«Казахстан – страна, где не читают книги, обходят стороной театры и музеи». Так называлась статья, опубликованная в нашем издании полтора месяца назад. В ней была приведена статистика, отражающая культурные запросы наших граждан, в сравнении с ситуацией в странах ближнего и дальнего зарубежья. А как обстоит с этим в разрезе казахстанских регионов? Жители каких из них больше читают, чаще ходят на спектакли и в музеи, а в каких, напротив, лишь малая часть населения проявляет к этому интерес?
Книгочеи и книгофобы
Согласно данным Бюро национальной статистики, в прошлом 2021-м году количество пользователей библиотек в целом по стране не только вернулось к допандемийному уровню, но и даже превысило его. Тогда как число посещений музейных экспозиций, а особенно театральных постановок и киносеансов, увеличившись по сравнению с 2020-м, все же оказалось значительно меньше, чем в доковидный период. Кроме того, существенное влияние на статистику могли оказать региональные различия в масштабах карантинных ограничений: где-то они были жёстче (соответственно учреждения культуры чаще оставались недоступными для потенциальных посетителей), где-то мягче.
А потому лучше обратится к данным за благополучный в этом плане 2019-й год. Также обязательно нужно учитывать то обстоятельство, что регионы Казахстана сильно различаются по численности населения: в одних она составляет 550-700 тысяч, в других – около двух миллионов, а то и больше. Поэтому, не ограничиваясь абсолютными цифрами, которые приводит Бюро, мы решили ввести такой показатель, как количество пользователей (посетителей, зрителей) в расчёте на тысячу жителей. И вот какая картина получилась в итоге.
Применительно к библиотекам наша официальная статистика оперирует данными о числе пользователей – это те, кто хотя бы раз за год пришёл хотя бы в одно такое учреждение, а значит, был зарегистрирован в его базе. В 2019-м в целом по республике на каждую тысячу казахстанцев таких оказалось 293,6. Значительно больше их было в Павлодарской и Западно-Казахстанской областях – соответственно 580,8 и 531,0. Это два безусловных лидера. Относительно неплохо выглядели также Северо-Казахстанская – 414,7, Костанайская – 414,7, Акмолинская – 369,2.
А вот в Алматы этот показатель составил лишь 229,3. Между тем, здесь сосредоточены самый богатый в стране библиотечный фонд и более трети казахстанских студентов высших учебных заведений, которые, по идее, должны все поголовно и часто приходить в читальные залы. Ещё хуже ситуация в Шымкенте, который когда-то тоже был одним из основных культурных центров республики, – 174,4. Там общее количество пользователей библиотек составило 176 тысяч, из них 66 тысяч – школьники. То есть на всё остальное (недетское) население пришлось 110 тысяч. Тогда как только в вузах и колледжах Шымкента, согласно информации, которую привёл в одном из своих прошлогодних выступлений аким города Мурат Айтенов, обучаются более 125 тысяч студентов. Выходит, многие из них ни разу не заглянули в библиотеки?
Вообще, южные регионы страны значительно уступают северным по количеству пользователей на каждую тысячу жителей. Например, в Туркестанской области этот показатель составил 246,9, в Жамбылской – 244,9, в Алматинской – 177,5. А главным аутсайдером можно назвать Мангистау – 163,7. Особенно печально это констатировать, зная, что в названных областях самый высокий процент юного и молодого населения – там он в 1,5-1,7 раза выше, чем в тех же Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской. А если представители подрастающего поколения в самых быстро растущих (в чисто демографическом отношении) регионах не ходят в библиотеки и крайне мало читают, то какое будущее ждёт и их самих, и страну?
Спектакли и зрители
Статистика посещения театров должна оцениваться несколько иначе. Дело в том, что они есть только в мегаполисах, областных центрах, а также в некоторых относительно крупных городах. Тогда как жители райцентров, малых городов и тем более сёл не имеют к ним постоянного доступа и могут побывать на спектаклях лишь во время поездок в командировки или по каким-то личным делам. Поэтому в данном случае правильнее оперировать таким показателем, как количество посещений (зрителей) в расчёте на тысячу жителей тех городов, где есть театры. Например, в Карагандинской области, помимо областного центра, это Темиртау и Джезказган, в Восточно-Казахстанской – Усть-Каменогорск и Семей и т.д.
В 2019-м в Казахстане насчитывалось 65 театральных учреждений, в том числе 52 государственных. Причём 18 из них работали в Алматы. На этот же город пришлось наибольшее суммарное количество зрительских мест – почти шесть тысяч из имеющихся в стране 24-х тысяч. Но по числу посещений на каждую тысячу жителей (325,4) южная столица заняла лишь 10-е место. Все показанные здесь в тот год спектакли посмотрели в общей сложности 603,7 тысячи зрителей. Если учесть, что в городе есть немало театралов, преимущественно представителей старшего поколения, которые ходят если не на все, то на многие премьеры (а последних в 2019-м в Алматы было больше шести десятков), то можно сделать вывод, что от силы лишь 150-200 тысяч горожан хотя бы раз посидели в зрительских креслах. И это в двухмиллионном мегаполисе, считающемся культурной столицей Казахстана! Ещё ниже оказался рассматриваемый показатель в Шымкенте (301,3). Не может особо похвастать и Нур-Султан – только 8-е место (380,8).
А пальма первенства принадлежит Костанайской области, где театры есть в самом Костанае и в небольшом Аркалыке. Количество посещений на каждую тысячу населения этих городов составило 792, более чем вдвое превысив показатели обеих столиц. Рубеж «500» преодолён также в Кокшетау (575,9) и в городах Карагандинской области (501,2). Среди южных регионов выделяется Туркестанский (614,2), где все театры являются музыкально-драматическими.
Наименьшее же – и в абсолютном, и в относительном выражении – число зрителей было зарегистрировано в Атырау и Талдыкоргане. В первом на сценических постановках побывало лишь 20,7 тысячи зрителей (76,7 на каждую тысячу жителей), во втором – 28 тысяч (193,1). То ли тамошнему народу вообще неинтересен этот вид искусства, то ли театры слабые, неспособные привлечь публику. А, возможно, отчасти причиной стало незначительное количество показанных спектаклей – соответственно 88 и 98 за весь год.
Музейная статистика
Музеев в нашей стране насчитывается в четыре раза больше, чем театров, – в 2019-м их было 250, после чего к ним добавились ещё четырнадцать. Они есть не только в областных, но и во всех районных центрах и даже кое-где в сельской местности – имеются в виду полноценные публичные музеи, а не те, которые действуют в школах, на предприятиях и в организациях. Больше всего их в Туркестанской и Алматинской областях – соответственно 27 и 30, но при примерно одинаковой численности населения (порядка двух миллионов в каждой) в первой количество посещений в том же 2019-м было в десять раз больше. Например, только в государственном историко-культурном заповеднике-музее «Азрет-Султан» их было зарегистрировано 378,7 тысячи, что вдвое превысило показатель всей Алматинской области.
Понятно, что подавляющее большинство посетителей «Азрет-Султана» и других таких объектов – не местные жители, а туристы и паломники из других регионов Казахстана и из-за рубежа. Они-то и обеспечили абсолютное лидерство Туркестанской области по такому показателю, как число посещений на тысячу человек, – 965,3. Вполне объяснимо и то, что второе место занимает Нур-Султан, куда организуется в том числе немало экскурсий для школьников из всех уголков страны, – 772,4. В обоих случаях долю местного населения в общем количестве посетителей выделить невозможно.
Что касается других регионов, то неплохие показатели у Восточно-Казахстанской (590,0), Костанайской (429,9) и Карагандинской (399,2) областей. В группу же аутсайдеров входят располагающая наибольшим в стране количеством музеев Алматинская область (всего-то 85,5), а также Мангистауская (109,4), Кызылординская (171,1) и Жамбылская (182,5). Очень бледно выглядит и Алматы (248,7), хотя этот город как бывшая многолетняя столица республики имеет куда более богатые, чем все прочие регионы Казахстана, музейные традиции, а по числу экспонатов делит с Туркестанской областью первое-второе места.
Единственное, в чём лидирует Алматы, так это в количестве посещений кинотеатров. Но иначе и быть не может: на самый большой мегаполис страны в 2019-м приходилось более трети всех существующих в Казахстане кинозалов (136 из 372-х) и зрительских мест, а также почти половина киносеансов (462 тысячи из 962-х тысяч). Тогда как во многих областях две трети населения, а то и больше не имеют доступа к широкому экрану – там кинозалы есть только в областных центрах и в относительно крупных городах. И потом, то, что показывают сегодня в кинотеатрах, в массе своей не тянет на определение «искусство» (это, скорее, вид шоу-бизнеса) и вряд ли служит культурному обогащению общества.
Если брать в совокупности показатели посещаемости библиотек, театров и музеев, то первое место следует отдать Костанайской области, а второе и третье – Акмолинской и Северо-Казахстанской. На самых же нижних строчках этого своеобразного рейтинга расположатся Алматинская и Мангистауская области, к которым также можно добавить Жамбылскую и город Шымкент.