В Казахстане намерены полностью отказаться от прежней системы детских домов. Эта работа уже началась: количество приютов и их воспитанников за последние десять лет сократилось вдвое, а до конца нынешнего года планируется принять законодательные нормы, касающиеся введения в нашей стране института профессиональных приёмных семей. Тем не менее, до конечной цели, считают эксперты, ещё далеко, если учесть, что переход от интернатной к семейной модели воспитания – процесс многоэтапный, сложный и затратный.
Стоит напомнить, что в дореволюционное время, несмотря на сложные жизненные условия, в казахском обществе сироты не оставались без попечительства со стороны родственников, всегда были под их присмотром. Неслучайно одним из самых древних обычаев казахов считается аменгерство, которое предусматривало заботу не только о вдове, но и о детях, оставшихся без главы семьи, – всё-таки брат отца был ближе и внимательнее, чем остальные. После своего прихода к власти большевики его отменили, как и ряд других традиций в сфере семейно-брачных отношений.
В ходе строительства социализма, особенно в период коллективизации, которая принесла в казахский аул много бед, а затем в годы военного лихолетья количество сирот увеличилось. Советское государство помещало их в детские дома, где они, кстати, содержались в неплохих условиях. Бывали случаи, когда детей при живых родителях устраивали в эти учреждения во их спасение.
В таком формате детские дома сохранились до нашего времени. Попадают сюда ребята не от хорошей жизни: кто-то потерял отца и мать, у кого-то папы и мамы в силу различных причин были лишены родительских прав. Излишне говорить, как страдают маленькие обитатели воспитательных учреждений. О них иногда вспоминают в обществе: проводят различные благотворительные акции, приносят вещи, игрушки, угощенье на праздники, а потом забывают.
После окончания школы молодые люди покидают свою обитель, но, попав в мир взрослых, в новые для себя условия, часто теряются, не могут определиться в жизни. Рядом уже нет воспитателей, учителей, не к кому обратиться за советом, попросить помощи. Отсюда разного рода проблемы, неурядицы, а потом отчаяние, результатом которого порой становятся нарушение общественного порядка, хулиганство и другие неадекватные поступки.
В этой связи, думается, необходимо при разработке законопроекта о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обратить внимание на предлагаемые меры по созданию условий для раскрытия способностей каждого подопечного, развития и укрепление его личностного потенциала. Разумеется, с привлечением государственных и общественных организаций, частных лиц и бизнеса.
Допустим, образовательным учреждениям - от колледжей до университетов – можно рекомендовать включить в план их работ выявление среди воспитанников детских домов учащихся, у которых проявляется интерес к изучению каких-либо предметов. Соответственно нужно взять над ними шефство, помочь в поступлении, обеспечить местами в общежития, а после окончания вузов или колледжей оказать содействие в трудоустройстве.
В свою очередь научно-исследовательским институтам следует отыскивать среди воспитанников приютов будущих математиков, химиков, историков, филологов и других. Приглашать их на конференции, «круглые столы», давать книги, задания на интересующие темы. Одним словом, стремиться довести школьника до научного сотрудника.
Среди тех, кто вырос в таких заведениях, есть много одарённых детей, проявляющих склонность к музыке, искусству, спорту. Здесь важной могла бы стать помощь со стороны Казахской национальной консерватории, Казахского национального университета искусств, Казахской академии спорта и туризма, других профильных образовательных учреждений. Напрашивается и такой шаг, как включение в рейтинги учебных организаций такого показателя, как количество подготовленных к поступлению и окончивших вузы воспитанников детских домов и приёмных профессиональных семей.
Безусловно, не все дети проявляют интерес к знаниям, науке, искусству. Некоторым по душе работа за станком, на поле, уход за скотом. Поэтому нужно активно подключать производственников и аграриев, мотивировать их к участию в воспитании таких подростков, которые могли бы, допустим, в каникулярные дни работать на фабриках, заводах, фермерских хозяйствах и т.д. Не должны оставаться в стороне и наши бизнесмены, которые могут взять на себя досуговые мероприятия. К примеру, организовывать поездки детей по красивым местам своего региона. Кроме того, им вполне по силам обеспечивать их музыкальными инструментами, театральными костюмами, спортивным инвентарем и т.д.
Список подобных мер можно продолжать долго. Главное – начать действовать, а результаты не заставят себя долго ждать. Убеждена, что это приведёт к увеличению количества молодых людей, которые внесут достойный и весомый вклад в строительство нового Казахстана. Как подчёркивает каждый раз президент в своих посланиях, достичь поставленной цели без подрастающего поколения в принципе невозможно. Благо, на смену нам идёт креативная, добропорядочная, образованная молодежь.
Закиш Садвокасова, главный научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова, д.и.н., профессор