Ценности, которые у нас принято называть чуждыми, внедряются в казахстанское общество на протяжении многих лет, однако тревогу мы забили лишь недавно, когда это стало уже очень заметно. Всё громе зазвучали призывы защитить наши национальные ценности то от западного влияния, то от приверженцев отдельных течений ислама. Причём как со стороны политиков, депутатов, активистов, так и со стороны простых граждан. Но действительно ли угроза настолько серьёзна? И должны ли государственные институты вмешиваться в противостояние сторонников различных ценностей? Насколько это вообще демократично? Слово экспертам.
Казбек Бейсебаев, политолог, бывший дипломат:
«Общество раскалывается по новым линиям»
Действительно, в последнее время наше общество стало подвергаться чуждому влиянию. Но мы всё-таки живём на Востоке и придерживаемся традиционных взглядов, и не все граждане разделяют духовные скрепы того же Запада, его понимание толерантности. Например, у нас принято уважать старших, а «западные ценности» этого не предусматривают...
То же самое касается и известных течений ислама, которые появились в стране относительно недавно и уже предъявляют свои претензии на кардинальные изменения в нашем традиционном укладе. Их требования противоречат культуре казахов, которые веками вели кочевой образ жизни, что сказалось на духовной жизни народа. Такого рода чуждое влияние является если не угрозой, то, во всяком случае, серьёзным вызовом нашим национальным ценностям, подрывает основы общества. И поэтому первыми на это среагировали как раз те, кто считает себя их защитниками.
Следствием данного процесса стало то, что наше и без того расколотое общество теперь раскалывается уже по новым линиям. А это уже прямая угроза для страны и народа в целом. Как мы знаем на примере других стран, разделенное общество служит хорошей почвой для деструктивного влияния внешних сил. Поэтому государство не может стоять в стороне и молча наблюдать. Оно должно вести работу, направленную на сплочение граждан, стоять на защите национальных ценностей и скрепов. И это вполне соотносится со строительством демократического общества, ибо демократия - власть народа, а значит, в приоритете должны быть его национальные традиции.
Жаксылык Сабитов, историк:
«Не стоит приводить всех к одному общему знаменателю»
- Считаю, что уровень угрозы сильно преувеличен. Для нормального общества типично разнообразие взглядов. А вот давление на граждан, принуждение их к тому, чтобы они придерживались каких-то определённых ценностей, – характерная черта авторитарных режимов.
Посмотрите на развитые демократии, где у людей самые разные интересы, ценности, взгляды на те или иные события и явления в общественно-политической жизни. Там есть представители и ультраправых идеологий, и националистических, и разных религиозных конфессий, и либерально настроенные граждане. Но это не мешает им мирно сосуществовать в рамках одного сообщества. Каждый человек имеет право голоса, и каждый голос важен. Не стоит всех приводить к одному общему знаменателю.
Поэтому я считаю, что государство не должно вмешиваться в противостояние различных ценностей. У общества должна быть своя дискуссия по этому вопросу. Разве что депутаты парламента могут поднимать его, отражая мнения тех или иных слоёв населения. Остальным государственным институтам следует оставаться в стороне.
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Необходимо упорядочить эти процессы, сплотить граждан»
- Когда мы говорим о национальных ценностях, нужно иметь в виду, что сейчас происходит некоторое их переосмысление и даже трансформация с учетом современных реалий. Это касается и наших традиций, обычаев и т.д. Кому-то это нравится, кому-то нет, но в целом данный процесс – естественный. Совсем другое дело - чуждые идеологии, влиянию которых в последние годы подвергается казахстанское общество с его до сих пор, казалось бы, сильными традиционными взглядами.
С одной стороны, навязываются ценности Запада с его стремлением к абсолютной свободе и толерантности, пропагандой ЛГБТ, чайлдфри и т.д. Они сильно бьют по казахским классическим семейным ценностям. С другой стороны, наблюдается активное внедрение чуждых течений ислама, которые противоречат традиционной культуре казахов. Неслучайно возникает столько споров вокруг религиозных атрибутов, не характерных для нашей национальной одежды.
Понятно, что чуждые ценности бросают серьёзный вызов национальным ценностям. И государству пора вмешаться в этот процесс. Оно и так слишком долго абстрагировалось, пустив его на самотек и надеясь, что всё само собой образуется. Но этого не случилось. Напротив, ситуация обострилась. Общество раскололось на несколько «параллельных миров» - по языку, ментальности, верованиям и т.д.
Необходимо упорядочить эти процессы, сплотить граждан. Причём таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить фундаментальные права человека, а, с другой, сформировать такие условия, при которых наши национальные ценности стали бы устойчивыми, способными самостоятельно вырабатывать иммунитет от всякого рода чуждых идеологий. Думаю, имеет смысл вести эту работу в том числе через социальные сети, которые в век информационных технологий оказывают огромное влияние на формирование и воспитание личности и в целом молодежи.
Талгат Калиев, директор Института прикладных этнополитических исследований:
«Это издержки глобализации и информационной открытости»
- В современных условиях ценностные установки действительно подвергаются сильнейшему давлению. Это издержки глобализации и информационной открытости. Процесс, типичный для всех стран. Но, как правило, государство не вмешивается в ценностную систему общества, поскольку за генерирование, модернизацию и адаптацию ценностных установок всегда ответственны само это общество, его активная творческая часть. Разве что ответственные политики, выступая именно как часть этого общества, нередко высказываются на данную тему, говорят о своих устремлениях.
Но вот что касается деструктивных идей и ложных ценностей, имеющих экстремистскую природу, нацеленных на формирование разделительных линий, пропаганду вражды и нетерпимости, то, думаю, государство должно вмешаться и активно противодействовать попыткам индоктринировать их в общество. И это абсолютно демократично.