В нынешнем году исполнилось 150 лет со дня рождения Амангельды Иманова. Конечно, какие-то юбилейные мероприятия по этому поводу проводятся, но их не сравнить с тем, как у нас в последние годы отмечают памятные даты, связанные с деятелями «Алаш-Орды». Другие времена – другие кумиры. И тем более лишь вскользь, как-то стыдливо затрагивают тему, связанную с обстоятельствами гибели одного из главных предводителей антиколониального восстания казахского народа 1916 года, а затем активного участника гражданской войны на стороне советской власти. Ведь это может бросить тень на тех, кого сегодня считают героями нации.

Версия, изложенная в сериале

В телесериале «Міржақып. Оян, қазақ!», на основе которого был создан полноформатный фильм, недавно с успехом прошедший по экранам страны, эта тема преподнесена так.

Первая серия. В годы перестройки на заседании специальной комиссии зачитывается список тех, кто проходил по тому же делу, что и Миржакип Дулатов, и кого решили реабилитировать. Дулатова в этом списке не оказывается. «Почему?», - спрашивает его дочь Гульнар. «Потому что он убил Амангельды», - отвечает какой-то пожилой мужчина.

Третья серия. Гульнар идёт к академику, директору Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР Манашу Козыбаеву. Тот говорит, что её отца оправдали бы, как и других деятелей «Алаш-Орды», если бы не заявления, в которых Дулатова называют убийцей народного батыра. Гульнар просит рассказать, как всё было на самом деле. Академик уводит её в место, где никто не может их подслушать, и сообщает следующее.

Весной 1919-го алаш-ординцы и казахские большевики стали временными союзниками, вследствие чего одна из воинских частей «Алаш-Орды» под командованием Дулатова и дислоцированный в Тургае отряд Амангельды объединились, чтобы вместе противостоять «белым». Но потом появилась информация, что к Тургаю из Кустаная идёт отряд красных партизан под командованием Лаврентия Тарана. Встревоженные «алашевцы», опасаясь за свою безопасность, взяли Амангельды и его ближайших соратников под арест, а Дулатов с частью гарнизона выехал за город навстречу партизанам. И в это время в Тургае кто-то убил батыра. Но позже, в советские годы, с целью дискредитации «Алаш-Орды» убийцей объявили Дулатова. Так Козыбаев говорит в сериале, но вложенная в его уста сценаристами версия явно не стыкуется с тем, что историк утверждал ранее, в 1970-х.

Пятая серия. В квартиру Гульнар приходит пожилой мужчина, представляется Шарипом Имановым, сыном Амангельды, и сообщает, что ни он, ни его старший брат Рамазан не писали ни на кого заявлений, а на вопрос, кто убил их отца, отвечает: «Я не могу никого назвать конкретно».

Переворот в Тургае

Теперь отвлечёмся от фильма и вспомним события, предшествовавшие убийству Амангельды. В конце ноября 1918-го его отряд при поддержке Алиби Джангильдина взял под свой контроль город Тургай, а сам он стал военным комиссаром родного уезда. «Алаш-Орда» в тот период находилась как бы на распутье. Но 28 марта 1919-го военком Тургайской области Токарев телеграфировал Ленину (копия Юреневу): «В Тургае сторонники кадета Алихана Букейханова — Байтурсунов и другие, все время боровшиеся против Советской власти при поддержке казаков и обессиленные действиями Джангильдина, вынуждены безусловно признать Советскую власть и оставить прежние идеи Алаш-Орды и в доказательство искренности этого, по моему требованию, самый главный из них Байтурсунов подчинился… Довожу до Вашего сведения о таких успехах, испрашивая указания, как поступить вообще [с] главарями названной шайки в случае их полного искреннего раскаяния. Причем многие из них люди интеллигентные, пользующиеся популярностью среди киргизов».

По некоторым данным, член военного совета «Алаш-Орды» и тоже уроженец Тургайского уезда Миржакип Дулатов обратился к Амангельды с предложением направить под его начало алаш-ординский отряд, и тот согласился. Но мирное сосуществование длилось недолго. Причины его срыва называются разные. Первая сводится к тому, что тогда же, в марте, Колчак предпринял генеральное наступление на центральные районы России, которое поначалу складывалось весьма успешно: к концу апреля его армия вышла к Волге, откуда открывался путь на Москву. И «алашевцы», решив, что большевистский режим вот-вот рухнет, возможно, решили воспользоваться ситуацией и захватить власть, а заодно продемонстрировать свою преданность белому движению. Вторая – никуда не делись противоречия между сторонами, тем более что на классовый (или идейный) антагонизм наложился межродовой: местные предводители большевиков были преимущественно кипчаками, а их оппоненты – аргынами (к этим двум родам относится основная часть населения того края). Третья, высказывавшаяся в советский период, – это то, что алаш-ординцы лишь сделали вид, что готовы сотрудничать с советской властью, но на самом деле вынашивали другие планы.

Как бы то ни было, они устроили в Тургае антисоветский мятеж. Причём произошёл он накануне выступления Амангельды с его сарбазами в сторону Чалкара, на помощь частям Актюбинского фронта, которые вели бои с казачьими подразделениями атамана Дутова и колчаковцами (на это указывали многие исследователи, включая Манаша Козыбаева). И туда же, кстати, направлялся отряд Тарана, не собиравшийся задерживаться в Тургае.

Месяц в заточении

В результате переворота Амангельды оказался в тюрьме. Сколько он там пробыл? Тот же Козыбаев в статье «Батыр революции», опубликованной накануне 100-летия Амангельды в журнале «Партийная жизнь Казахстана», утверждал, что его арестовали 28 апреля, а убили 18 мая. Но спустя несколько лет он уже в «Казахстанской правде» называл другую дату ареста – 19 апреля. Позже, в 1987-м, в архиве нашли документ, из которого следовало, что отряд Амангельды собирался выступить в район Чалкара 20 апреля. И в этот же день (в первый день пасхи, как утверждается во многих источниках) в Тургае оказались Таран и его правая рука Иноземцев – их алаш-ордицы тоже арестовали, а затем расстреляли.

Сопоставляя всё это, можно сделать вывод, что написанное Козыбаевым в «Казахстанской правде» ближе к истине: скорее всего, Амангельды оказался в заточении в ночь с 18 на 19 апреля. И находился там целый месяц, а не был убит кем-то почти сразу после пленения, как это преподнесено в сериале. Значит, у тех, по чьему приказу его и других членов Тургайского ревкома арестовали, было более чем достаточно времени, чтобы решить их судьбы – например, устроить суд, предать военному трибуналу…

В 1972-м в книге «Чекисты Казахстана» был размещён как бы документальный рассказ под названием «Последняя ночь Амангельды Иманова». В нём утверждалось, что после окончательного освобождения Тургая большевиками Джангильдин начал поиски убийц, а также места гибели своего соратника и, осматривая камеру, в которой его содержали, обнаружил на стене надпись, выцарапанную каким-то острым предметом, возможно, гвоздём: «Меня ввели сюда в пятницу. С тех пор как я сижу II II II II II II II II II II II II II II I (29 палочек, соответствующих количеству дней – прим. авт.). После семи дней четверть чаю, полфунта сахару дали. Это первый мной виденный свет. Вчера тюрям написал письмо. Письмо писал тюрям: Миржакупу Дулатову, Каратлеуову, Мазарафу Касымову, Мурзагазы Исбулову, Альмухамеду Касымову, Аскарбеку Кадырбаеву, Казгельды Карпыкову, Оскару Алмасову, Ильясу Байменову, турку Хидояту, мулле, Абдугали Балгимбаеву». И внизу почему-то три раза имя «Миржакуп».

Было ли на самом деле такое послание, или это, как сейчас говорят, фейк? На каком оно было языке – казахском или русском? Возможно ли было нацарапать гвоздём столько букв? Зачем в конце три раза названо имя Дулатова? Почему все перечисленные названы «тюрями» (видимо, имелись в виду «торе» - чингизиды)? Словом, вопросов много, а ответов на них так и не прозвучало. Тем не менее, спустя два года это «письмо» оказалось в сборнике документов «Амангельды Иманов»: он был издан по итогам юбилейных мероприятий в честь 100-летия батыра, а его составителями стали всё тот же Манаш Козыбаев и другой доктор исторических наук Павел Пахмурный.

На войне как на войне?

Далее в рассказе повествуется о допросах Бермухамеда Сисекенова, который был среди алаш-ординских офицеров, находившихся в Тургае, и обвинялся в казни Амангельды. Вот как он описывал события. 18 апреля «алашевцы» под командованием Музарафа Касымова разоружили отряд Амангельды, после чего состоялся арест батыра и других членов местного ревкома. В тот момент в городе находился и Миржакип Дулатов – именно он, по словам Сисекенова, вместе с Касымовым допрашивал Иманова в первый день мятежа. Но в ходе последующих допросов, когда речь шла о более поздних событиях, Дулатов уже не упоминался.

18 мая к Тургаю с севера-востока подошёл отряд «красных» под командованием Андрея Жиляева численностью почти в тысячу человек (это реальный факт). Он направлялся в Чалкар. Понимая, что в случае стычки противостоять ему будет трудно, алашординцы решили оставить город. И тут встал вопрос: что делать с Амангельды и другими заключёнными? Касымов приказал казнить их. Как сообщил следователю Сисекенов, он вместе с ещё семью (названы поимённо) зашёл в камеру, один из них, Макатов, закинул на шею батыру верёвку, и все стали тянуть её. Потом Макатов привязал другой конец верёвки к седлу лошади и помчался с трупом в степь. С остальными членами ревкома обошлись «гуманнее» – расстреляли.

Мы уже, наверное, никогда не узнаём, правду говорил Сисекенов или же его под угрозами или пытками заставили дать такие показания. Но примечательно, что ни тогда, в 1929-м, ни позже его не расстреляли – он отбыл срок, после чего занимал различные, в том числе руководящие, должности, прошёл Великую Отечественную войну. Поэтому нельзя исключать того, что авторы книги «Чекисты Казахстана» кое-что добавили от себя, чтобы показать классовых врагов в самом чёрном свете.

На одном из казахскоязычных сайтов есть большой фрагмент из книги доктора филологических наук Турсына Журтбая (кстати, волею авторов сериала его имя Козыбаев упомянул в разговоре с Гульнар) «Ұраным – Алаш», или «Мой девиз – Алаш». В нём приводится текст письма, адресованного Козыбаеву в августе 1989-го неким Корганом Амирхамзиным, который возмутился фактом реабилитации Дулатова, поскольку тот, мол, убил народного батыра, гордость казахов. В советские времена, тем более в годы перестройки, партийные органы обязывали руководителей реагировать на письма граждан, и директор Института истории дал ответ.

Вот что он, как утверждает Журтбай, написал: «Действительно, Амангельды Иманова убила «Алаш-Орда». Это произошло в ночь с 18 на 19 мая 1919 года… Вина Миржакипа Дулатова немалая, но в то же время надо сказать, что он написал первый казахский роман, выступил против колониальной политики царя, позже написал статью, в которой оплакивал Амангельды. Это правда, что Миржакип состоял в военном совете «Алаш-Орды», и это правда, что совет казнил Амангельды. Но решение принималось устно, письменные доказательства отсутствуют. Именно поэтому в решении ЦК записано, что убедительных оснований говорить о причастности Дулатова к смерти Амангельды нет».

Также в письме Козыбаева содержался тезис о том, что тогда была гражданская война, а на войне люди стреляют друг в друга, проливается кровь. Верный в общем-то тезис, но одно дело, когда смерть приходит в бою, и совсем другое, когда казнят безоружных. Впрочем, так поступали и «белые», и «красные». В советский период первых за это клеймили, а вторых – оправдывали. В современном же Казахстане происходит ровно обратное.