На днях в Казахстане стартовал второй набор участников программы экспортной акселерации, которая была запущена год назад по поручению президента Касым-Жомарта Токаева с целью обеспечить целевую поддержку национальным экспортерам с упором на средние несырьевые предприятия. По его словам, последние содержат в себе ключевые компоненты рыночного успеха и должны быть ориентированы не только на внутренний, но и на внешние рынки. О том, каких успехов удалось добиться в этом направлении и как в целом продвигается реализации уникальной программы, мы беседуем с заместителем генерального директора АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» Асель Егембердиевой.

– Как вы оцениваете экспортный потенциал средних казахстанских предприятий?

- В социальных сетях часто звучит критика: мол, в Казахстане ничего не производится кроме зерна и нефти, нечего экспортировать. Это очень большое заблуждение. На сегодняшний день номенклатура экспортных казахстанских товаров – около 5 тысяч наименований: от нефтепродуктов, металлопроката и продукции машиностроения до товаров легкой промышленности, бытовой химии и предметов обихода.

При этом почти 80 процентов действующих экспортеров обработанных товаров относятся к малым и средним предприятиям. Для сравнения: в РФ доля МСП от общего объема несырьевого экспорта составляет около 10 процентов, а в Швейцарии – порядка 45 процентов всего товарного экспорта.

- Какую конкретно поддержку национальным экспортерам вы предлагаете на данном этапе?

- Одна из главных задач государства - помочь отечественным товарам выйти на внешние рынки и закрепиться там. В целях поддержки и развития экспорта в Казахстане выстроена целостная экосистема, включающая более 20 финансовых и нефинансовых мер. Конкретно Центр развития торговой политики QazTrade выступает оператором по нефинансовым мерам, а именно оказывает консультационно-аналитическую поддержку, выводит казахстанские предприятия на международные электронные торговые площадки, содействует продвижению и транспортировке товаров за рубеж.

С прошлого года Центр выступил оператором программы Qaztrade Accelerator, которую внедрило Министерство торговли и интеграции РК по поручению главы государства. Она призвана осуществлять комплексное, практико-ориентированное сопровождение бизнеса по вопросам внешнеэкономической деятельности: от проведения диагностики их экспортного потенциала и соответствующего обучения до подписания экспортных контрактов с зарубежными контрагентами.

Благодаря этой поддержке в прошлом году 35 предприятий пищевой промышленности были подготовлены к выходу на китайский рынок. К примеру, мороженое, сгущенка, сливки, сыры и молоко двух казахстанских компаний «Молпродукт» и «ДЕП», которые являются участниками акселерации, были включены в реестр разрешенных импортеров и теперь могут торговать в КНР. В настоящее время мы прорабатываем включение в данный реестр наших мясных участников - KazBeef, «Кублей», «Первомайские деликатесы». Этим компаниям уже оказана помощь в отправке пробной продукции.

- С какими главными проблемами приходится сталкиваться при выводе предприятий на внешние рынки?

- В ходе акселерации мы столкнулись с такой проблемой экспорта МСБ как недостаточность объемов производства. Спрос тех же китайских компаний на мясную продукцию, масло, соусы и соль превосходит текущие возможности казахстанских предприятий в четыре раза. К примеру, ежегодная потребность крупной компании Luqioa Food Company, которая находится в провинции Шаньдун на востоке КНР в замороженной говядине порядка 70 тысяч тонн, в сухом верблюжьем молоке – 16 тонн.

- В настоящее время Qaztrade Accelerator проводит второй набор участников. Какие перед ними открываются возможности?

- Во втором этапе программы принимают участие 100 предприятий пищепрома, легкой, химической, машиностроительной промышленности и поставщиков услуг. Все они будут «прокачиваться» на экспорт на рынки Китая, России, Ближнего Востока, Центральной Азии. Участники уже прошли диагностику по международной скоринговой модели. Сейчас для каждого готовится подробный план по выходу на экспорт. В поиске клиентов им будут содействовать наши международные партнеры, которые обладают широкой базой потенциальных покупателей.

- Одним из важных функционалов QazTrade является содействие в поиске потенциальных покупателей за рубежом. Как решаются эти задачи в условиях продолжающихся ковидных ограничений?

- В течение последних полутора лет при нашем содействии бизнес смог переориентировать экспортные потоки с традиционных направлений, которые оказались закрытыми, на новые рынки сбыта. Так, например, экспорт замороженного мяса был перенаправлен с рынков Китая и стран Центральной Азии в страны Ближнего Востока. В частности, компания «Оптоград» смогла нарастить свой экспорт в ОАЭ, а производитель сафлорового масла KazIrAgro временно сменил китайский рынок на катарский и американский.

В мае QazTrade стал первой компанией в Центральной Азии, которая заключила соглашение с крупнейшей глобальной платформой для поиска бизнес партнеров - Opportunity Network. Теперь наши клиенты могут напрямую связываться с 45 тысячами владельцами и топ-менеджерами компаний в 140 странах.

В целях популяризации нашей продукции на внешних рынках и поиска надежных покупателей нами были инициированы страновые экспортные программы, которые заключены с загранучреждениями РК в 40 странах мира. Сейчас мы работаем в коалиции «QazTrade–посольство–бизнес», которая стала качественной основой для экспортопродвижения.

- Расскажите подробнее о консультационно-аналитической деятельности QazTrade.

- Задача QazTrade – снабдить бизнес информацией: какова ситуация на внешних рынках, какие условия доступа на них, о системе и особенностях технического регулирования в тех или иных странах. Эта информация востребована особенно для тех, кто только осваивается в экспорте или планирует вывести новый товар.

С начала года наша компания дала рекомендации по улучшению ведения экспортной деятельности более тридцати предприятиям, еще двадцать три предприятия получили консультации по выходу на рынки ЕС, КНР, Швейцарии, Турции, ЕАЭС. Подготовлено более двух десятков обзоров рынков зарубежных стран, дайджестов и бюллетеней, проведены более 60 аналитических работ по выявлению возможностей и определению рисков для торговли.

Вся востребованная бизнесом информация публикуется на едином портале export.gov.kz и на сайте нашей компании, а постоянная связь с предпринимателями поддерживается посредством Telegram-группы export.gov.

Мы напрямую работаем с предпринимателями в регионах посредством проведения региональных советов. Многие бизнесмены просто не знают, что есть возможность бесплатно получить от государства консультационную поддержку, принять участие в Торговых миссиях или обучающих программах.

Сейчас ведущая роль в поддержке экспорта принадлежит центральным госорганам и институтам развития, но фокус все-таки, на наш взгляд, должен смещаться в регионы, причем с активным вовлечением местных исполнительных органов, что будет способствовать более эффективному развитию несырьевого экспорта страны. В связи с этим в ближайшие дни мы презентуем наши рекомендации к Региональной экспортной стратегии Алматинской области. Это пилотный проект, в последующем его опыт будет передан всем остальным областям.

- Еще одной важной поддержкой для экспортеров стала программа Министерства торговли и интеграции (оператором ее также является QazTrade) по выводу казахстанских компаний на международные маркетплейсы. Каковы ее результаты?

- За два года программы мы вывели в Alibaba 100 компаний. Все они получили «золотой аккаунт» и помощь в создании стенда. Сейчас сумма их контрактов составила около 62,5 миллиона долларов США. Покупатели из самых разных стран мира, в том числе и новых для нас: Марокко, Израиль, Европа, США и арабские страны. Появились и новые товары экспорта: полипропиленовые фильтры, природные кормовые добавки для домашних животных, детские пластиковые игрушки, продукция полезного питания и другие.

Мы также помогаем бизнесу освоиться на других площадках, готовим аналитические обзоры и пошаговые инструкции по выходу на Rakuten, Amazon, Ozon, TradeKey, GlobalSources, eMag, Allegro, KazanExpress, россиские маркетплейсы, включая WildBerries, СДЭК, ЯндексМарт.

- А что подразумевается под сервисной поддержкой экспортеров, которую также осуществляет ваша компания?

- После годичного перерыва мы вернулись к практике проведения торгово-экономических миссий. С начала года их было проведено восемь: в Азербайджане, России, Таджикистане, Кыргызстане, Иране. Общая сумма заключенных контрактов и меморандумов превысила 200 миллионов долларов.

Например, в Душанбе будут поставляться локомотивы, электро-трансформаторы, в Азербайджан – мебель и домашний текстиль, в Узбекистан – фильтры для воды, электронные дверные замки и профессиональная бытовая химия для отелей, IT-услуги. Также подписаны экспортные договора на поставку молочной продукции, пищевой и технической соли, макаронных изделий, мясной продукции и деликатесов, бытовой и промышленной химии.

Наша задача в том числе помочь бизнесу нарастить обороты производства, освоить новые товары, в том числе за счет привлечения инвестиций в экпортоориентированные проекты. В QazTrade работают над кейсами по встраиванию в глобальные цепочки создания стоимости. Например, организации производства в Казахстане алюминиевых изделий и комплектующих с высокой добавленной стоимостью (экструзионные заготовки, профили и т.п.) для международного холдинга Constellium.

А еще ведется работа с автопроизводителями в части увеличения доли локализации. В процессе реализации находятся проекты по изготовлению в Казахстане ковриков для автомобилей Hyundai (ТОО «АГФ-групп» и ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan») и кабельно-проводниковой продукции отечественного производства для автомобилей «СарыаркаАвтоПром» с дальнейшим прицелом на экспорт.

- У вас есть интересная программа – Экспортная акселерация. Каков эффект она дает?

Программа действительно интересная, поскольку бесплатно для бизнеса проводится полный скрининг экспортных возможностей и недочетов производства. Причем скрининг этот делается с акцентом на те или иные рынки сбыта: каждый год выбираются отдельные отрасли и рынки, на которые ориентируется программа. Так, в прошлом году в программе участвовали только предприятия пищевой промышленности, и ориентиром был рынок Китая. В этом году перечень отраслей расширен, а рынками определены Центральная Азия, Китай, Россия.

Мировая практика показывает, что такая точечная проработка компаний позволяет бизнесу в короткие сроки исправить недочеты, которые, быть может, мешают экспорту или его наращиванию. Причем это может быть как финансовая структура предприятия, так и неправильно выбранный цвет упаковки товара. Вот, например, конфеты. Для китайского направления самая лучшая упаковка для них – блестящая и с приоритетом красного и желтого цветов. Для рынка ЕС лучше – перерабатываемая тара.

Все эти нюансы обсуждаются в процессе обучения в рамках Акселерации.

- Во главу угла Qaztrade Accelerator поставлена цель – обучить предприятия вести экспортную деятельность. Почему это так важно? И какие проекты вы реализуете в данном направлении?

- Ковид стал триггером для трансформации экономик всех стран мира. И в новых условиях торговля тоже видоизменяется. Предприятия сталкиваются с новыми вызовами, появляются новые каналы продвижения товаров. В ситуации жесткой конкуренции на внешних рынках отечественные компании должны быть «подкованы» по всем аспектам ведения экспортной деятельности.

В этом году QazTrade запустил новый двухнедельный бизнес-практикум «Умный экспорт». Его программа создавалась с учетом запросов экспортеров и включает самые актуальные вопросы ведения экспортной деятельности. Интенсивные практические семинары будут проводить международные и локальные эксперты. А каждый вебинар будет содержать практические занятия и сопровождаться примерами успешных кейсов, что является залогом эффективного усвоения каждым участником полученных знаний и навыков. И такое обучение может пройти любая компания: как действующий экспортер, так и компания, делающая «первые шаги» в экспорте.

Еще одно направление - E-commerce. Сейчас 40 компаний МСБ из секторов текстиль и швейное производство, ремесленничество и агробизнес проходят обучение по развитию своего бизнеса в цифровом пространстве. За каждым предприятием закреплен бизнес-тренер, который обеспечивает индивидуальное сопровождение компаний.

Есть совместный проект с Международным торговым центром «Ready4Trade — Центральная Азия». Здесь обучение ориентировано на малые предприятия, где работает не более 100 сотрудников. С начала года коучинг прошла 31 компания.

В целом развитию казахстанского экспорта в Казахстане уделяется повышенное внимание. Наша задача как единого оператора по этой работе - обеспечить поддержку формирования экспортоориентированности производителей и продвижению наших товаров за рубеж.