Современную социальную реальность можно охарактеризовать такими понятиями, как неопределённость, нестабильность, непредсказуемость, незавершенность, неустойчивость. Пандемия коронавируса Covid-19, парализовавшая весь мир, еще более усилила чувство неопределенности дальнейшего развития и существования человечества. В таких непростых условиях насущной необходимостью является научиться вырабатывать новые стратегии и тактики дальнейшего развития с целью устранения социальной алармии и напряженности. О новых подходах к образованию рассказала доктор философских наук, профессор департамента общеобразовательных дисциплин Университета Нархоз Роза Турысжанова.

- С 2018-2019 учебного года в головном экономическом вузе страны начались большие перемены, которые касались не только учебного процесса, но и всей стратегии высшего образования. Эти изменения продиктованы самой жизнью. Современная социодинамика характеризуется разрывами привычных, традиционных человеческих связей, разрушением базовых ориентиров и ценностей. Усиливающийся индивидуализм вкупе с нарастающим прагматизмом ослабляет традиционные социальные связи и ценности, способствует изменению общественного сознания, формирует маргинализм, «клиповое» мышление, социальное отчуждение. Современная система образования не может оставаться индифферентной к таким вызовам социальной реальности, она должна адекватно отвечать им. В этой связи на смену привычным, традиционным методикам пришли современные, инновационные подходы его организации и проведения.

- Какова была реакция преподавателей на инновации?

- Признаюсь, не все и не сразу поняли и приняли новшества, ведь всегда проще работать по привычным, годами отработанным методикам, проверенным временем. Все новое, неизвестное неведомое пугает людей, мы по своей природе консервативны, тяготеем к постоянству, устойчивости, стабильности. Тем не менее, профессорско-преподавательский корпус университета Нархоз принял вызов, приступил к реализации инноваций, принял условия эксперимента.

- Расскажите, пожалуйста, о самом эксперименте?

- В 2018-2019 учебном году в университете «Нархоз» для первокурсников был организован и проведен эксперимент – социально-гуманитарные дисциплины были объединены в междисциплинарную модульную образовательную программу «Общеобразовательные дисциплины» (ООД). В эксперимент были вовлечены все участники образовательного процесса. ППС департамента ООД подготовил учебную программу (силлабус) по двум модулям «Человек и мир» и «Социум и политика». Сочетание модулей обеспечивало определенную степень гибко­сти и свободы в отборе и комплектации необходимого объема учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) студентов первого курса и реализации образовательных целей.

Модульное обучение - это такой способ организации учебного процесса, который строится на основе модульного построе­ния образовательной программы, учебного плана и учебных дисциплин. При этом для достижения большей эффективности результатов обучения важно соблюдать комплексный подход, т.е. по мо­дульному принципу должны быть сформированы как сами образовательные программы, так и учеб­ные планы, и учебные дисциплины. Так, междисциплинарный модуль «Человек и мир» объединил философию, культурологию, религиоведение, а в модуле «Социум и политика» были объединены современная история Казахстана, социология и политология. Таким образом из модулей конструируется интегрированный учебный курс, что позволяет объединить изучение этих гуманитарных дисциплин.

- Каков результат прохождения этих модулей для студентов?

- Были определены рамочные (когнитивные, функциональные и личностные) результаты обучения по циклу ООД: в результате изучения дисциплины студент должен знать место и роль гуманитарных наук в системе общественного сознания, теоретические основы гуманитарного знания; уметь творчески и критически работать над оригинальными текстами гуманитарного содержания, анализировать и интерпретировать различные мировоззренческие позиции в истории духовной культуры человечества, изложенные в классических текстах, критически оценивать различные социальные тенденции и явления, используя общенаучные методы; а также владеть навыками анализа и логического мышления, публичной речи, ведения диалога, дискуссии и письменного аргументированного изложения своей точки зрения.

- Чем это хорошо именно для общеобразовательных дисциплин?

- Как отмечено в силлабусе, целью курса является формирование теоретического мировоззрения, основанного на целостном видении проблем взаимоотношения человека с миром, а также развитие у студентов критического мышления. Эта цель может быть успешно реализована именно с опорой на модульные технологии, позволяющие понять этот мир в его целостности, в то время как фрагментарность гуманитарного знания не позволяет увидеть единую картину мира.

Ведь гуманизация образования, о которой так много сегодня говорят, может адекватно мыслиться и полноценно осуществляться только как многоуровневый процесс, в котором главный акцент делается на гуманизацию самого образовательного процесса. Речь идет о преодолении установки на знание-центризм: продуктом образовательного процесса является не знание как таковое, а знающий индивид. Необходимо преодолеть разрыв между разными областями гуманитарного знания. Основным недостатком такого разрыва является не только то, что гуманитаристика состоит из относительно самостоятельных дисциплин с разными задачами и целями, но и то, что разрывается целостность мира и самого человека на изолированные относительно друг друга области знания. Гуманизация гуманитарной сферы знания предполагает, что она имеет дело с единым миром и с неделимым по своей сущности человеком. Разъятый на изолированные фрагменты мир и частичный человек не поддаются полноценной гуманизации. Для того чтобы гуманизация образования была достижима, педагогический процесс должен быть перестроен по принципу отношения субъект-субъект, а сама педагогическая деятельность должна стать формой диалога. Она должна состоять в способствовании пробуждения у человека воли к знанию и творчеству, воли к личностному бытию. Только в таком перестроенном педагогическом процессе возможен так называемый индивидуальный подход к обучающемуся, а теория гуманитарного знания будет полноценно гуманизирована.

- Интересно, есть ли какие-то дополнительные преимущества технологии модульного обучения?

- Да, безусловным бонусом модульного обучения считаю то, что студенты читают и обсуждают оригинальные тексты из различных областей гуманитарного знания, учатся формулировать и аргументировать свои мысли устно и письменно с опорой на прочитанные тексты. Прежде мы просто ссылались на произведения классических философов, цитировали их труды, не углубляясь в «философские дебри». Новые подходы позволяют преодолеть неуверенность и психологические барьеры по отношению к текстам гуманитарного содержания.

- По прошествии времени вы почувствовали перемены, что изменилось в результате эксперимента?

- Необходимо сказать, что после успешного внедрения новой методики, преподаватели увидели преимущества и достоинства модульного обучения, его результативность. Студенты живо откликнулись и с большой заинтересованностью стали осваивать предложенные модули «Человек и мир» и «Социум и политика». Учитывая положительный резонанс, мы продолжили работать по новой методике и в последующие годы. К нам начали поступать вопросы от коллег из других вузов Казахстана с просьбой поделиться наработанным опытом.

Как преподаватель с 35-летним стажем, я могу сказать, что эта методика дает возможность отойти от традиционного формата, разнообразить методики, оживить учебный процесс, гуманизировать его. Опора на научные источники в виде классических научных источников и текстов современных авторов заставляет всех участников учебного процесса быть в теме, знать содержание первоисточников, апеллировать к ним, учиться проводить параллели с современностью и казахстанскими реалиями.

Каждое занятие – это действо, к которому надо готовиться, придумывать сценарий, включать интерактив. В это действо должны быть вовлечены все студенты, независимо от их уровня знаний и степени готовности. Для этого с самого начала диалога по теме занятия мы раздвигаем рамки, входим в так называемый «герменевтический круг»: смотрим видео или подготовленную студентами презентацию об авторе изучаемого произведения. Чтобы понять, что сподвигло человека написать то или иное произведение, надо погрузиться в историческую обстановку и условия жизни автора. Для анализа произведения используются разные методики, но цель одна – понять, что автор хотел нам сказать, и как эта мысль коррелируется с нашей жизнью.

На занятиях мы всегда работаем в парах или группах, что позволяет студентам научиться работать в команде, выработать командный дух, чувство поддержки и взаимовыручки. Это срабатывает, приносит отличный результат: прежде разрозненная группа ребят, где каждый «тянет одеяло на себя», становится сплоченным коллективом.

Если текст не сложный, эмоционально напряженный, можно дать задание сыграть сценку. Затем уместно командам придумать свой финал произведения. Обсудить предложенные варианты с аргументацией, в чем преимущества такого или иного финала. Главное, нужно добиться от ребят креативного подхода, включения фантазии и воображения, рефлексии.

Если текст сложный, большой по объему, и студенты не поняли его содержание, я начинала с вопроса, в чем трудности? Далее, предлагала зачитать непонятные фрагменты, выписать сложные термины. Затем мы работали по определенной схеме, которая позволяла разобрать текст любой сложности. Такая работа позволяла понять, что даже сложный текст можно понять, используя определенные методики. А это вселяет в ребят уверенность, повышает самооценку, приносит удовлетворение и радость постижения нового знания.

- Вы бы рекомендовали своим коллегам из других вузов методику междисциплинарного модульного обучения?

- Хотелось бы отметить достоинства модульного обучения, как технологии: это один из эффективных вариантов личностно-ориентированных педагогических технологий, которые на сегодняшний день получают широкое распространение в системе образования РК. Данная инновация отличается четкой структуризацией содержания изучаемых гуманитарных дисциплин на модули, объединяющих учебное содержание с методами и приемами их овладения. Модульное обучение реализует целостный подход к его организации: в построении учебного содержания, во взаимодействии педагога и обучающихся в учебном процессе, в организации индивидуальной и групповой форм обучения. Это определяет бесспорное преимущество модульного обучения перед традиционным.

Я считаю, что модульный метод обучения целесообразно использовать в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла, поскольку его использование способствует усвоению учебного материала, расширению кругозора, формированию критического мышления. Модульное обучение помогает студентам анализировать и интерпретировать различные мировоззренческие позиции, изложенные в текстах, критически оценивать и сравнивать различные социальные тенденции, овладеть навыками публичной речи и ведения диалога, а это всегда являлось целью преподавания и великой человекоформирующей миссией социально-гуманитарных дисциплин.

Современную социальную реальность можно охарактеризовать такими понятиями, как неопределённость, нестабильность, непредсказуемость, незавершенность, неустойчивость. Пандемия коронавируса Covid-19, парализовавшая весь мир, еще более усилила чувство неопределенности дальнейшего развития и существования человечества. В таких непростых условиях насущной необходимостью является научиться вырабатывать новые стратегии и тактики дальнейшего развития с целью устранения социальной алармии и напряженности. Все это обосновывает необходимость принципиально нового взгляда на образование, его содержание, способных отвечать требованиям нашего «турбулентного» социума. Поэтому современные образовательные методики, в том числе междисциплинарное модульное обучение, вызваны новым временем, условиями, где нет места устоявшимся формам, раз и навсегда принятым истинам и константам.