В ходе рабочей встречи Совета иностранных инвесторов в ноябре прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости проведения серьезных преобразований с целью повышения инвестиционной привлекательности Казахстана. По его словам, реформы должны быть направлены на макроэкономическую и финансовую стабильность, рост экономики и благосостояния населения, а также на обеспечение транспарентности и предсказуемости государственных политик.

Во-первых, в соответствии с его поручением в рамках создания новых инвестиционных инструментов был разработан механизм Стратегического инвестиционного соглашения, которое должно обеспечить гарантированную стабильность законодательных условий со стороны государства на весь период действия.

Во-вторых, правительством будет подготовлено качественно новая регуляторная система с целью улучшения бизнес-климата в стране. Как заверил глава государства, все контрольно-надзорные, разрешительные и иные регуляторные инструменты будут подвергнуты масштабной ревизии.

В-третьих, в этом году была усилена защита инвесторов от коррупционного давления. На данный момент Антикоррупционное сопровождение Агентства по противодействию коррупции охватывает свыше 500 бизнес-проектов на общую сумму более 12 трлн тенге.

В-четвертых, Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на важности защиты окружающей среды и развитии низкоуглеродной экономики. Он проинформировал участников встречи о разработке нового Экологического кодекса на основе передовых подходов стран-членов Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), а также призвал их внести вклад в подготовку этого обширного политического документа.

- Согласно нему, предприятия, внедрившие новые технологии, будут освобождены от платы за эмиссию. Такой механизм, когда государство разделяет затраты на экологию с предприятиями, есть далеко не в каждой стране. По сути, это масштабный проект государственно-частного партнерства. Мы осознанно выбрали данный подход. Ожидаем, что и бизнес будет полноценно выполнять свою часть договоренностей, – подчеркнул президент.

В-пятых, глава государства призвал направить совместные усилия на развитие и улучшение инвестиционного климата в нефтегазовой сфере. По его словам, долгое время эта отрасль была движущей силой в привлечении иностранных инвестиций, однако в условиях снижающегося спроса на нефть стала терять свою привлекательности и оказалась на пороге непростой адаптации. В этой связи Касым-Жомарт Токаев указал на важность своевременного завершения крупных нефтегазовых проектов на месторождениях Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, а также необходимости увеличения местного содержания в них. «В этом вопросе пришла пора переходить от количественных показателей к качественным», - отметил он.

И, в-шестых, президент затронул вопросы фискальной политики, заявив о готовности актуализировать налоговое законодательство по мере необходимости, исходя из баланса экономических интересов. «Я поддержал просьбу иностранных инвесторов – уже в следующем году будут пересмотрены действующие пороги привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Другими словами, будет проведена по-настоящему действенная налоговая декриминализация», – заявил он.

Кроме того, глава государства обратил внимание на повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки и IT-сферы, которая в условиях негативных последствий пандемии дала мощный стимул для ускоренного развития цифровой экономики. А также подчеркнул важность развития отечественного фармпроизводства, долю которого к 2025 году планируется увеличить до 50 процентов. По его словам, эти и многие другие сферы полностью открыты для инвестиций и получат максимальную поддержку со стороны государства.

Почему же так важны инвестиции для развития экономики и какие дополнительно шаги должен предпринять Казахстан, чтобы стать еще более инвестиционно-привлекательным, мы беседуем с аналитиком Wall Street Invest Partners Данияром Джумекеновым.

- Действительно, пользу от инвестиций сложно переоценить, ведь без них попросту невозможно развитие экономики. Они являются основой для расширения производства, ускорения научного прогресса, улучшения качества национальной продукции и повышения ее конкурентоспособности. Благодаря им возможны структурные изменения экономики и сбалансированное развитие всех отраслей: не только уже приносящих доход, но и обладающих высокой перспективой. Понятное дело, что попутно эти процессы стимулируют улучшение качества жизни населения: люди получают больше возможностей для трудоустройства на высокооплачиваемые специальности.

В большинстве развитых стран государство почти не участвует в инвестициях в реальную экономику, так как основная часть финансирования поступает со стороны частных лиц. Дело в том, что правительство в вопросах инвестирования склонно ориентироваться на социальный аспект, из-за чего может страдать экономическая эффективность. Так, например, многие постсоветские страны вынужденно содержат определенную часть не самых эффективных предприятий, которые обеспечивают значительное количество населения работой.

Если же мы говорим о средствах частников, то здесь все проще: они чувствуют максимальную ответственность за свои средства и стремятся вложить их с максимальной эффективностью и отдачей.

- А как лично вы оцениваете инвестиционный климат в современном Казахстане? Какие факторы на него влияют?

- На Казахстан приходится более 70 процентов иностранных инвестиций в Центральную Азию, а экономика страны растет опережающими темпами к другим государствам СНГ. Помимо нефтегазовой отрасли, инвесторы заинтересованы и другими направлениями, в частности сельским хозяйством (в 2020 году объем инвестиций в эту отрасль увеличился на 33 процента), сектором информации и связи (+51 процент), а также фармацевтикой (+79 процентов). В целом на начало четвертого квартала прошлого года реализовывалось около 200 инвестиционных проектов вне сырьевой сферы с участием иностранных инвесторов.

Главной причиной успеха у инвесторов являются усилия правительства. У нас функционирует «Совет иностранных инвесторов», где обсуждаются самые актуальные моменты взаимодействия. Важную роль играет «Казахстанский инвестиционный фонд развития», который функционирует на площадке МФЦА, обеспечивая нерезидентов поддержкой на всех этапах работы.

- Какие отрасли помимо перечисленных, на ваш взгляд, могут стать наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в обозримой перспективе?

- Отдельного упоминания заслуживает IT-отрасль, в которую планируют привлечь порядка 500 миллиардов тенге в ближайшие пять лет. Столица республики занимает второе место в списке молодых быстрорастущих стартап-экосистем мира (Startup Genome): налоговые льготы для технологических компаний, быстрое развитие необходимой инфраструктуры, высокий потенциал в регионе - все это усиливает привлекательность отрасли.

Важно понимать, что технологический бизнес можно легко адаптировать под соседние страны, что способствует появлению крупных региональных игроков, таких как: MercadoLibre в Латинской Америке, Jumia в Африке, Sea Limited в Юго-Восточной Азии и т.д. Создание подобного казахстанского проекта, как минимум, для Центральной Азии совершенно точно соответствует национальным интересам.

- Достаточно ли усилий прилагает правительство для улучшения инвестиционного климата в стране?

- Мы видим, что в данный момент в стране довольно успешно развивается инфраструктура работы с иностранными инвесторами. В то же время правительство внедряет современные механизмы, позволяющие упростить жизнь начинающим предпринимателям. Например, можно назвать разработанные с участием экспертов Европейского банка реконструкции и развития новые способы финансирования стартапов, благодаря которым участники получили выгодную альтернативу дорогим банковским кредитам. Однако, работы еще много.

- Что еще может благоприятно повлиять на инвестиционную привлекательность страны?

- Казахстану необходим развитый финансовый рынок, где любой желающий сможет привлекать дешевое финансирование для развития своих проектов. В данный момент он находится в зачаточном состоянии, что не только сдерживает развитие экономики за счет ограниченного доступа к капиталу, но и отпугивает часть иностранцев, которые с большей охотой заходят в страны с развитой финансовой инфраструктурой.

Первым шагом должна стать объявленная масштабная приватизация: в период с 2021-2025 гг. в частный сектор должны быть переданы 736 организаций, а присутствие государства в экономике сократиться до 14 процентов. Спрос на новые инструменты присутствует и со стороны внутренних игроков, например, банки сейчас сидят на большом объеме денег, которые особо некуда вкладывать помимо госбумаг. Мы видим, что и физические лица все больше интересуются новыми направлениями для хранения своих сбережений.

Думаю, что если частники убедятся в наличии интереса со стороны инвесторов на примере госкомпаний, то они непременно воспользуются рынком для решения собственных финансовых вопросов. Развитый рынок ценных бумаг повысит эффективность заемного капитала, даст толчок для развития частного сектора, а также пошлет позитивный сигнал иностранным инвесторам.