10 апреля начался отсчет последних трехсот дней, оставшихся до открытия зимней Олимпиады-2022. Она пройдет в столице Китая. Стоит напомнить, что это право Пекин выиграл шесть лет назад в соперничестве с Алматы, причем его преимущество составило всего четыре голоса – 44 против 40. О медальных шансах тех или иных стран на предстоящих Играх обычно судят по результатам чемпионатов мира, прошедших годом ранее. Последуем этой традиции и мы.

На четыре позиции выше

Зимний сезон 2020/21 в мировом спорте еще не завершился. Осталось провести чемпионаты мира по керлингу и хоккею, а, кроме того, фигуристы  поборются за медали в командном зачете. Кстати, в мужском хоккейном первенстве, которое соберет сильнейшие национальные сборные, примет участие и казахстанская дружина – этот турнир пройдет с 21 мая по 6 июня в Латвии. Иначе говоря, зимний сезон финиширует в начале лета.

Но в подавляющем большинстве видов спорта чемпионаты мира уже прошли. На них, если брать в учет только олимпийские дисциплины, было разыграно 102 комплекта наград. А в программе зимних Игр следующего года их будет 109. То есть, в целом межстрановой расклад за год до Олимпиады уже понятен. Он выглядит таким образом:

Распределение медалей чемпионатов мира 2021 года в зимних видах спорта между странами

Как видим, Казахстан делит с Бельгией 24-25 места. По сравнению с последней зимней Олимпиадой, состоявшейся в 2018-м, наша страна поднялась на четыре строчки выше. Если тогда у нас в активе была только одна медаль, бронзовая, то теперь к ней добавилась и одна серебряная.

Но нужно иметь в виду следующее обстоятельство. Если ведущие европейские и североамериканские сборные сочли необходимым принять участие во всех чемпионатах мира, то азиатские пропустили некоторые из них. Например, корейцы, китайцы и японцы, не желая лишний раз подвергать себя риску в условиях пандемии, дружно не приехали на соревнования по шорт-треку и скоростному бегу на коньках. Возможно, такое решение объяснялось тем, что в залах риск заразиться выше, чем на открытом воздухе. Между тем, та же Южная Корея очень сильна в этих видах спорта (достаточно сказать, что на последней Олимпиаде она в них завоевала 13 медалей, включая 4 золотые), а ее шорт-трекеры и вовсе являются лучшими на планете. Так что отсутствие Страны утренней свежести в приведенной выше таблице не должно никого вводить в заблуждение: если бы ее спортсмены участвовали во всех чемпионатах мира, то она наверняка была бы в первой десятке. Соответственно Казахстан опустился бы на строчку ниже.

Обе наши медали завоеваны в могуле (фристайл): Юлия Галышева стала серебряным  призером чемпионата мира среди женщин, а Павел Колмаков – бронзовым призером среди мужчин. Кроме того, высокое 5-е место занял Дмитрий Рейхер. А вот сенсационная «бронза» юной Анастасии Городко в параллельном могуле не пошла в предолимпийский зачет, поскольку этой дисциплины в программе зимних Игр 2022-го не будет. С другой стороны, стоит отметить факт появления очень перспективной спортсменки, которая способна показывать высокие результаты и в олимпийском могуле.  

Такое выступление сборной Казахстана можно оценить как сверхуспешное, там более если учесть, что в Алматы, где проходило первенство, приехали практически все сильнейшие, в том числе главные «звезды» последних лет канадец Микаэль Кингсбери и француженка Перрин Лаффон. В женских соревнованиях участвовали все призеры Олимпиады-2018 и предыдущего ЧМ-2019, а в мужских отсутствовал только японец Дайчи Хара, который решил перейти в велоспорт, зато эту страну в числе прочих представлял двукратный чемпион мира 2017-го Икума Хоришима.

Элизабет и другие

Еще один вид спорта, с которым мы связывали определенные надежды, – фигурное катание. Особенно после того, как на мировом первенстве 2019-го Элизабет Турсынбаева завоевала серебряную медаль, пропустив вперед себя только действующую олимпийскую чемпионку россиянку Алину Загитову. Но потом у нее возникли проблемы со спиной, она перенесла операцию, пропустила весь прошлый сезон, да и нынешний посвятила восстановлению. А за спиной Элизабет в нашей стране, по сути, никого нет.

Благодаря ее успеху двухлетней давности (в прошлом году из-за пандемии чемпионат мира не проводился, поэтому представительство стран определялось по итогам ЧМ-2019) Казахстан, наряду с Россией и Японией  получил право делегировать на нынешнее первенство в столицу Швеции максимально возможное количество участниц в женском одиночном катании – трех. Но при условии выполнения ими технического минимума, то есть умения выполнить набор элементов определенной сложности. Как оказалось, ни одна из наших девушек на это пока не способна. И Казахстан на чемпионате мира представлял только 16-летний Михаил Шайдоров в мужском одиночном катании – он стал в итоге 32-м среди 33-х фигуристов.

Об олимпийских перспективах самой Турсынбаевой говорить сложно. Судя по недавнему посту ее матери в «Фейсбуке», она намерена вернуться на лед и принять участие в сентябрьском отборочном турнире к Олимпиаде (на нем будут разыграны последние 6  квот из 30). Но если даже ее возвращение действительно состоится, то сможет ли она бороться за высокие места? С одной стороны, на нынешнем мировом первенстве из трех россиянок, занявших весь пьедестал, лишь ставшая чемпионкой Анна Щербакова смогла в сумме (233,17) набрать больше, чем Элизабет на предыдущем ЧМ (224,76), тогда как другие призеры Елизавета Туктамышева и Александра Трусова получили от судей меньше – соответственно 220.46 и 217,20. Но, с другой стороны, личный рекорд последней значительно выше (241,02), а кроме того, в чемпионате не участвовали рекордсменка мира Алена Касторная (247,59) и очень талантливая 16-летняя кореянка Юнг Ю (223,23). В конце апреля исполнится 15 лет новой российской «звезде» Камиле Валиевой, которая, таким образом, получит право участвовать во взрослых турнирах, включая олимпийский, – а она потенциально готова выйти на уровень 250 баллов. Да и японки во главе с Рикой Кихира (233,12) наверняка еще не сказали последнего слова. А главное – неизвестно, в каком состоянии будет сама Элизабет? Так что нам остается только ждать и надеяться.

Небольшие надежды на призовое место были у нас в женской лыжной акробатике – еще одной дисциплине фристайла. Шансы казахстанских девушек, и прежде всего Жанботы Алдабергеновой, возросли в связи с тем, что на чемпионат мира не приехала сборная Китая (на Олимпиаде-2018 спортсменки КНР завоевали две медали из трех). Однако ни одна из наших соотечественниц не смогла пробиться в главный финал, к участию в котором допускаются шесть сильнейших.

Команда РК по шорт-треку даже в отсутствие корейцев и китайцев, являющихся законодателями мировой моды в этом виде спорта, на ЧМ не смогла хотя бы приблизиться к пьедесталу почета. Правда, стоит отметить, что в ее составе не было лидера сборной Абзала Ажгалиева, неоднократного призера этапов Кубка мира на самой короткой дистанции. Но на Олимпиаде конкуренция наверняка будет такой, что Абзалу даже в его оптимальной физической готовности будет сложно бороться за награду.

Применительно к остальным зимним видам спорта говорить о медальных перспективах казахстанцев и вовсе не приходится. Ну, разве что вдруг случится какой-то удивительный прорыв, например, в скоростном беге на коньках, где наши парни и девушки постепенно прибавляют в результатах. А, скажем, в лыжных гонках и биатлоне ситуация сегодня хуже, чем перед Олимпиадой-2018. Мы уже не говорим о прыжках с трамплина, северном двоеборье, горных лыжах, хоккее…

Так что все надежды на могул. Проблема в том, что это довольно коварная и одновременно субъективная дисциплина. В ней велика вероятность сбоев на трассе и даже падений, плюс очень многое зависит от судей с их возможными симпатиями и антипатиями (это не бег на коньках, лыжные гонки или биатлон, где подобные факторы не играют существенной роли). А значит, можно ожидать любого исхода – как счастливого, так и безрадостного…

Норвегия уходит в отрыв

В медальном зачете, как видно из таблицы, с огромным отрывом лидирует Норвегия, которая завоевала столько же «золота» (22), сколько идущие следом Голландия (12) и Россия (10), вместе взятые. По сравнению с предыдущим олимпийским циклом норвежцы еще больше упрочили свое доминирование в биатлоне и в лыжных гонках, в которых добыли 16 наград высшей пробы из 23-х возможных. По-прежнему они сильны в северном двоеборье, горнолыжном спорте, прыжках с трамплина, способны «выстрелить» конькобежцы. Поэтому вряд ли что-то помешает им выиграть страновой зачет и на Олимпиаде.

А вот вторая позиция Голландии, скорее всего, временная. Все свои медали она получила лишь в двух видах спорта – скоростном беге на коньках и шорт-треке, И если в первом голландцы всегда были и остаются законодателями мировой моды, то во втором они вряд ли бы завоевали столько «золота» (5), не откажись от участия в чемпионате мира корейцы и китайцы. Других же резервов для пополнения медальной копилки у этой страны нет.

Заметно прибавила Россия. У нее тоже есть свои коронные виды спорта, и прежде всего, фигурное катание, но в целом «урожай» ее наград распределен более или менее равномерно – призовых мест нет только в горных лыжах, прыжках с трамплина и северном двоеборье. Но наш северный сосед постоянно находится под угрозой санкций со стороны Всемирного антидопингового агентства и Международного олимпийского комитета. Кстати, в нынешнем сезоне российским спортсменам было запрещено выступать под флагом РФ – они представляли свои национальные федерации. Можно также вспомнить, что перед Олимпиадой-2018 перед многими ведущими атлетами-«зимниками» этой страны был зажжен красный свет, и, как следствие, в медальном зачете она не попала даже в топ-10. Как будет в следующем году, загадывать сложно.

Идущей четвертой Германии 8 золотых медалей из 9 принесли бобслеисты, саночники и прыгуны с трамплина. На эти же виды спорта, но в еще большей степени на горнолыжный (4 «золота» из 8) делает главную ставку соседняя с ней Австрия. Несколько сдали свои позиции США и особенно Канада. Последняя по итогам Олимпиады-2018 попала в первую тройку, а в нынешнем сезоне опустилась на 8-ю позицию, недосчитавшись более чем половины наград высшей пробы: тогда их у нее было 11, а теперь лишь 5. Швеция осталась там же, где была, но если ее мужская лыжная сборная выйдет наконец-то из кризиса, то она может замахнуться и на более высокое место, нежели нынешнее 7-е.

Наверняка за попадание в топ-10 на Олимпиаде, помимо уже упомянутой Южной Кореи, поборется и принимающий ее Китай. Нынешнее 12-е место (две золотые медали) явно не отражает потенциал этой страны. Ведь спортсмены КНР не приехали на мировое первенство по лыжной акробатике, в которой им мало равных. Также они пропустили чемпионаты мира по шорт-треку, в котором уступают разве что только корейцам, и скоростному бегу на коньках. В тех зимних видах, где сборные Китая были не очень конкурентоспособными, на помощь призваны тренеры из ведущих стран. А некоторые спортсмены проходят подготовку в Европе. В частности, две девушки-лыжегоночницы из СУАР, этнические казашки, занимаются под присмотром норвежских специалистов. Подвигов они, правда, пока не совершили, но, например, в командном спринте на чемпионате мира показали более высокий результат (13-е место), чем казахстанский дуэт (17-е)…