Снижение мирового спроса на углеводородное сырье, вызванное бурным развитием новых технологий, и прежде всего «зеленых», геополитическими рисками, а теперь еще и глобальной пандемией, вынуждает Казахстан искать варианты диверсификации экспортных возможностей своей экономики. В этой связи очень важное значение приобретает государственная поддержка компаний-экспортеров.

Три с половиной года назад постановлением правительства была утверждена программа «Национальная экспортная стратегия». В ее констатирующей части говорилось о том, что общая сумма выручки от продажи сырья, товаров и услуг за границу, достигнув своего пика в 2012-м, затем начала сокращаться. Причиной этого стало резкое падение цен на нефть и продукты ее перегонки, составлявшие более 85 процентов всего казахстанского экспорта. А потому было решено сделать акцент на существенное увеличение той его доли, которая связана с реализацией зарубежным потребителям продукции перерабатывающей промышленности. В этом смысле можно говорить о тесном сопряжении данной стратегии с программой индустриально-инновационного развития и с программой развития АПК.

В качестве главного индикатора было названо увеличение к 2022 году объема экспорта несырьевых товаров и услуг до 31,8 миллиарда долларов США, или в полтора раза по сравнению с 2016-м. А к 2025-му должен быть достигнут уже почти двукратный рост. Он должен охватить самые разные сектора – черную и цветную металлургию, нефтехимию, машиностроение, пищевую и легкую промышленность и т.д., а что касается услуг, то речь идет о транспортном сообщении, туризме, финансовой сфере, образовании, медицине.

Для решения поставленной задачи и в целом для укрепления экспортного потенциала Казахстана намечен целый комплекс мер. В частности, предусмотрено создать качественно новые институциональные основы поддержки компаний-экспортеров, оказывать им более активное содействие финансового и нефинансового характера, устранять нормативные и административные барьеры, мешающие бизнесу открывать новые экспорто-ориентированные предприятия либо наращивать производство на уже действующих.

Например, финансовые меры поддержки реализуются через АО «KazakhExport» (входит в состав национального управляющего холдинга «Байтерек»), который в этой связи наделили дополнительными функциями, а нефинансовые – через АО «Центр развития торговой политики QazTrade». Последнее было создано полтора десятка лет назад, но в 2019-м ему делегировали полномочия, связанные с продвижением несырьевого экспорта. По принципу «одного окна» центр оказывает аналитическую и консалтинговую помощь предприятиям, стремящимся выйти на мировой рынок, содействует продвижению их товаров на международные торговые площадки. В целях координации всей этой работы, ее мониторинга и выработки соответствующих рекомендаций при правительстве РК создан Совет по экспортной политике.

Финансовая поддержка компаний-экспортеров осуществляется в том числе в рамках программы индустриально-инновационного развития. Им частично компенсируются затраты на содержание филиалов и представительств в зарубежных странах, на рекламу товаров за пределами Казахстана, на их транспортировку, на участие в международных ярмарках и выставках, а также расходы, связанные с регистрацией товарных знаков на иностранных торговых площадках. Только в первой половине прошлого года специально созданная межведомственная комиссия одобрила около ста заявок на возмещение таких затрат.

Конечно, внезапно обрушивавшаяся на планету пандемия коронавируса самым серьезным образом сказалась на реализации намеченных планов. Введенные по всему миру карантинные ограничения, трудности с пересечением границ между странами существенно осложнили организацию экспортных поставок, обеспечение предприятий сырьем и оборудованием для производства инновационной продукции, пользующейся спросом за рубежом, а также заключение новых договоров. Тем не менее, по некоторым группам несырьевых товаров казахстанские компании сумели добиться увеличения объемов продажи в другие государства.

Так, реализация на экспорт продукции химической и связанных с ней отраслей в прошлом 2020 году выросла по сравнению с предыдущим на 10,8 процента. В стоимостном выражении произошло увеличение с 2,551 миллиарда долларов США до 2,827 миллиарда. Еще более значительная (в процентном отношении) прибавка получена в поставках за рубеж товаров, входящих в группу «Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства», – с 568 до 761 миллиона долларов, или на треть. Более чем в полтора раза, с 364 до 612 миллионов долларов, увеличился экспорт драгоценных, полудрагоценных камней и изделий из них. Также обеспечен рост объемов продажи за рубеж готовых пищевых продуктов, растительного и животного масла.

Взять товарную группу «Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства». Речь идет о локомотивах, пассажирских и грузовых вагонах, железнодорожных колесах, наводных средствах передвижения как гражданского, так и военного назначения, автомашинах, специальной технике (за последний год особенно выросли объемы поставок за границу легковых автомобилей и элементов подвижного состава). Основные покупатели такой продукции в стоимостном выражении – Россия, США, Великобритания, Испания, Виргинские отстрова (государство, расположенное в зоне Карибского бассейна). А вообще она поставляется практически на все континенты, более чем в полусотню стран мира, включая африканские. Как известно, развитие машиностроения является одним из главных приоритетов программы индустриально-инновационного развития РК, и за последние годы в Казахстане создано немало предприятий данной отрасли. При этом очень важно наращивать их экспортный потенциал, чему и способствуют названные выше меры финансовой и нефинансовой поддержки.

Что касается продовольственной продукции, то в прошлом году по сравнению с предыдущим существенно выросли объемы продаж за рубеж муки, макаронных изделий, подсолнечного и соевого масла, говядины.

В своем осеннем Послании к народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев назвал необходимым усиление экспортной поддержки бизнеса, особенно среднего. «Такие компании должны быть ориентированы не только на внутренний, но и на внешние рынки…Поручаю правительству запустить программу экспортной акселерации, направленной на средние несырьевые предприятия, чтобы обеспечить целевую поддержку от идеи до результата», - отметил президент страны.

Как сообщил в начале нынешнего года министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов, реализация такой программы уже началась Она дает предпринимателям возможность максимально полно подготовиться к выходу на международные рынки: определиться с географией сбыта, получить всю необходимую информацию о логистике и консультации относительно национального законодательства той или иной страны в сфере импортных закупок, найти потенциальных покупателей, составить контракт… Для начала выбраны 35 компаний, которые работают в пищевой промышленности. По словам министра, стоит задача ежегодно готовить таким образом не менее сотни новых казахстанских экспортеров.

С прошлого года действует другая программа, названная «Школой Интернет-экспортера». Она направлена на то, чтобы значительно расширить представительство отечественных производителей товаров на наиболее крупных и популярных в мире электронных торговых площадках – Amazon, eBay, Aliexpress, Alibaba и других. Благодаря данной программе на эти площадки вышли уже десятки казахстанских компаний, и их количество продолжает расти. А если учесть, как бурно сейчас, особенно в условиях пандемии, растут объемы продаж в Интернете, то можно понять, насколько перспективным является это направление экспортных поставок.