Сегодня хотелось бы поговорить о том, какое место в нашей жизни занимают праздники. Причем как старые, советские, так и новоизобретенные. Тем более что не за горами День Советской армии, Международный женский день, День Святого Валентина и некоторые другие праздничные даты, которые так или иначе отмечаются в Казахстане и вокруг которых то и дело возникают достаточно острые дискуссии.
Есть немало тех, кто ратует за полный отказ от праздников прежней эпохи, поскольку, по мнению этих людей, они являются символом старого и отжившего. Одно время самые горячие головы призывали даже отказаться от празднования Нового года. Но, похоже, никто, кроме них самих, делать это не собирается.
Понятно, что процесс переоценки символов и атрибутов прошлого, начавшийся после распада некогда единой страны и прежнего общественного строя, был явлением абсолютно объективным. Строительство новой государственности в постсоветских странах вполне логично повлекло за собой изменение отношения к ранее существовавшим праздничным датам и появление новых. Их сегодняшний реестр позволяет понять, каким идеологическим ценностям и ориентирам отдает предпочтение то или иное государство. При этом судьба праздников прошлого может служить показателем отношения к истории некогда общей страны под названием СССР и того, что мы хотели бы из этого прошлого сохранить, а от чего отказаться сразу и бесповоротно.
Механический отказ от чего-то старого, в том числе от праздника, - не такая уж безобидная вещь, как может показаться на первый взгляд. Потому что за каждой такой датой стоят история и человеческая память, которые невозможно просто так взять и перечеркнуть. А еще остаются традиции и привычки, дающие о себе знать на уровне почти условных рефлексов. Наверное, в первую очередь это относится к празднованию Нового года. Впрочем, то же самое можно спроецировать и на некоторые другие праздники прежней эпохи.
К примеру, едва ли не каждый год случаются казусы на грани скандала вокруг такой даты, как 23 февраля. Однажды он произошел в стенах парламента: депутат Бекболат Тлеухан устроил выволочку своему коллеге Танирбергену Бердонгарову (кстати, оба они были из одной партийной фракции в мажилисе) после того, как тот решил поздравить всех сидящих в зале заседаний с Днем Советской армии. В принципе, реакцию Тлеухана можно понять, поскольку он давно известен своей неприязнью ко всему советскому. Ну что ж, мы общество свободных людей, и каждый имеет право высказать ту точку зрения, которой он придерживается. Но ведь точно такое же право имеют и другие. А потому возникает резонный вопрос: следовало ли столь откровенно и безапелляционно демонстрировать свое неприятие иной позиции?
Кто-то не любит все, что связано с СССР? Это его право. Но пока живы те, кто когда-то тянул солдатскую лямку в рядах Советской армии, день 23 февраля будет отмечаться по любому. Ведь это часть чьей-то жизни, и никто не может заставить человека вычеркнуть ее из своей памяти.
Примерно такая же ситуация и с Международным женским днем. Хотя нигде, кроме СССР, а также ряда других социалистических и развивающихся стран, он не отмечался, сама постановка вопроса о необходимости отказа от него выглядит, по меньшей мере, странной. Да, возможно, с формальной точки зрения такой праздник выглядит не вполне логичным. Но он пустил уже такие корни, стал настолько привычным, что лишать людей возможности его отметить было бы неразумно.
Вообще, стоит отдать должное нашим государственным мужам, которые приняли очень взвешенное решение не отказываться огульно от всех прежних праздников. Взять, например, 1 мая. Из Дня международной солидарности трудящихся он красивенько так трансформировался в День единства народа Казахстана. Возможно, этому самому народу глубоко наплевать на то, как теперь называется дата. Главное – день-то остался праздничным. А значит, можно, как и раньше, устроить «маевку», то есть отправиться с семьей или с друзьями на природу, пожарить шашлыки, махнуть чего-нибудь под него, а при желании предаться ностальгическим воспоминаниям о том, как проходил этот день в приснопамятные времена.
В общем, со старыми праздниками все более или менее понятно. Кто не хочет, тот не празднует, а кто не может забыть, тому не возбраняется. Несколько сложнее с новыми. Ведь их введение (с последующим внедрением в общественное сознание, превращением их в общепринятую традицию) – очень непростой во всех смыслах процесс. Для этого необходимы глубоко обоснованные идеологические аргументы. Возьмем, например, Наурыз.
Вспоминается любопытная история, которую любил рассказывать покойный академик Манаш Козыбаев. Наурыз уже официально отмечался в Казахстане, но еще не вошел в широкий обиход. Так вот, едет наш уважаемый академик в общественном транспорте, и тут рядом с ним на сиденье плюхается молодой человек славянской наружности. Да к тому же слегка подшофе. Оглядел соседа и говорит: «Поздравляю вас с вашим праздником!». Аксакал, проявив мудрость, приветливо улыбнулся ему и ответил: «Почему с нашим? Он и ваш, поскольку это наш общий праздник. Поэтому я тоже поздравляю вас!». Чем вверг попутчика в глубокое раздумье. После небольшой паузы академик услышал встречный вопрос: «А почему вы так считаете?». «А потому, мой молодой друг, что мы с вами граждане одной страны, а значит, и праздники у нас с вами отныне будут общими», - ответствовал умудренный жизнью человек. «Мне кажется, я смог убедить его», - заключал свой рассказ аксакал.
Эта история как нельзя лучше иллюстрирует следующий момент: введение нового праздника означает вычленение из истории новых реперных точек, вынос событий из прошлого и выведение их в вечность, придание им статуса вневременных ценностей и создание нового каркаса для формирования психологии общества. Судя по тому, как сплоченно, не делясь на казахов, русских и прочих, мы уже в наши дни отмечаем Наурыз, наше общество смогло перейти некий непростой культурологический Рубикон. И это дорогого стоит.
Но все же проблемы сохраняются. Оставим в стороне государственные праздники и взглянем на такое явление, как День Святого Валентина, вокруг которого тоже ежегодно закипают страсти. Дескать, это не наше, а посему его надобно запретить. Более того, в противовес ему был введен «Ұлттық ғашықтар күні», или «Национальный день влюбленных» (15 апреля). Безусловно, такая инициатива заслуживает внимания и даже поощрения. Но вот что странно: этот праздник непостижимым образом пришелся на день рождения примадонны российской эстрады – Аллы Пугачевой. Возможно, это просто случайное совпадение, но в любом случае оно вызывает массу кривотолков. Между прочим, еще один казахстанский праздник, День защитника Отечества, таким же непонятным образом совпал с днем рождения другой известной женщины – Дариги Назарбаевой. Хотя, может быть, опять просто совпадение…
И наконец, самый главный раздражитель из этого ряда – пресловутый Хэллоуин. Для казахского общественного мнения это как красная тряпка для быка. Во избежание разночтений обратимся к «Википедии». Итак: «Современный международный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Его история началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается каждый год 31 октября, в канун Дня всех святых. Хэллоуин традиционно празднуется в Западной Европе и Америке, хотя официальным выходным днём не является. С конца XX века, в ходе процесса глобализации, мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве стран Восточной Европы и в СНГ. Хэллоуин неформально отмечается в некоторых других странах, имеющих тесные культурные связи с США или Великобританией, например, в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии, в ряде островных стран Океании».
Как утверждают исследователи, с начала ХХ века Хэллоуин практически трансформировался во вполне обычный карнавал. Еще раз обратимся к «Википедии»: «Основная тема костюмов на Хэллоуин — это разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику, хотя основной мотив продолжает оставаться самым распространённым. Так, в 2000-х можно было встретить не только костюмы вампиров, оборотней или ведьм, но и фей, королей, деятелей поп-культуры и даже ролевые костюмы сексуальной тематики».
Скорее всего, именно последнее обстоятельство и является одной из ключевых причин неприятия некоторой частью нашего общества этого самого Хэллоуина. Да, праздник чужой. Да, костюмы, бывает, пугающие. Но молодежи-то нравится. А потому чем больше будет призывов его запретить, тем больше к нему будет тянуться молодое поколение. Запретный плод всегда сладок – старая и проверенная временем максима. Поэтому надо не запрещать, а придумывать что-то свое - оригинальное, интересное, увлекательное, заразительное. И стараться сделать так, чтобы оно прижилось.
Так какие же праздники нам все-таки нужны? На эту тему можно рассуждать долго, и далеко не все аргументы могут выглядеть бесспорными. Но все же попробуем.
Во-первых, это должны быть настоящие праздники. Настоящие в плане реального исторического наполнения. Такие, как День Независимости или День Победы.
Во-вторых, воспринимаемые и отмечаемые искренне. Как общие – Новый год, Наурыз, так и личные – дни рождения каждого из нас.
В-третьих, учитывающие возрастные особенности, и прежде всего молодежные – вроде Дня всех влюбленных. Ибо что может быть прекраснее любви и состояния влюбленности?
Ну и наконец, в-четвертых, консолидирующие. То есть объединяющие «левых» и «правых», «традиционалистов» и «модернистов», молодых и старых, всех людей независимо от цвета кожи и разреза глаз, независимо от того, какому богу они молятся. Чтобы было ощущение общности судеб, тревог, надежд и веры в будущее.
И тогда ощущение праздника будет всегда и в душе каждого из нас…