На днях было опубликовано интервью с вице-министром МИИР господином Бейспековым, в котором он, как курирующий оборонную отрасль чиновник, дал своё видение сложившейся ситуации в гособоронзаказе. В интервью Азамат Омирзакович упомянул Айбека Барысова и ситуацию связанную с возглавляемым им Движением Экономического Национализма и гособоронзаказом.
Мы приводим комментарий Айбека Барысова, который он дал QMonitor в связи с этим. Орфография и пунктуация автора сохранены с целью избежания искажения стиля и смысла написанного:
– Прежде чем я прокомментирую отдельные заявления гражданина Бейсбекова, разрешите мне в целом высказаться о сложившемся впечатлении после прочтения данного интервью изданию QMonitor. Признаться, мне очень грустно наблюдать уровень некомпетентности и неосведомленности со стороны государственного чиновника такого уровня, что усугубляется тем, что данный персонаж возглавляет такое важнейшее направление нашей экономики, как оборонная отрасль. Это показатель общей «депрофессионализации» чиновничьей среды, которая сегодня поражена этим недугом – некомпетентностью…
Что касается того, почему я так считаю, то судите сами:
Так называемый вице-министр утверждает, что завод «Казахстан Парамаунт Инжиниринг был построен за счет средств государства в размере 40 млн долларов США, и что акционером завода была национальная компания «Казахстан Инжинирнг».
Я с полной ответственностью заявляю, что завод был построен за счет собственных средств Учредителей и заемных средств. Заем был получен от АО «НК «Казахстан Инжиниринг» в размере 6,17 млрд. тенге с привязкой к курсу доллара США под 13,5 %. Полученный заем был погашен в полном объеме. С учетом девальвации валюты в 2015 году в АО «НК «Казахстан Инжиниринг» было возвращено 10,2 млрд. тенге без учета оплаченных процентов за заем. Никаких долларов в этой схеме не было.
Более того, ещё один факт, который вице-министр, оказывается вообще не знает: АО «НК «Казахстан Инжиниринг» НИКОГДА не было акционером завода «Казахстан Парамаунт Инжиниринг». Этот факт легко проверяется в органах юстиции.
Далее, утверждение, что я, якобы, выкупил всего за 16 миллионов миллиардную долю никогда не бывшей в акционерах компании «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», тоже, конечно, не соответствует действительности. Если бы это было правдой, то те многочисленные проверки на моё предприятие, которое отправляло и министерство обороны и МИИР, и прокуратура и налоговая и много-много кто ещё, эти бы факты выявило и меня бы с вами тут не было, уверяю вас. Гражданин Бейспеков тасует факты и жонглирует ими в своё удовольствие. Я за эту сумму выкупил долю не завода, а компании, которая управляла заводом.
То есть, я не только вернул заемные средства с процентами и индексацией, но и дополнительно выкупил долю управляющей компании. Это – правда, а не те выдумки персонажа, называющего себя вице-министром.
Затем гражданин Бейспеков оглашает публично сведения о гособоронзаказе за 8 лет, а именно, что было куплено 190 машин производства «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», что тоже не правда, потому что за 8 лет завод сделал 170 машин, и при этом каждый год заказывалось не более 10% от производственной мощности завода. 8 лет эти чиновники по каплям выдавливали из себя заказы.
А когда пришел иностранный поставщик, то эти чиновники за год (!) заказывают 68 машин (более трети восьмилетнего объема) по цене на 200 миллионов превышающую цену нашей продукции.
Вот смотрите:
С момента запуска, заводом было поставлено в структуры Республики Казахстан 170 ед. техники на сумму 72 млрд. тенге. Что, в среднем составляет 22 ед. техники в год за 8 лет работы, при производственной мощности завода в 360 ед. техники в год.
Исходя с вышесказанного, средняя цена бронированной колесной машины 4х4 и 6х6 завода составило 425 млн. тенге.
В свою очередь, в 2023 году (за 1 год) было заключено 2 контракта на импорт 68 ед. бронированных колесных машин 4х4 на 42 млрд. тенге. Средняя цена которой 618 млн. тенге за 1 ед. техники.
Откуда такая забота у чиновников об иностранном поставщике?
Если мы посмотрим далее, то Бейспеков утверждает, что я якобы развязал информационную войну против государства?!
А не много ли берет на себя этот вице-министр?
Барысов выступает не против государства, как выразился вице-министр, а против конкретных чиновников, которые забыли, что они являются нанятыми на налоги граждан Казахстана госслужащими и обязаны защищать отечественное производство. Или господа Карабаев М. (министр) и Бейспеков А. (вице-министр) уже отождествляют себя с государством, как это делал в своё время Наполеон?
Пусть министр укажет конкретные факты, когда я выступал против интересов государства, оказывал давление на госорганы и принуждал государство поступить как лично мне нужно было? Если такие факты не приведены, то это голословные обвинения.
По всему тексту вице-министр постоянно противоречит сам себе. То он заявляет в данном интервью, что министерство обороны само решает, какую технику и какого производителя заказывать, то утверждает, что «Лишь позиции, которые не могут быть произведены на отечественных оборонных предприятиях в соответствии с техническими спецификациями силовых органов, передаются на исполнение в РГП «Казспецэкспорт», которое импортирует вооружение…», когда турецкие машины являются прямым аналогом выпускаемой казахстанским предприятием продукции, включая один и тот же двигатель, трансмиссию и броню, которую используют и турецкие и казахстанские производители.
Относительно предложения Движения Экономического Национализма внедрить Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), по которым живет весь бизнес Казахстана, в государственный оборонный заказ, данный чиновник также показал свою некомпетентность, утверждая, что МСФО не подходит для министерства обороны. Странное дело! МСФО подходит для Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности, которые по ним работают в части закупок и государственного заказа, а для Минобороны это, видите ли, не подходит. Почему? Потому что вице-министру хочется сохранить положение дел, когда решения по гособоронзаказу принимаются кулуарно?
Полную свою несостоятельность и некомпетентность данный чиновник проявил и в вопросе легкой промышленности, представителей которой также входят в РОО «Движение Экономического Национализма».
Вице-министр вводит в заблуждение читателя утверждая, что «Одним из аргументов против допуска Консорциумов к исполнению оборонного заказа является то, что Консорциум не является юридическим лицом и не будут нести никакой ответственности за выполнение гособоронзаказа.
Консорциум является временным, добровольным, равноправным союзом (объединением) и при выходе из него любого юридического лица, при достижении целей объединения или по другим основаниям, может возникнуть угроза неисполнения оборонного заказа.
При этом действующий порядок предусматривает, что ответственность за использование денежных средств, своевременное исполнение ГОЗ или подрыв боеготовности ложится на конкретное юридическое лицо».
Благодаря нормам Правил Самрука в 2016 году был создан Консорциум отечественных товаропроизводителей, для эффективного исполнения долгосрочного договора ГОЗ. Консорциум отечественных товаропроизводителей стал объединением отечественных производителей тканей, фурнитуры и готовой продукции, конечной целью которого является производство конечного качественного продукта (вещевого имущества) казахстанского производства для оснащения национальной армии.
В отличие от юридических лиц, которые отвечают по обязательствам лишь в пределах своего имущества, для объединений юридических лиц гражданским законодательством установлена солидарная ответственность на основе консорциального соглашения, которое гарантирует для кредитора полное исполнение обязательств от любого из участников объединения вне зависимости от доли его участия и ответственности в хозяйственной деятельности объединения.
Создание такой модели реализации исполнения ГОЗ дало возможность многим производителям, не обладающим достаточным объемом производственных мощностей, но имеющих производства с налаженным профилем выпуска определенной продукции участвовать в системе государственного оборонного заказа.
При ведении совместной деятельности члены консорциума «ЖасампаЗ» избрали управляющую компанию (лидера), на реквизиты которой заключались контракты с контрагентами.
При этом перед контрагентами ответственность членов консорциума является солидарной, то есть все члены консорциума несут ответственность всем своим имуществом за любой проступок любого члена консорциума.
Данная модель успешно реализуется в зарубежной практике в 30-х годов прошлого столетия и позволила таким странам как США, Германия, Испания, Япония, Турция и другие стать лидерами в промышленной индустрии, в том числе в ОПК.
Далее, персонаж Бейспеков и вовсе скатывается к прямой дезинформации, сказав, что: «Мы уже были свидетелями деятельности объединения «Жасампаз» в 2017-2019 годах. Фактически ему была передана государственная функция по распределению оборонного заказа в сфере вещевого имущества на сумму 19 млрд тенге. Тогда же установлено, что вся поставляемая продукция завозилась из Кыргызстана. На тот момент в исполнении поставки вещевого имущества было задействовано около 30 предприятий. При этом, на сегодня в Реестре исполнителей гособоронзаказа состоит 47 предприятий легкой промышленности».
На самом деле поставка вещевого имущества для нужд МО РК в рамках исполнения государственного оборонного заказа с 2016 года по 2019 год осуществлялась Консорциумом отечественных производителей «Жасампаз» в рамках Долгосрочного договора с АО «НК Казахстан Инжиниринг». Консорциум «Жасампаз» состоял из 57 отечественных товаропроизводителей как сырья, так и готовой продукции, расположенных в 13 регионах страны, с общей численностью работников более 6,5 тысяч человек. То есть, была выстроена полная производственная цепочка от производства сырья и фурнитуры до изготовления готовых изделий.
Ежегодная сумма договора между концерном «Жасампаз» и АО «НК Казахстан Инжиниринг» составляла не более 9.9 млрд тенге.
Поставки вещевого имущества для нужд МО РК обеспечивали успешную реализацию мероприятий по развитию отечественной обрабатывающей отрасли и повышение внутреннего промышленного потенциала страны.
В 2015 году местное содержание в сырье при поставках вещевого имущества в оборонном заказе отсутствовало.
За 2016-2018 год доля местного содержания в сырье, используемом при производстве вещевого имущества для МО РК выросла с 41% в 2016 году до 85% в 2019. То есть пошив вещевого имущества осуществлялся из местного сырья. В настоящее время сырьевые комбинаты в большинстве случаев простаивают, так как не предусмотрена ответственность за неиспользование сырья отечественного производства в ГОЗ.
С 2020 года и по настоящее время вся номенклатура вещевого имущества изготавливается из импортного сырья.
За счет отказа от прежней консорциальной модели производственной кооперации сырьевых и швейных компаний государство потеряло потенциальные 2,5 млрд. тенге из общего объема ГОЗ 2020 года.
Ранее при консорциуме производители сырья были равноправными исполнителями ГОЗ наравне со швейными предприятиями.
Снижение численности занятых в ГОЗ работников в 2020-2021 годах произошло за счет сокращения числа исполнителей ГОЗ из-за размещения порядка 60% от общей суммы ГОЗ 2020-2021 среди 6 (шести) компаний, которые получили заказы свыше производственных мощностей в десятки раз.
Отмечаем, что в период деятельности консорциума в Киргизии никто не отшивал вещевое имущество по ГОЗ, так как 3 года подряд в период с 2016 по 2018 годы военные представители МО РК осуществляли контроль производства и приемку вещевого имущества на каждом швейном предприятии перед отправкой на склад получателя ГОЗ.
В этой связи, утверждение, что консорциум «Жасампаз» закупал вещевое имущество в Киргизии является грубой ложью, не имеющей под собой документированного подтверждения.
А то, что запрет на консорциумы и «передача функций в Комитет государственного оборонного заказа позволила существенно сэкономить бюджетные средства» – тоже Ложь!
Потому что Анализ распределения государственного оборонного заказа по поставке вещевого имущества в 2020 году Комитетом государственного оборонного заказа МИИР РК показывает, что договора на поставку вещевого имущества для нужд МО РК заключены с 28 компаниями на 9,7 млрд тенге, из которых на 53% или 5,1 млрд. тенге заключено договоров с 6 компаниями, а оставшиеся 47 % или 4,6 млрд тенге распределены между 21 компанией.
Анализ распределения ГОЗ по поставке вещевого имущества в 2021 году показывает, что договора на поставку вещевого имущества для нужд МО РК заключены с 31 компанией на сумму более 14 млрд тенге, из них 62% от общего объема ГОЗ 2021 года разместили между 6 компаниями.
Это указывает на лоббирование интересов этих самых монополистов и ущемление прав остальных участников отрасли.
Далее, гражданин Бейспеков говорит: «Уже в 2020 году на приобретение вещевого имущества было выделено 16,1 млрд тенге, но даже из этих средств сформирована экономия на сумму - 3,8 млрд тенге.».
Это тоже жонглирование, так как при формировании республиканского бюджета на 2020 год Комитет государственного оборонного заказа повысил/индексировал цены на вещевое имущество, а в последующем по результатам отбора поставщиков по наименьшей цене фактически вышел на цены прошлых лет, в итоге общая сумма закупа в 2020 году оказалась равной сумме ежегодных поставок консорциума в период с 2016-2019гг., а именно в пределах 9 млрд. тенге.
То есть, заявляемая Комитетом государственного оборонного заказа экономия 3,8 млрд. тг. искусственно сложилась за счет повышения цен при формировании бюджетной заявки КГОЗ МИИР на 2020 и последующие годы.
Этот господин Бейспеков далее утверждает, что «Объединение «Жасампаз» ежегодно имело доход около 4 млрд тенге. Так где же новые производства, созданные за счет колоссальной доходности?»
И опять смею утверждать, что это неправда, так как Договор о долгосрочных закупках вещевого имущества для нужд МО РК между Консорциумом «Жасампаз» и АО «Казахстан инжиниринг» содержал обязательную часть в виде инвестиционного соглашения, являвшегося неотъемлемой составной частью долгосрочного договора.
Согласно инвестиционному соглашению к долгосрочному Договору в обмен на гарантированный ежегодный закуп вещевого имущества консорциум «Жасампаз» принял на себя обязательства направить на модернизацию и расширение производств инвестиции на 6,1 млрд тенге с целью увеличения доли местного содержания сырья в вещевом имуществе.
Членами Консорциума выполнены инвестиционные обязательства, что подтверждается соответствующими отчетами, принятыми АО «НК «Казахстан инжиниринг».
Так, за период с 2017 по 2019 годы члены консорциума вложили в рамках исполнения инвестиционного соглашения 5,8 млрд. тенге. собственных и заемных средств в развитие отечественного производства.
За счет ежегодных поставок вещевого имущества и исполнения инвестиционных обязательств, отечественными производителями Консорциума налажено производство 73 видов вещевого имущества из отечественного сырья (ранее не производимых в РК), создано 8 новых производств, модернизировано 16 предприятий.
Кроме того, членами консорциума за счет собственных средств были откорректированы и актуализированы национальные стандарты на вещевое имущество, принятые в 2015-2016 годах.
Подтверждением эффективности деятельности консорциума является увеличение поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет от участников (члены консорциума и соисполнители) исполнения ГОЗ.
В 2015 году, до создания Консорциума, налоговые поступления от предприятий, исполнявших оборонный заказ составляли 1.3 млрд. тенге. После создания Консорциума поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет от исполнения ГОЗ по вещевому имуществу, возросло:
– в 2016 г. налоговые поступления составили 2,2 млрд. (рост налоговых поступлений от исполнителей ГОЗ по сравнению с 2015 годом составил 938 млн. тенге, т.е. вырос на 71 %);
– в 2017 г. налоговые поступления составили 2,7 млрд. тенге (рост налоговых поступлений от исполнителей ГОЗ по сравнению с 2016 годом составил 500 млн. тенге, т.е. вырос на 20 %)
– в 2018 г. объем налоговых поступлений составил 3 062 млн. тенге. Из них налоговые поступления от членов консорциума составили 1 710 млн. тенге или 56% от общей суммы налоговых поступлений от ГОЗ 2018 по вещевому имуществу.
В 2018 году сравнении с 2016 годом наблюдается увеличение налоговых поступлений на 35% или 801 млн. тенге.
Стоит отметить, что за период деятельности консорциума, им было пройдено 19 видов контроля на всех этапах производства. Проверки осуществлялись по заданию Генеральной прокуратуры Главной военной прокуратурой, КГД МФ РК, Инспекцией по труду МТСЗН РК, КТРМ МИР РК, КРМЗК МНЭ РК и КЧС МВД РК. По результатам проверок деятельности Консорциума, нарушения не выявлены, продукция соответствует техническим требованиям и качеству, принята МО РК и оплачена заказчиком (АО НК «Казахстан Инжиниринг»).
Хочу отметить, что в период действия консорциума не было установлено коррупционных скандалов.
Тогда как, с 2020 года (после его запрета) имеются случаи коррупционных составляющих и громких скандалов.
Так, например, следует отметить, что уже несколько лет подряд в государственном оборонном заказе закуп валенок производится у отечественных производителей обуви, не специализирующихся на производстве валенок (отсутствуют оборудование, технологии) и соответственно не имеющих Индустриальный сертификат на валенки. Так, уже 2 раз подряд исполнителем ГОЗ по валенкам становятся ТОО «Казлегпром», который импортирует валенки и поставляет в рамках ГОЗ как продукцию собственного производства. Кроме того, ТОО «Казлегпром» не имеет Индустриальный сертификат на производство валенок.
В 2019 году победителем ГОЗ было выбрано ТОО «Казлегпром-Алматы», которое в свою очередь, не имея производственной инфраструктуры по производству валенок, закупило валенки через субподряд у производителей валенок, при этом зарабатывая «маржу» на посреднических услугах.
При этом, ТОО «Войлочная фабрика», находящаяся в Реестре поставщиков ГОЗ и имеющая Индустриальный сертификат, специализирующаяся конкретно на производстве валенок, за последние 6 лет не может стать исполнителем ГОЗ по валенкам.
То есть в настоящее время создаются все условия для реализации коррупционных рисков, в том числе предоставление документов в конвертах, рассмотрение конкурсной документации за «закрытыми дверями» без участия представителей бизнеса, как минимум в лице НПП РК «Атамекен», отсутствие пояснений по причинам отклонения заявок потенциальных поставщиков по вещевому имуществу по ГОЗ и т.д.
Ну и где тут, скажите, «прозрачный гособоронзаказ»?
Ещё раз хочу отметить, что с нашими чиновниками у нас прямо – Беда!
Так называемый министр Карабаев и этот персонаж Бейспеков ведут к коллапсу не только оборонную промышленность, они рушат экономику нашей страны. Они отдают в руки иностранных компаний целые отрасли, одновременно занимаясь дискриминацией отечественного производителя.
Мы, Движение Экономического Национализма выступаем на стороне нашего бизнеса, нашего народа и страны в целом, против таких вот «слуг народа», по действиям которых не совсем понятно, чьи это слуги и чьи интересы они защищают?