Интерес всех социологов мира сегодня прикован к молодым людям, родившимся в период с 1996 по 2010 год. Именно они становятся главными покупателями, главными потребителями, главными читателями и зрителями. А еще они выходят на митинги, формируют общественное мнение, выбирают президентов и… устраиваются на работу. Что же хочет поколение Z? Как работать с ними?

 

Для начала немного теории. Немецкий социолог Карл Маннгейм в начале ХХ века дал наиболее четкое определение термина "Поколение". "Поколение — совокупность людей, которые в рамках определенного исторического периода испытали такое мощное воздействие (прогресса, каких-то событий), что их портрет уже никогда не будет похож на другие поколения".

Согласно современной "Теории поколений", которую разработали в 1980-х годах американские социологи Нил Хоув и Уильям Штраус, каждые 15-20 лет в человеческом мире происходит смена ценностей, идей, склада ума. Таким образом общество прогрессирует и подстраивается под технологические изменения. Другими словами, люди, родившиеся в определенное время, обладают схожими чертами поведения.

Какие же поколения живут в современном социуме?

"Беби-бумеры" (родившиеся с 1946-го по 1963 год). Это дети, рожденные после Второй мировой войны, когда был сумасшедший рост рождаемости. Они, в трех словах, оптимисты, патриоты и трудоголики. Работа для них – главное, на втором месте – консервативность и стабильность.

Поколение X (родившиеся с 1964-го по 1980 год). В их жизни так или иначе произошла переоценка ценностей. Скажем, для казахстанского поколения Х главным были распад СССР, перестройка, зарождение "дикого капитализма". Люди этого поколения – прагматики, скептики, не верящие властям. На первом месте – материальные ценности.

Поколение Y, "миллениалы" "поколение Питера Пэна" (родившиеся с 1981-го по 1996 год). Они росли в спокойной мировой обстановке и были свидетелями стремительного развития технологий. Они эгоисты, почитатели комфорта, свободы и саморазвития. Характерно, что миллениалы часто очень долго живут со своими родителями или находятся под их опекой.

Поколение Z (родившиеся с 1996-го по 2012 год). Это люди, которые никогда в жизни (даже во сне) не отпускают от себя смартфон дальше, чем на расстояние вытянутой руки. Они глобалисты и подвержены влиянию лидеров мнений. При этом "зумеры", как правило, экологично настроены, меньше подвержены алкоголизму и следящие за собственным ментальным здоровьем.

Поколение "Альфа" (родившиеся с 2010-го по 2024 год. Пока не исследованы.

Почему же мы сегодня хотим поговорить о поколении Z? Да потому что по данным Минтруда Казахстана, уже к 2030 году 37% рабочей силы в стране будут представлять люди из поколения Z. И те компании или предприятия, которые не смогут подстроиться под потребности зумеров, просто не смогут работать и исчезнут.

Как ни странно, но у взрослых людей (в том числе – психологов и социологов) существуют прочные предубеждения против зумеров. Они воспринимают поколение Z чуть ли не как пришельцев с другой галактики, а между тем – это наши дети, гордость и надежда человечества. И что же здесь плохого, что у них с рождения был доступ к интернету, цифровым технологиям и разным гаджетам, которые, кстати, придумали для них их родители!

Что плохого, если зумеры не хотят, не любят, не умеют страдать? У их родителей, особенно, у их бабушек и дедушек, привычка мучаться и бороться, преодолевать лишения, побеждать – образ жизни и настоящая "зона комфорта". А молодые граждане из поколения Z, напротив, хотят получать радость от жизни и тем более от работы. Их не заставишь терпеть унижения от руководства ради высокой зарплаты. Первый вице-министр труда и социальной защиты населения РК Акмади Сарбасов сказал о них: "Это то поколение, которое готово идти на финансовые уступки ради гибкого рабочего графика, им важен баланс между профессиональной и личной жизнью".

Психологи выделяют главные положительные и отрицательные качества зумеров, которые должен знать каждый работодатель. Так, казахстанский HR-специалист Айсулу Жаканова советует создать для работника-зумера ту среду, которая позволит ему выполнить две задачи: раскрыть свои таланты и испытать яркие ощущения. Это сложный, "точечный" подход, но именно так работают с ребятами-зуммерами такие гиганты как Google или Facebook.

Любой кадровик, любой руководитель должен наизусть выучить пять главных черт поколения Z, — утверждает Айсулу.

1. Зумеры бережливы и предприимчивы с детства. Многие из них имеют свой личный бизнес в соцсетях или на маркетплейсах.

2. Зумеры крайне толерантны, равнодушны и терпимы к расовым и сексуальным особенностям.

3. Зумеры честны, легко и быстро обучаемы, быстро приспосабливаются к переменам.

4. У зумеров развита социальная ответственность, многие из них были волонтерами, многие придерживаются "политики малых дел", которая гласит, что любое твое гражданское участие способно изменить жизнь коллектива/города/страны.

5. Многие зумеры ставят превыше всего свое профессиональное развитие.

Если работодатель поймет и сумеет использовать эти качества, его компанию ждет успех. Вот простой пример, который приводит психолог.

Прежде чем поручить какое-то задание зумеру, вы должны убедить его в том, что выполненная работа повысит его личные компетенции. То есть рабочее задание важно в первую очередь для него, а уже потом – для компании, и если задание будет выполнено творчески (значит – перевыполнено), то бонусы получит не только компания, но и сам исполнитель.

Важно! Задание должно быть сформулировано четко, поэтапно, с прогнозами предварительных этапов и конечного результата. А потом работника нужно "выпустить на волю". Зумеры с рождения привыкли выстраивать свои собственные алгоритмы победы и прекрасно найдут оптимальные способы решения любой задачи.

То есть, здесь применяется "метод временных проектов", для которого создается определенная рабочая группа, а после сдачи проекта группа распускается до следующего задания. И, наконец, важна постоянная связь руководства с работниками. Вот как выстроена такая взаимосвязь в том же Facebook (рыночная оценка Facebook превысила $1 трлн). 

Каждую неделю глава компании Meta Марк Цукерберг выступает перед сотрудниками. Семь дней работники формируют вопросы и отбирают из них самые злободневные путем голосований. Цукерберг получает эти вопросы и на еженедельном собрании отвечает на три вопроса, набравших больше всего голосов. В зале собрания помещается тысяча сотрудников, остальные смотрят встречу по трансляции.

Вообще же в Facebook существует так называемая "Шкала 5 ценностей".

  1. Build social value ("‎создай ценность для общества"). Смысл в том, что нужно не просто принести прибыль, а создать какую-то ценность для пользователей.
  2. Move fast ("‎двигайся быстро"). Этот девиз призывает сотрудников не бояться ошибок и быстрее внедрять свои идеи.
  3. Be bold ("‎будь смелым"). Facebook диктует: рискуйте и не бойтесь.
  4. Be open ("‎будь открытым"). Вся твоя информация и информация компании доступны для всех. Просить доступ никуда не нужно.
  5. Focus on impact ("‎фокусируйся на влиянии") Здесь речь идет о постоянных приоритета – "заботе о пользователях", "вовлеченности пользователя" и т.д.

И последний совет работодателю. Помните, что для поколения Z цифровой мир такой же реальный, как мир, в котором живут наши тела. Поэтому они никогда не поймут руководителя, если он не ориентируется в самых последних трендах Digital-сферы. Учитесь вместе с зумерами!

 

Фото: Freepik