/21, по инициативе профильного министерства Центр педагогического мастерства при АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» организовал массовые онлайн-курсы «Учусь учить дистанционно». Они состояли из пяти модулей, в рамках которых учителя могли получить либо усовершенствовать навыки, связанные с особенностями онлайн-преподавания тех или иных предметов, использованием различных информационно-коммуникационных технологий для более активного вовлечения детей в учебный процесс, работой с родителями и т.д. Эти курсы прошли более трехсот тысяч школьных педагогов, то есть практически все.

Кроме того, за лето были дополнительно введены шесть образовательных онлайн-платформ, что стимулировало конкуренцию между ними (а конкуренция ведет к повышению качества) и дало школам возможность выбора.

И еще. Если переход к дистанционному обучению весной прошлого года был неожиданным и спонтанным, вследствие чего часть школьников, особенно из малоимущих семей, оказалась без необходимых технических средств, то перед нынешним учебным годом за счет бюджетных средств было закуплено и передано во временное пользование учащимся свыше 400 тысяч компьютеров.

Рано или поздно дистанционное образование заняло бы в нашей жизни значительное место. И мир постепенно шел к этому, но внезапно обрушившаяся пандемия резко ускорила данный процесс. Сейчас никто доподлинно не знает, каким в перспективе будет соотношение очного и онлайн-форматов, но если мы хотим видеть Казахстан современным и конкурентоспособным государством, то должны быть готовы к любому варианту. И именно на это направлены предпринимаемые сегодня шаги.