Совсем недавно, 26 октября, в нашем издании была опубликована статья «Культурная деградация. Разумное, доброе, вечное – это уже не про нас?». Заканчивалась она так: «Те, кто вроде бы призван возрождать и расширять культурный слой, то есть представители так называемого «интеллектуального ядра нации», заняты обустройством личной жизни, сражениями за то, чтобы стать лауреатами, попасть в списки выдвигаемых на получение званий и наград, выбить у государства деньги на издание собственных опусов»...
Подайте на творческий вечер…
Спустя всего несколько дней, 31 октября, это наблюдение собственным примером проиллюстрировал известный и очень плодовитый писатель и драматург Софы Сматаев, который в советские годы одновременно с сочинением пьес и романов успевал служить на ответственной должности в ЦК Компартии Казахстана (заведующим сектором в отделе культуры), руководить Государственной книжной палатой республики. Он пожаловался в «Фейсбуке» на то, что власти Карагандинской области, откуда он родом, тянут с празднованием его 80-летия. Вот уже несколько месяцев Сматаев звонит на телефоны главы региона, заместителей, а также чиновников рангом помельче c просьбой-требованием провести его творческий вечер по случаю юбилея. Но те только обещают, а затем переносят сроки «на потом».
Вы можете представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране, США, Японии и т.д. литераторы и другие деятели культуры просили губернаторов или мэров организовать что-то подобное в честь себя любимых? Да им это просто в голову не придет. Вообще, настоящий писатель всегда держит дистанцию в отношениях с властью, чтобы не быть ей чем-то обязанным, а значит, оставаться независимым в своем творчестве.
Однако многие наши «инженеры человеческих душ» готовы идти на поклон к сильным мира сего ради организации юбилеев, издания и распространения своих книг, получения званий и наград, различных материальных благ. Особенно это касается «маститых» писателей, привыкших в советское время к опеке со стороны государства. Впрочем, и среди более молодых литераторов немало таких, кто не считают зазорным обращаться к представителям власти с подобными просьбами. О какой свободе самовыражения после этого может идти речь? Неужели для казахских писателей слова «честь», «репутация», «достоинство» ничего не значат? И неужели те многочисленные комментаторы, которые под постом Софы Сматаева выразили ему безусловную поддержку, заодно пристыдив карагандинских чиновников, не понимают столь очевидных вещей?
Еще больше опечалило и даже возмутило то, как обиженный прозаик и драматург пытается объяснить «невнимание» к собственным «заслугам»: «Облыс болып құрылғалы орыс билеп, жөйт илеген Қарағандыда қазақ рухының иісі де қалмады» - «В Караганде, где с момента образования области правили русские и евреи, не осталось и запаха казахского духа». Достойно ли писателя, тем более бывшего ответственного работника ЦК Компартии (интернационалистской!) Казахстана, заниматься, по сути, возбуждением межнациональной розни?
Теперь о «заслугах», которые применительно к людям литературного труда, как известно, оцениваются степенью востребованности написанных ими книг и их влияния на умонастроения в обществе. В одном из предыдущих своих постов Сматаев сообщает: «В моем двухэтажном доме (в «Горном Гиганте», престижном районе Алматы, – прим. авт.) находятся 20250 экземпляров (810 комплектов) моих книг» и призывает потенциальных читателей купить их, поскольку он, мол, оказался в затруднительном финансовом положении. Спустя некоторое время он с огорчением пишет, что за месяц у него приобрели всего 9 экземпляров (из более чем двадцати тысяч), после чего предлагает их по цене вдвое ниже, чем в книжных магазинах. А еще через неделю выражает готовность отдать даром книги тем, кто пообещал купить их, но не купил. Это к вопросу о востребованности такой, с позволения сказать, литературы. Кстати, почему бы тем комментаторам, которые «топят» за Сматаева в соцсетях, не приобрести у него хотя бы по одной книжке, раз произведения писателя, как они пишут, представляют огромную ценность?
Впрочем, Софы Калыбекович видит свою главную «заслугу» не в качестве (содержании) того, что вышло из-под его пера, а в его количестве: «Никто из казахских писателей не издал 25 томов, как я. У Мухтара Ауэзова только 17 томов, у Ильяса Есенберлина – столько же. Абдижамил Нурпеисов с Габитом Мусреповым и вовсе написали лишь по 8». Это он пишет в упрек Союзу писателей Казахстана, от которого он, по его словам, даже похвальную грамоту не получил.
И ведь действительно многие наши прозаики, поэты, драматурги привыкли измерять вклад в литературу именно таким образом: не тем, сколько произведений нашли благодарный отклик у читателей и пользуются у них повышенным спросом, а «объемом» написанного.
В этой связи вспоминается одна запись из «Плетенья чепухи», в которой Герольд Бельгер, кстати, упомянул и нашего героя: «Я прикинул: полное собрание моих опусов потянет примерно на 20-25 томов. Весь вопрос: а кому это нужно? Ведь столько же могут выдать и Кекилбаев, и Магауин, и Жумадилов, и Сматаев, и… еще столько же. Эдак можно засорить все библиотеки». А еще приходят на память строки поэта 19-го века:
Но муза, правду соблюдая,
Глядит – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Советская «лафа» кончилась…
Ежегодно в самых разных регионах Казахстана десятки, если не сотни, писателей и поэтов домогаются акимов с просьбами организовать творческие вечера, чтобы на них выслушать дежурно-пафосные речи в свой адрес, получить ценные подарки от местных властей, а также от «мобилизованных» ими спонсоров. И зачастую акимы не выдерживают напора, идут навстречу их «хотелкам». Сколько государственных денег тратится на проведение таких мероприятий, которые нужны в общем-то только самим героям этих торжеств, не знает никто.
Один только пример. В прошлом году акимат стольного града Нур-Султана выделил на организацию авторского вечера поэтессы Макпал Тажмагамбетовой (Мыса) ни много ни мало 28 миллионов тенге. Причем никакого юбилея у нее в 2020-м не намечалось – в тот год ей исполнилось 37 лет. А посвящен был вечер …выходу в свет пятой книги Макпал. Учитывая ее «творческую плодовитость», можно было бы предположить, что такие мероприятия в ее честь придется проводить едва ли не ежегодно. Но после того, как и сама эта история, и израсходованная сумма стали достоянием гласности, вызвав вполне закономерные вопросы у общественности, поэтессе придется, видимо, взять паузу. Зато ничто не помешало ей через несколько месяцев попасть в предвыборный список «Нур Отана» (скорее всего, по женской квоте), а затем стать депутатом мажилиса.
Кстати, в той же столице три года назад был проведен творческий вечер Софы Сматаева, о чем можно прочитать и даже полюбоваться фотографиями виновника мероприятия на официальном сайте городского акимата. Творческий вечер Софы Сматаева прошел в Астане (astana.gov.kz) То ли в честь 77-летия «классика казахской литературы», как назвали его в публикации, то ли чего-то еще. Но он никак не угомонится…
Часто можно услышать жалобы писателей на то, что государство не выделяет деньги на издание их книг. Но, во-первых, если посмотреть лоты Министерства культуры и спорта на сайте госзакупок, то можно увидеть среди них немало таких, которые предусматривают издание и распространение произведений современной художественной литературы Казахстана. Там фигурируют самые разные цифры – от двух до десяти и более миллионов тенге на каждую книгу или собрание сочинений того или иного автора. Однако у государства, как вы понимаете, нет денег на то, чтобы удовлетворить желания всех, кто занимается, так сказать, литературной деятельностью (а таких у нас огромное количество), и потому за возможность «быть включенным в госзаказ» идут самые настоящие сражения с подключением административного ресурса, блата и т.д.
Кроме того, выплачиваются гонорары. Согласно приказу министра культуры и спорта от 22 апреля с.г., их размер составляет шесть минимальных заработных плат (сейчас это 255 тысяч тенге) за каждый авторский лист, под которым понимаются 40 тысяч знаков прозаического теста или 700 стихотворных строк. Если исходить из этих расценок, то, например, автор изданного за счет государства 400-страничного романа или сборника рассказов может получить еще и более 4-х миллионов тенге в виде гонорара. Конечно, сами писатели считают, что этого мало, но вряд ли они задумываются над тем, стоит ли написанное ими каких бы то ни было государственных трат и согласны ли с такими расходами налогоплательщики, то есть граждане страны.
Во-вторых, пришла пора наконец-то понять, что «советская лафа» для писателей и поэтов окончательно ушла в прошлое, что государство вовсе не обязано издавать их опусы и платить им гонорары, что они, если хотят донести свое слово до публики, должны сами находить на это деньги. (В тех странах мира, особенно западных, которые мы привыкли называть развитыми, государства не финансируют труд писателей). Тем более если учесть, что мало кто читает написанные ими книги, о чем свидетельствуют и их мизерные тиражи – обычно в несколько сот экземпляров.
А вот на что нашему государству не следует жалеть денег, так это на выпуск литературы для детей. Речь, прежде всего, идет об издании, особенно на казахском языке, мировой классики – произведений Астрид Линдгрен, Джанни Родари и других. Как сообщил год назад в интервью одному из Интернет-изданий директор научно-практического центра «Учебник» МОН РК Гани Бейсембаев, лишь менее пятой части общего фонда школьных библиотек Казахстана приходится на художественную литературу, причем 95 процентов (!) ее – это то, что осталось с советских времен. Да, тогда тоже выходили хорошие детские книги, но было и много «идеологического мусора». И если вычесть последний, то на каждого учащегося придется всего по пять-шесть экземпляров, а наименований книг и тем более на казахском языке окажется намного меньше, чем самих школьников.
Между тем, только с интересной детской литературы может начаться возрождение в Казахстане культа чтения. Того самого, который был в СССР и по которому мы сегодня ностальгируем, понимая, что без него вряд ли возможно стать образованной и культурной нацией…