Решение экологических проблем сегодня стало одним из приоритетных направлений в деятельности как национальных правительств, так и наиболее авторитетных международных организаций, таких, как ООН, Всемирный банк и другие. Население большинства стран мира, включая Казахстан, и планеты в целом растёт довольно высокими темпами, как и уровень потребления, соответственно усиливается нагрузка на природу, из неё выкачивается больше ресурсов, добыча и переработка которых сопряжены с истощением запасов, а также с дополнительными отходами и выбросами...

В нашей республике из года в год растут объемы финансирования мероприятий, связанных с охраной окружающей среды. Например, если в 2017-м на эти цели было направлено 262 миллиарда тенге, то в 2021-м – уже 417 миллиардов. То есть, всего за четыре года вложения в поддержание экологического равновесия увеличились почти на 60 процентов. Кстати, чтобы было понятно, о каких суммах идёт речь: в том же 2021-м общие расходы из бюджета отнюдь не маленькой Актюбинской области, где проживают около 800 тысяч человек, составили 351 миллиард тенге.

За рассматриваемый период едва ли не вдвое возросли размеры ассигнований на очистку сточных вод – с 54-х до 94-х миллиардов тенге. В чуть меньшей пропорции, с 56 до 91 миллиарда, произошло увеличение затрат на сбор, обработку, утилизацию и размещение различных отходов – промышленных, хозяйственных, коммунально-бытовых. Объём последних, то есть коммунально-бытовых, растёт особенно быстро: за четыре года он вырос с 2.821 до 3.072 тонны, или на 8,9 процента. При этом если в 2018-м на переработку было отправлено 164 тонны, то в прошлом году – уже 415 тонн, или в два с половиной раза больше. Доля переработанных отходов увеличилась с 5,8 до 13,5 процента. А чем она выше, тем соответственно меньший урон наносится окружающей среде.

На осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха и решение проблем, вызванных изменением климата, было направлено около 83-х миллиардов тенге – на 11 миллиардов больше, чем в 2017-м году. Чуть меньше половины от общего объема выбросов в воздух, которым мы дышим, приходится на объекты, вырабатывающие тепловую и электрическую энергию, немногим больше трети – на предприятия обрабатывающих отраслей, примерно шестая часть – на горнодобывающий сектор, и около пяти процентов – на транспортные средства. Благодаря увеличению финансирования и реализации соответствующих проектов годовой уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу снизился с 131 до 127 килограммов в расчёте на каждого жителя республики.

Общеизвестно, что в последние годы в том числе вследствие причин, вызванных глобальным потеплением, участились лесные пожары. Это общемировая тенденция. Взять, например, соседнюю Россию: там в 2017-м в зоне огня оказались 1,4 миллиона, спустя год – 3,2 миллиона, а в 2022-м – уже 9,1 миллиона гектаров. Большие потери от пожаров понесли леса в Западной Европе, в Южной Америке. К сожалению, не избежал этой участи и Казахстан: в 2021-м пожарами были охвачены 167 тысяч гектаров, в прошлом году – 104 тысячи. Добавьте пожары в Абайской области в начале июня.

Их восстановление потребует и времени, и значительных затрат. Но делать это в любом случае надо. Соответственно в нашей республике ежегодно осуществляются новые лесопосадки – причём с таким расчётом, чтобы не только компенсировать потери от пожаров, незаконных вырубок, элементарной бесхозяйственности, но и сделать это как бы с запасом. Кроме того, всё более активно осуществляется облесение пустынных зон: например, на высохшем дне Аральского моря высаживается саксаул, что позволит уменьшить вынос ядовитых солей, остановить наступление песков и улучшить микроклимат. Благодаря принятым мерам в целом за последние пять лет лесистость территории Казахстана (соотношение площади, покрытой лесами, и общей площади земель) выросла с 4,7 до 5,0 процента.

Уполномоченным государственным органом в сфере охраны окружающей среды является профильное министерство. В начале нынешнего года его название немного изменили, убрав слово «геология» (это направление передали Министерству индустрии и инфраструктурного развития, что стало вполне оправданным шагом). Теперь оно именуется Министерством экологии и природных ресурсов. В его составе остались четыре комитета: экологического регулирования и контроля; лесного хозяйства и животного мира; водных ресурсов; рыбного хозяйства. Такая оптимизация направлена на то, чтобы ведомство сконцентрировалось на решении именно задач, связанных с рациональным, бережным использованием природных богатств, природоохранной деятельностью, поддержанием экологического баланса.