Долгое время словосочетание «Казахстан и космос», наверное, могло вызвать разве что ироничную улыбку. Однако все течет, все меняется, и сегодня ситуация несколько иная. За годы независимости наша страна сумела создать вполне ощутимый задел в космической сфере. Но это только начало большого пути. О том, на каких направлениях сегодня сконцентрированы усилия Казахстана в данной отрасли, мы попросили рассказать известного эксперта, главного редактора журнала «Космические исследования и технологии» Нурлана Аселкана.  

Необходимая составляющая

- Казахстан имеет космодром, у нас налажена сборка спутников. Что еще необходимо, чтобы войти в категорию стран, имеющих полноценный статус «космических»? 

- Сегодня космическая отрасль РК представляет собой достаточно весомую величину –  как в разрезе национальной экономики, так и на международной арене. Судите сами: мы располагаем двумя спутниковыми группировками; наземной инфраструктурой, включающей в себя, помимо приемных станций и центров обработки, специализированное конструкторско-технологическое бюро и сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов. У нас есть научно-исследовательские институты и собственные кадры общей численностью примерно полторы тысячи человек. 

Иногда задается сакраментальный вопрос: а что это за такая технологическая игрушка для Казахстана, и что космос может дать простому гражданину страны? Такая постановка мне кажется вполне оправданной. В самом деле, тратятся миллиарды, а какая от этого польза? Отвечу с осторожным оптимизмом: в отличие от ЭКСПО и фальшивого производства планшетов на предприятиях, молодая космическая отрасль уже приносит выгоду, и в дальнейшем эта тенденция будет нарастать. 

Взят курс на прикладные сферы космонавтики, на те направления, без наличия которых мы будем безвозвратно терять финансовые ресурсы – они будут уходить на оплату услуг зарубежных поставщиков. В качества примера можно привести систему связи «KazSat», состоящую из двух спутников – «KazSat-2» и «KazSat-3», посредством которых предоставляются услуги связи, передачи данных и доступ к сети Интернет для государственных учреждений (школ, больниц, акиматов), расположенных на всей территории страны, включая труднодоступные регионы. Все спутниковое телевещание Казахстана («Казтелерадио», «Отау ТВ», «Алма ТВ») организовано через спутники "KazSat". Ранее все эти услуги предоставлялись иностранными операторами.
В 2019 году общий доход от эксплуатации космической системы связи составил более 29 миллиардов тенге, было обеспечено годовое импортозамещение на уровне 14,7 миллиарда, в государственный бюджет перечислено общих налогов на сумму более 6 миллиардов тенге.

С помощью системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), состоящей из трех спутников, на 100 процентов оцифрованы данные по лесным угодьям, водным ресурсам, землям сельскохозяйственного назначения. Выявлены неубранные поля и неиспользуемые участки земли, незаконные вырубки леса и неучтенные свалки. Система ДЗЗ предоставляет уникальные данные – получить их другими способами крайне дорого, а зачастую и просто невозможно. 

Надо понимать, что космическая инфраструктура – это такая же необходимая составляющая сегодняшней экономики, как энергосети, транспорт и пути сообщения. Все эти составляющие должны быть современными и эффективными, приносить реальный доход или, как минимум, обеспечивать импортозамещение. Всему и везде, в том числе и в космосе, должен быть счет. Разрабатывать и строить космическую технику нужно, по возможности, своей промышленностью и собственными специалистами. Есть и перспективная задача, например, вывод спутников на орбиту своим носителем. Решив ее, Казахстан станет полноценной космической страной, способной осуществлять весь цикл работ, начиная от разработки космического аппарата, доставки его на орбиту и до применения полученных оттуда данных. Подробнее об этом я скажу ниже.

Вернуться к здравому смыслу

- На днях Казахстан и Россия подписали Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение (от 22 декабря 2004 года) между правительствами РК и РФ о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек», а также соответствующий контракт между АО «СП «Байтерек» и АО «ЦЭНКИ». Но насколько «Байтерек» сохранил свою актуальность? 

- Да, работы над проектом в последнее время ускорились. Очевидно, и казахстанская, и российская стороны осознают, что 15 лет, которые прошли с момента инициирования «Байтерека» до сегодняшнего дня и принесли одни лишь разочарования плюс немалые расходы, - это уже чересчур. Бесплодие проекта стало вызывать понятное раздражение и в обществе, и во власти. Напомню, что «Байтерек» изначально создавался как коммерческое приложение нового российского носителя «Ангара», затем был «пересажен» на украинский «Зенит», и вот теперь, на протяжении уже пяти лет, он планируется на «Союз-5». 

Протокол, который был подписан на днях, избавил совместное предприятие «Байтерек» от шлейфа долгов и узаконил новые сроки первого пуска - 2023 год. Как к этому относиться? С надеждой, наверное. Не забывая при этом, что в первоначальном варианте проекта дебютный пуск планировался на 2008-й, который сейчас кажется уже таким далеким. Меняются люди, планы, а в данном случае все до сегодняшнего дня, по сути, стояло на месте. 

Но в Москве был подписан не только протокол. Контракт между СП «Байтерек» и АО «ЦЭНКИ», я думаю, приведет в действие процесс демонтажа объектов «Зенит-М», и начнутся какие-то предварительные изыскательские работы по возведению нового стартового комплекса. Стройка пойдет своим чередом. Бюджетные деньги начнут осваиваться – это хорошо умеют делать и в России, и у нас. 

Приблизит ли все это нас к первому старту новой ракеты? Не уверен. Только что пришло сообщение о том, что «Роскосмос» отложил сдачу эскизного проекта «Союз-5», намеченную на октябрь текущего года, на июнь 2021-го. Что это значит? Ракету не торопятся создавать? Или при ее разработке возникли проблемы? Может, эти вопросы прояснятся после визита наших специалистов в ракетно-космический центр «Прогресс» в Самаре. Возможность такого визита обсуждалась неоднократно. В целом ситуация такова: ракеты нет, ее разработка затягивается, а строительная часть проекта ускоряется. Как бы нам не оказаться в положении того же Плесецка. Напомню: построенный под ракету «Ангара» масштабный и дорогой комплекс после единственного старта ее тяжелой версии в 2014 году до сих пор простаивает.         

- В таком случае есть ли у Казахстана альтернативный вариант?  

- Альтернативного варианта как такового не существует.  Для нас, по крайней мере. Вы уже затронули тему актуальности. С момента начала реализации проекта изменилось очень многое. Рынок пусковых услуг испытал значительную трансформацию с выходом на него многоразового носителя Falcon-9 от компании SpaceX. Серия аварий подорвала доверие к основной «рабочей лошадке» «Роскосмоса» – ракете «Протон-М». 

Кризис в ракетно-космической промышленности лишил тяжелые носители полезных нагрузок, стало буквально нечего запускать, свидетельство тому затишье на Байконуре и на «Восточном». Наконец, санкции, рожденные противостоянием России и Запада, закроют дорогу на мировой рынок всем ракетам, имеющим российское происхождение. С того же 2023 года. 

Надо ясно понимать, что все эти проблемы ложатся и на «Байтерек». В проекте наша сторона является партнером по эксплуатации российской ракеты, она взяла на себя обязательство профинансировать строительство наземной инфраструктуры. Такой подход, возможно, оправдан с точки зрения сохранения пусковой деятельности на космодроме и укрепления отношений между Казахстаном и Россией. Причин для участия в этом проекте может быть много, в том числе и политических. Но рыночного здесь ничего нет. 

Речь должна идти не об альтернативе, а о возвращении к здравому смыслу. Если вспомнить о реальных потребностях отечественной космической отрасли по выводу аппаратов на орбиту, то нам необходима совершенно иная ракета, а именно носитель легкого класса. С энергетикой примерно около 1,5 тонны на низкую околоземную орбиту и 1 тонну на солнечно-синхронную орбиту для спутников ДЗЗ. За исключением запусков спутников связи на геостационарную орбиту, такой носитель позволит удовлетворить все сегодняшние и перспективные запросы казахстанской космонавтики. Важно еще то, что легкий носитель значительно дешевле того же «Байтерека», при его создании казахстанский вклад будет значительнее, и в целом он, скажем так, «по силам» нашей стране. Разумеется, в кооперации с серьезным партнером...     

Наиболее оптимальный вариант

- Почему именно сегодня столь велик спрос на носители такого класса? Как можно наиболее разумным и рациональным образом реализовать этот проект? Насколько он нам по силам с точки зрения финансовых вложений, кадрового потенциала? Какие на этом пути существуют препоны? 

- Сейчас многие страны создают свои носители, и это в основном легкие и сверхлегкие ракеты. Я уже сказал выше, что космические системы стали абсолютно необходимым компонентом любого современного государства. Потому и создаются ракеты прикладного класса, обеспечивающие возможности для решения, прежде всего, национальных суверенных задач. А средние и тяжелые ракеты – это совсем другой класс сложности, технических рисков и затрат. 

Именно легкие носители стали сегодня средством относительно недорогого доступа к орбите. Например, Китай уже несколько лет успешно эксплуатирует такие носители, причем их создают как государственные агентства, так и частные компании. В США наблюдается бум стартапов, разрабатывающих аналогичную технику. Европа объявила о целом ряде таких проектов. Конечно, далеко не все эти начинания принесут результат, но несомненно то, что в связи с миниатюризацией компонентов космических аппаратов, снижением их веса и объема легкие носители будут востребованы. 

Растет и количество космодромов для этих изделий, порой они представляют собой мобильную платформу, просто и недорого обеспечивающую все пусковые операции. Наиболее разумный путь для Казахстана – создание отечественного легкого носителя в кооперации с партнерами, перед которыми стоят аналогичные задачи. Эти страны и компании известны. Кроме того, уже сейчас в Казахстане есть и специалисты, и определенный опыт работы с такими технологиями. Достаточно напомнить, что целый ряд метеоракет и боевых изделий выпускался на отечественных предприятиях, и этот задел может быть использован при реализации нового проекта. Что касается препон, то они есть везде, однако это не повод останавливаться. Создаваемое новое необходимо для развития страны, и если твердо идти по этому пути, то вряд ли нас что-то остановит.  

- Немного футурологии. Если мы пойдем по пути, предложенному вами, то какие перспективы это сулит нам в плане обретения своего места в космических программах международного сообщества? Найдется ли там вообще место Казахстану? 

- Мы уже не пустое место на мировой карте космонавтики. Будет устойчивое развитие – будут и успехи. Особенность космонавтики состоит в том, что она объединяет в себе самые передовые достижения науки и техники. У Казахстана, страны, наследовавшей космодром Байконур, который стал результатом величайших достижений Советского Союза, есть возможность опереться на него. Разумеется, вложив свои усилия и средства в его выживание и развитие – вместе с Россией и другими партнерами. Это и вызов для нас, и шанс на будущее. Надеюсь, что мы этот шанс не упустим.