В первый день сентября стартует очередной чемпионат Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). В нём, как обычно, примет участие «Барыс», один из трёх профессиональных клубов Казахстана в игровых видах спорта, которые финансируются по особому разряду – через фонд поддержки спорта Sport Qory, курируемый профильным министерством, глава которого является председателем его попечительского совета. Почти 95 процентов аккумулируемых в нём средств поступает от ФНБ «Самрук-Казына». На содержание хоккейного «Барыса», футбольной и баскетбольной «Астаны» в 2022-м из Sport Qory было выделено 16 миллиардов тенге, в нынешнем году – наверное, столько же. Насколько оправданны такие затраты, по сути, государственных средств?

Хоккей: худший сезон в истории

Для «Барыса» предстоящий сезон в КХЛ – уже 16-й по счёту. В предыдущих пятнадцати он лишь трижды оказывался за бортом «плэй-офф», и третий раз пришёлся как раз на минувший чемпионат 2022/2023, который вообще стал для него самым неудачным за всю историю. Впервые казахстанский клуб занял последнее место в своей конференции, впервые пал так низко во всей лиге (20-я итоговая позиция среди 22-х команд), впервые набрал очков меньше, чем провёл игр… Разница забитых и пропущенных шайб (минус 41) тоже оказалась худшей за все полтора десятилетия выступлений на этом уровне.

В прошлом году «Барыс» получил от Sport Qory 8 миллиардов тенге, или примерно 17,8 миллиона долларов. Конечно, он не входит в число наиболее богатых в КХЛ, но и к категории самых бедных его не отнесёшь. Скажем, «Адмирал» из Владивостока, по неофициальным данным, располагал суммой в 1,1 миллиарда рублей, или 14,9 миллиона долларов (почти на три миллиона в американской валюте меньше, чем у «Барыса»), из которых больше половины выделила транспортная компания Fesco, а остальную сумму – местные власти. При этом «Адмирал» стал в Восточной конференции 7-м, набрав 75 очков против 61 у казахстанской команды, и вышел в «плэй-офф».

В минувшем сезоне, как сообщило известное российское издание «Спорт-экспресс», общий зарплатный фонд хоккеистов «Барыса» в переводе на рубли составил 447 миллионов. Это 8-й показатель в Восточной конференции. Три клуба установили своим игрокам меньшие суммы: уже упомянутый «Адмирал» – 337, нижнекамский «Нефтехимик» – 327, хабаровский «Амур» – 307 миллионов, но все они расположились в итоговой турнирной таблице выше, чем «Барыс», а первые два пробились в «плэй-офф». Как и новосибирская «Сибирь», где фонд зарплаты был ненамного больше, чем в казахстанском клубе, – 505 миллионов рублей.

Из десяти хоккеистов «Барыса», имевших наиболее высокие базовые оклады, девять – «легионеры»: пять канадцев, два американца, один словак и один россиянин. На них пришлись 57,9% от общей суммы в зарплатной ведомости – 259 миллионов рублей. Несложно подсчитать, что каждый из иностранцев за сезон должен был получить в среднем 380 тысяч долларов, или 170 миллионов тенге, не считая различные бонусы. Тогда как, например, «Нефтехимик», вышедший в «плэй-офф» и там давший настоящий бой победителю конференции казанскому «Ак Барсу» (счёт в противостоянии двух клубов из Татарстана – 2:4), имел в составе лишь двух «легионеров», суммарный оклад которых составил 35 миллионов рублей, или 10,4% зарплатного фонда, – все остальные были россиянами.

В предстоящем сезоне 2023/24, согласно оценкам того же «Спорт-Экспресса», самыми высокооплачиваемыми в «Барысе» будут восемь хоккеистов из дальнего зарубежья – три канадца, три американца, швед и чех (половина из них – новобранцы). По данным издания, суммарный оклад этих игроков составит уже 344 миллиона рублей, или 70,6% от общих выплат игрокам клуба. Главным тренером команды, несмотря на провальное выступление в минувшем чемпионате, остался белорусский специалист Андрей Скабелка.

А теперь одно сравнение. На прошлогодний чемпионат мира, который проходил без хоккеистов «подсанкционных» России и Беларуси, сборная Казахстана поехала, имея в составе 17 действующих и 8 бывших (они выступали за другие клубы КХЛ) игроков «Барыса», включая трёх канадцев, одного шведа и большую группу россиян. При этом команда оказалась в одном шаге от вылета из высшего дивизиона, поскольку до последнего тура не имела ни одного очка. И лишь благодаря победе в заключительном поединке с итальянцами сохранила прописку в мировой элите.

В нынешнем году в силу обстоятельств, связанных с вопросами гражданства, за нашу сборную на ЧМ играли исключительно доморощенные хоккеисты, причём 10 из 25 игроков, попавших в окончательную заявку, находились на тот момент в «андеровском» возрасте – 23 года и младше. Вместо Скабелки, которому власти Латвии, где проходили матчи группы «В», отказались выдавать визу, главным тренером был назначен отечественный специалист Галым Мамбеталиев. И эта чисто казахстанская полумолодёжная команда, проведя семь матчей, одержала в них три победы, набрав 7 очков. То есть, выступила намного лучше, чем прошлогодняя сборная РК с большим количеством «легионеров».

Баскетбол: в статусе аутсайдера

Единая лига ВТБ, как замышлялось, должна была объединить сильнейшие баскетбольные клубы Восточной Европы. В разные годы в ней участвовали команды Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Чехии, Польши, Финляндии, но на сегодня остались только представители России, Беларуси и Казахстана. «Астана» дебютировала в лиге осенью 2011-го, и предстоящий сезон станет для неё 13-м. Она пять раз пробивалась в «плэй-офф». Возможно, был бы и шестой выход, если бы не пандемия, обрушившаяся на планету весной 2020-го.

После этого результаты казахстанского клуба резко пошли на спад. Если, например, в сезоне 2018/2019 он занял по итогам регулярного чемпионата 6-е место, одержав 15 побед в 26 матчах (57,7%), то в 2021-м финишировал 12-м, предпоследним, завершив в свою пользу лишь каждую четвёртую игру. Спустя год, когда польская «Зелена Гура» и эстонский «Калев» по политическим мотивам досрочно снялись с турнира, «Астана» заняла последнее место среди десяти оставшихся команд, имея в активе лишь две победы в восемнадцати матчах (11,1%).

Наконец, сезон 2022/23, который проходил в новом формате и с возросшим количеством игр, она закончила с 5 выигранными матчами из 32-х (15,6%). Некоторое улучшение показателя можно объяснить тем, что «Астана» в ходе регулярного чемпионата вдвое чаще, чем обычно, встречалась со слабейшими командами лигами – если прежде они сходились на площадке по два раза, то теперь по четыре. В итоге казахстанский клуб стал 10-м, предпоследним, опередив только белорусский «Цмоки». Шансы на выход в «плэй-офф», куда должны были отобраться восемь команд, он потерял задолго до завершения «регулярки».

Конечно, «Астана» уступает по бюджету большинству других участников Единой лиги ВТБ, что, в свою очередь, влияет на возможности в плане комплектования состава, а значит, и на результаты. Как сообщили в конце прошлого года представители фонда Sport Qory, она получила 1,2 миллиарда тенге, или около 2,7 миллиона долларов, – столько же, сколько в предыдущем. Тогда как, например, московский ЦСКА, санкт-петербургский «Зенит», казанский УНИКС, краснодарский «Локомотив» имели в пять-десять раз больше денег.

Но есть и клубы, располагающие вполне сопоставимыми бюджетами. Скажем, саратовский «Автодор» в сезоне 2021/22, согласно данным, обнародованным администрацией Единой лиги ВТБ, получил 189 миллионов рублей, или 2,5 миллиона долларов по курсу на то время (даже чуть меньше, чем «Астана»), а в следующем, судя по публикациям в тамошних СМИ, – примерно столько же. Это не помешало ему оба раза выйти в «плэй-офф»: сначала с 6-го, а потом с 8-го места. Красноярский «Енисей» в сезоне 2021/22, имея чуть больше трёх миллионов долларов, стал 7-м. А по итогам последнего первенства на 5-й позиции расположился новичок лиги московский МБА, принятый с испытательным сроком. Информации о его бюджете нет, но о том, что он довольно скромный, свидетельствует абсолютное отсутствие «легионеров» среди 18 игроков, включённых в заявку (тогда как за «Астану» выступали четыре баскетболиста из США и несколько россиян). Аутсайдер «Цмоки» из Беларуси получает ежегодно около двух миллионов долларов.

Но, может, у «Астаны» много болельщиков, и именно этим объясняется государственное финансирование её участия в Единой лиге ВТБ? В сезонах 2017/18 и 2018/19, если верить организаторам этого турнира, в среднем на каждом её домашнем матче побывали соответственно 1249 и 1184 зрителя – при том, что средняя посещаемость всех команд составляла около двух тысяч. Недавно генеральный директор лиги Илона Корстин заявила, что в последнем сезоне она выросла до трёх тысяч. Не исключено, что приведённая ею цифра завышена (всё-таки Корстин – человек заинтересованный). Но, с другой стороны, можно допустить, что после отлучения российских команд от международных турниров болельщики в РФ переключились на игры внутреннего чемпионата. А что «Астана»? Ни один из шестнадцати её матчей в родных стенах не собрал хотя бы тысячу зрителей – на них приходили от 450 до 850 человек.

Футбол: достижения остались в прошлом

Три года назад, 1 сентября 2020-го, выступая с Посланием к народу Казахстана, президент страны отметил: «В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы только за государственный счёт. Миллиарды средств из бюджета государственных и квазигосударственных компаний расходуются неэффективно. Приоритет нужно отдавать массовому спорту, физкультуре и детям». А в мае следующего года глава профильного министерства Актоты Раимкулова сообщила: «В связи с поручением президента нами установлен лимит, который доведен до всех областей. Например, для футбольного и хоккейного клуба – не более 1 миллиарда 200 миллионов тенге, по остальным видам спорта – не более 450 миллионов в год».

Видимо, на хоккейный «Барыс» и баскетбольную «Астану», которые как бы защищают цвета Казахстана в интернациональных лигах, этот лимит решили не распространять. А вот футбольную «Астану», выступающую во внутреннем чемпионате, он должен был затронуть. Что же касается её участия в еврокубковых турнирах, то, во-первых, она не одна такая (ежегодно нашу страну в них представляют четыре команды), а во-вторых, попасть в эти турниры можно только, заняв высокое место в национальном первенстве, либо завоевав Кубок РК. И предоставлять одному клубу привилегии в виде права иметь более внушительный, чем у других, годовой бюджет и соответственно больше возможностей в плане привлечения дорогостоящих игроков было бы крайне несправедливо.

Тем не менее, в прошлом году, по данным самого фонда Sport Qory, на содержание футбольной «Астаны» он выделил 4,8 миллиарда тенге (свыше десяти миллионов долларов) – в четыре раза больше установленного лимита. Но даже имея такое финансирование, столичная команда стала чемпионом страны лишь благодаря осечке главного конкурента «Актобе» в предпоследнем туре. Впрочем, бюджет западноказахстанского клуба, скорее всего, тоже превышал 1,2 миллиарда тенге – помимо местного акимата, его финансировал некий таинственная спонсор, и эта скрытность выглядит подозрительной. В нынешнем чемпионате за семь туров до его завершения «Астана» отстаёт от лидера шымкентского «Ордабасы» на 8 очков, и ликвидировать такое отставание будет крайне сложно. Наверное, даже невозможно.

Когда-то столичная команда довольно успешно выступала в еврокубковых турнирах: не раз пробивалась в групповые стадии, приносила много очков Казахстану в зачёт таблицы коэффициентов УЕФА. Однако всё это осталось в прошлом. Год назад «Астана» выбыла из борьбы уже после первого раунда квалификации Лиги конференций (третий по статусу и самый слабый по составу участников турнир), потерпев разгромное поражение от польского «Ракува» – 0:5. Нынешний сезон она начала в квалификации наиболее престижной Лиги чемпионов, но во втором её раунде дважды (общий счёт 0:6) проиграла хорватскому «Динамо». Затем она перешла во вторую по статусу Лигу Европы, где снова была разгромлена – теперь болгарским «Лудогорцем» (1:5). Сейчас «Астана» пытается пробиться в групповую стадию Лиги конференций…