Незадолго до нового политического сезона, который стартует с очередного Послания президента, отечественные эксперты делятся своим видением путей решения наиболее актуальных проблем. Предлагаем вниманию читателей предложения по устойчивому социально-экономическому развитию страны и снижению уровня насилия в обществе через реформы госаппарата, МВД и Вооруженных сил РК с фокусом на достижение гендерного равенства от уполномоченного по правам ребенка города Алматы, члена научно-консультативного совета при Конституционном суде РК, доктора права PhD Халиды Ажигуловой.
- Как показывают результаты научных исследований и лучшие международные практики, присутствие в госаппарате, как минимум, 30-процентной доли женщин на уровне принятия решений (министры, вице-министры, председатели комитетов, акимы областей) положительно влияет на снижение коррупции, развитие человеческого капитала и социально-экономическое благополучие в стране. Отсутствие же достаточного количества женщин на руководящих постах негативно сказывается на устойчивом социально-экономическом развитии, воспитании молодого поколения в духе равноправия, а также ведет к укоренению гендерных стереотипов.
Особенно актуально присутствие женщин в руководстве силовых структур, поскольку это напрямую влияет на снижение уровня пыток и в целом насилия и неуставных отношений в рядах правоохранительных органов и военнослужащих. Также значима роль женщин в предотвращении военных конфликтов, ведении переговоров о мире и в миростроительстве. Тем более важно обеспечить широкое их вовлечение в принятие стратегических решений по вопросам безопасности в современных условиях военных действий.
В 2000 году была принята резолюция Совета Безопасности ООН 1325 «Женщины, мир и безопасность», которая является обязательной для всех стран, включая Казахстан. Она рекомендует государствам продвигать женщин на уровне принятия решений в вопросах предотвращения и урегулированиях военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций. В целях исполнения резолюции правительство РК в 2021 году приняло Национальный план действий, который предусматривает обучение женщин лидерству, выдвижение на руководящие должности в системах министерств обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, Генеральной прокуратуры, а также мониторинг их дальнейшей карьеры.
Кроме того, согласно Концепции семейной и гендерной политики в РК до 2030 года, утвержденной президентом страны в 2016-м, доля женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений должна была составить к 2020-му 22 процента, к 2023-му – 25 процентов. Однако их присутствие среди министров и вице-министров сейчас меньше 10 процентов. В тех же силовых структурах (МВД, Генпрокуратура, МО, КНБ) 100 процентов руководящих позиций по-прежнему занимают мужчины (министры/председатели, их заместители, начальники областных и городских департаментов).
Основная причина того, почему женщины не доходят до высших должностей, - системная и структурная дискриминация. Среди неофициальных причин - сексуальные домогательства и иные виды сексуализированного насилия, в отношении которых в государственных органах отсутствуют какие-либо институты по профилактике, пресечению, расследованию. В результате многие перспективные женщины-руководительницы вынуждены прерывать свою карьеру и уходить из госслужбы.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо при каждом министерстве одну позицию вице-министра отдавать именно женщинам. В их компетенцию могут входить вопросы внутренней администрации, обеспечения благополучия сотрудников, в том числе их психологического здоровья, материального положения, а также вопросы обеспечения справедливых кадровых решений без дискриминации по полу, но по принципу меритократии. В последующем нужно довести количество женщин-руководителей в каждом центральном и местном исполнительном органе, как уже было сказано, до не менее 30 процентов.
Предложения по реформе МВД
Основные проблемы МВД на сегодня - это структурная коррупция при возбуждении и закрытии уголовных дел, толерантность к применению пыток, оправдание насилия в отношении граждан, в том числе женщин и детей, а также своих же сотрудников (дедовщина). Особенное беспокойство вызывают жалобы на непрофессионализм следователей при расследовании дел против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в результате чего многие дела разваливаются и закрываются.
Как уполномоченный по правам ребенка г.Алматы я получаю жалобы на некорректное поведение следователей, неэтичную постановку вопросов, грубое поведение во время допросов с детьми, из-за чего они замыкаются в себе и отказываются давать показания. Поэтому считаю важным для всех сотрудников полиции проводить обязательное обучение по гендерному насилию и гендерному равенству в целях борьбы со стереотипным мышлением.
Наши предложения. Во-первых, для полноценной реформы МВД необходимо провести масштабную переаттестацию сотрудников параллельно с открытым конкурсом на 90 процентов позиций во всей стране. На эти позиции должны одновременно претендовать и новые, и действующие работники. Отбор должен осуществляться независимой комиссией с участием общественных экспертов. Нужно установить конкурентную зарплату и хороший соцпакет, и тогда ряды МВД начнут пополняться молодыми и опытными юристами с незапятнанной репутацией, которые будут невосприимчивы к коррупции и уважительны к законам РК и правам человека.
Во-вторых, необходимо усилить политику предупреждения насилия, домогательств, травли и превышения полномочий в полиции.
В-третьих, внедрить временную меру в виде 30-процентной квоты для женщин на уровне высшего руководства в Министерстве внутренних дел и каждого управления полиции в 20 регионах.
В-четвертых, увеличить бюджетные расходы на поддержание ментального здоровья полицейских, профилактику так называемого синдрома «эмоционального выгорания». Ведь полицейские постоянно подвержены стрессу за счет ненормированной работы, которая к тому же сопряжена с риском для жизни и здоровья. В результате многие полицейские склонны к совершению насилия, в том числе с применением пыток в отношении задержанных, а также к членам своих семей.
Полагаем, всем сотрудникам полиции требуется раз в год проходить курсы психологической терапии, которые позволят им усилить навыки самоконтроля и самостоятельно справляться со стрессом и эмоциональным выгоранием без применения насилия. Для этого в каждом департаменте должна быть создана служба благополучия и психологической поддержки, которая будет подотчетна напрямую министру внутренних дел. Работники данной службы будут также следить за моральным климатом в своих департаментах и проводить регулярные тренинги с сотрудниками по эмоциональному интеллекту, конфликтологии, коммуникациям и т.д.
Предложения по реформе Минобороны
В казахстанской армии до сих пор существуют такие проблемы как дедовщина, неуставные отношения, превышение полномочий. В результате ежегодно несколько десятков военнослужащих совершают суицид или их доводят до совершения суицида. Также в течение 30 лет все высшие должности в Минобороны и Вооружённых силах РК занимают только мужчины, отсутствуют женщины-командиры воинских частей, что является явной системной дискриминацией по признаку пола.
В этой связи предлагаем, во-первых, изменить условия прохождения срочной службы: вместо одного года внедрить восьминедельные сборы для всех мужчин и женщин. И уже по результатам этих сборов лучших среди всех срочников приглашать на контрактную службу в армию с хорошей зарплатой и соцпакетом. Она должна быть доступной и для женщин. Остальные пойдут учиться в вузы или работать, принося пополнения в бюджет. Это лучше, чем целый год они будут находиться на гособеспечении. За счет сокращения расходов на содержание срочников можно приобрести более современную военную технику, в том числе военные дроны, с помощью которых обучать контрактников навыкам дистанционного боя.
Во-вторых, необходимо усилить политику предупреждении насилия, домогательств, травли и превышения полномочий в армии.
В-третьих, ввести временную 30-процентную квоту для женщин, в том числе с научным опытом, на уровне принятия решений в Министерстве обороны и Армии РК. Они могут быть вовлечены в разработку более эффективных военных доктрин и стратегий по обороноспособности государства.