В Послании 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев наряду с предложением по использованию работающими гражданами части своих пенсионных накоплений для покупки жилья поручил правительству изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем создания единого социального фонда и введения одного социального платежа для оптимизации затрат и улучшения качества инвестиционного управления активами. И если первый вопрос решен, то относительно второй части поручения госорганы предпочитают молчать. Попробуем разобраться.

Статус кво

Три внебюджетных фонда (ГФСС, ЕНПФ и ФМС) занимаются практически одним и тем же - ведением учета отчислений, которые ежемесячно перечисляют законопослушные работодатели и работающие «в белую» граждане. Это 10% от дохода в ЕНПФ, 3,5% в ГФСС и 4% в ФМС. Есть и другие налоги с фонда оплаты труда (10% ИПН и 9,5% соцналога), но они поступают в бюджет, поэтому пока их рассматривать не будем, хотя государству стоило хотя бы фиксировать по ИИН эти поступления для того, чтобы понимать, какая часть граждан действительно участвует в формировании государственного бюджета и вправе рассчитывать на адекватность его распределения правительством.

Итак, деньгами, которые поступают в три внебюджетных фонда, управляет Национальный банк, а святая троица фондов «осуществляет свою деятельность» за счет доли от поступивших средств. Проще говоря, живет на проценты, мало за что отвечая.

Комиссионные доходы трех фондов в 2020 году составили 77,3 миллиарда тенге. Разумеется, у фондов есть и расходы – основные средства, аренда, транспорт, связь, командировочные расходы, и в совокупности оплата труда 2604 официальных работников составила 13,4 миллиарда тенге, а 23 топ-менеджера фондов получили в тот год 361 миллион тенге. Часть комиссионных доходов фонды держат на депозитах в БВУ, преумножая тем самым свой доход, которые, как мы помним, формируется за счет средств, собранных с населения.

Право собственности

Из трех фондов только в одном право собственности на отчисления остается за вкладчиком – это пенсионные накопления в ЕНПФ. Получить их вкладчик может в двух случаях – сменив гражданство или достигнув пенсионного возраста. Есть еще аннуитетные компании, плюс в прошлом году добавилась возможность снять суммы сверх «порога достаточности» на улучшение жилищных условий, лечение или в управление управляющим компаниям. Кроме того, в случае смерти вкладчика пенсионные накопления получают наследники.

Уже через год, с 2023 года, работодатели за счет собственных средств будут перечислять еще 5% от размера зарплаты – эта норма снова прописана в законе, несмотря на поручение главы государства разобраться с этим вопросом. Напомним, в том же Послании 2019 года президент сказал: «С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем. Однако есть риски, что работодатели утратят стимулы к созданию рабочих мест и повышению заработной платы. Бизнес будет уходить в тень. Поэтому поручаю Правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года. Затем вернемся к этому вопросу. За это время Правительство, представители бизнеса и эксперты должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов как будущих пенсионеров, так и работодателей. Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги».

Ранее предполагалось, что работодатели будут платить в ЕНПФ 5% от ФОТ, эти средства будут обезличены и со временем будут направляться на пенсионное обеспечение тех, кто пенсионные накопления не делал (большинство этих людей работает «в тени» или не работает вовсе, живет на пособия, предпочитая иждивенческий образ жизни). Это не могло не беспокоить работодателей, логично предполагавших, что 5% ОПВР должны идти на пенсионное обеспечение собственных работников и, в случае смерти, наследоваться их детьми, а не условным населением. В противном случае у работодателей зрел рациональный шаг – выводить работников на ИП и на договоры ГПХ, сокращая в масштабах страны количество наемных работников и рабочих мест.

Что сделали разработчики этой нормы после поручения главы государства? Они внедрили к действующим индивидуальным пенсионным счетам вкладчиков (ИПС) условные пенсионные счета (УПС), тем самым как бы демонстрируя персонификацию дополнительного налога. Но если человек, на имя которого открыт УПС, еще не достиг пенсионного возраста, эти средства направляются в резервные фонды. Куда дальше – закон умалчивает. По факту все сохранилось в прежнем виде, за исключением некоторой возни по учету взносов.

На середину декабря 2021 обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ с начала года составили 1,025 триллиона тенге. Если увеличить взносы за счет работодателей, то сумма превысит 1,5 триллиона. Согласны ли работодатели, и особенно малый и средний бизнес, вносить лепту размером в 500 миллиардов тенге в год на поддержку сначала банков, а потом – на неких условных будущих пенсионеров, пусть и сограждан, выводить эти деньги из оборота – вопрос риторический.

Общий котел

Денежные средства, перечисляемые в ГФСС и ФМС, персонифицированы, но, вероятно, лишь для учета статуса работающего «в белую» казахстанца. Тут срабатывает так называемый «социалистический фактор»: «от каждого – по возможностям, каждому – по потребностям». Плюс содержание самих фондов, разумеется. Насколько это соответствует формальной справедливости, сказать трудно – работающий «в белую» человек платит за неработающего (недееспособные не в счет, хотя логичнее, чтобы расходы на них использовались из бюджета). Кроме того, было бы логичным, чтобы эти деньги, а также инвестиционная доходность по ним могли использовать вносящие в течение жизни взносы по достижению пенсионного возраста, в том числе на лечение, и, возможно, наследоваться.

Вызывает вопросы и то, сколько средств тратится на содержание аппаратов этих фондов. По факту эти деньги также находятся в управлении у Нацбанка, а более тысячи работников двух фондов, что называется, «ведут учет» и получают доходы с комиссии от взносов.

Например, поступление активов в ГФСС за 2020 год составило 950,2 млрд тенге. ГФСС получает ставку комиссионного вознаграждения 0,78% от суммы, то есть фонд «заработал» 2,2 млрд тенге за учет и распределение. Ключевой управленческий персонал в количестве пяти человек получил в рассматриваемом году 60,5 млн тенге. Зарплата работников фонда в 2020 году составила 1,344 млрд тенге (1,191 млрд тенге в 2019 году).

Комиссионные доходы, которые заработал ЕНПФ в 2020 году, составили 42,66 млрд тенге. Фонд получает комиссионный доход от инвестиционного дохода по активам пенсионной схемы в размере 2% (не управляя средствами), а также комиссионный доход в размере 0.011% в месяц от суммы активов (от того, сколько денег переводят в фонд работающие люди). С 1 января 2021 года доля от инвестиционного дохода перешла Нацбанку: "предельная величина комиссионного вознаграждения Национального Банка Республики Казахстан устанавливается в пределах не выше 2,0 процента от инвестиционного дохода".  Вознаграждения сотрудников фонда в 2020 году составило 7,14 млрд тенге, и вознаграждения членам совета директоров и правления работникам 222,76 млн тенге.

Плательщики ОСМС в 2020 году внесли взносы на сумму 551,46 млрд тенге (включая взносы государства). Доходы фонда, связанные с получением вознаграждения по финансовым инструментам (деньгами, напомним, опять-таки Нацбанк управляет, не ФМС (за исключением хранения денег на депозитах в БВУ), составили 32,51 млрд тенге. Работники фонда получили 4,9 млрд тенге.

Цифровые возможности

Еще в 2019 президент сказал: «В целях оптимизации затрат и улучшения качества инвестиционного управления активами поручаю Правительству изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем создания единого социального фонда и введения одного социального платежа… Резервы необходимо находить за счет сведения на нет всех неэффективных расходов и повышения доходов». Полагаем, отправленное в отставку прежнее правительство этим вопросом занималось, но несколько безуспешно. То ли посчитать не успели, то ли противодействие поручению главы государства было достаточно сильным, то ли в юридических тонкостях запутались.

Очевидно, что по сути для одной и той же работы не нужно содержать три организации, множество арендованных по всей стране офисов, автотранспортных средств, нести административные расходы, в том числе на PR, общий менеджмент и административно-хозяйственный персонал. Не нужно также содержать четверть сотни «ключевого административного персонала» с годовым доходом по 15,5 млн тенге – здравый смысл подсказывает, что для заседаний одного совета директоров и правления достаточно 4-5 эффективных, честных человек, для которых коррупция неприемлема. Такие люди в стране есть.

За счет создания Единого социального фонда и сокращения количества работников ФОТ можно сократить как минимум вдвое, а после цифровизации всех алгоритмов – еще на треть. Вследствие этого значительно сократятся расходы на аренду офисов, средства от которых сейчас поступают на счета владельцев «доходных домов» - разумнее иметь собственное здание Единого социального фонда и сократить все филиалы. Да, придется расстаться с нефункциональными и малознающими «племянниками» и «племянницами», которых так щедро чиновники пристраивают на хлебные места – но это веление времени. Это вообще пора сделать всеобщей практикой по стране.

Рабочая схема

Как может выглядеть работа Единого социального фонда? Разумеется, тут нужен грамотный аудит, профессиональные расчеты и абсолютный рационализм. Но в целом она может выглядеть следующим образом. Работодатель ежемесячно оплачивает по ИИН работника один социальный платеж, который состоит из суммы пенсионных отчислений, взносов на медицинское страхование и соцотчислений. В базе данных цифра платежа распределяется на три субсчета (пенсионный, медицинский, социальный). Собственно финансовые средства переходят в управление Национального банка (если его работу по управлению активами власти считают удовлетворительной). База данных расположена на собственных распределенных серверах.

Теперь о структуре социальных отчислений. Сейчас они составляют 3,5% от зарплаты, и при наступлении «страхового случая» плательщик имеет право на пособие. Количество участников СОСС, учтенных хотя бы один раз за последние 12 календарных месяцев, по состоянию на 1 октября 2021 года, составило 6,597 млн человек, в том числе плательщиков единого совокупного платежа – 372,9 тыс. чел. То есть, к примеру, никогда не работавшая беременная женщина может оплатить 1 раз в год ЕСП, а потом получать единовременное пособие по рождению и пособие по уходу за ребенком до года за счет тех, кто ежемесячно платит соцотчисления, но никогда эти пособия не получит – то самое «от каждого - по способностям, каждому – по потребностям».

Возникает несколько логичных вопросов: нужно ли платить, если у тебя нет на иждивении детей, которые после твоей смерти могли бы получать пособие по потере кормильца? Нужно ли платить мужчинам, а также женщинам нефертильного возраста, которые никогда не будут использовать в качестве дохода пособия по беременности и родам? Не стоит ли провести расчеты и дифференцировать ставку соцотчислений в зависимости от демографического статуса работника? И, что важно, стоит рассмотреть возможность суммировать неиспользованные соцотчисления к пенсионным накоплениям и получать их по достижению пенсионного возраста, а при смерти владельца счета – передавать в наследство.

С пенсионным субсчетом все понятно, кроме 5% взноса работодателя, который, как мы писали выше, должны зачисляться по ИИН и также наследоваться.

И о взносах по медицинскому страхованию. Право на получение медпомощи в системе ОСМС имею 15,845 млн человек (83,9%), число незастрахованных составляет 3,032 человек (16,1%). При этом 54,3% суммы платежей – это взносы государства, 42,7% – отчисления работодателей и взносы работников, 1,9% – взносы ИП, остальные – менее 1%. Отчисления и взносы проведены в пользу 17,4 млн человек (включая льготные категории, за которых уплачивает государство), что составляет 92% населения. Вопросы: если реальные плательщики (не те, кто пользуется услугами здравоохранения за счет взносов государства) не обращаются за медицинской помощью в рамках системы ОСМС, предпочитая определенных врачей и оплачивая расходы самостоятельно, не логично было бы так же накапливать средства на субсчете, чтобы иметь возможность использовать их после выхода на пенсию на то же лечение и/или передавать по наследству?

Президент сказал: «Государством предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся граждан. Но ряд принятых решений были не совсем выверены. В результате мы получили серьезный рост патерналистских настроений. За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн. Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более». Лучше и не скажешь. Стоит также учесть мнение бизнеса и законопослушных работающих граждан – «от каждого - по способностям, каждому – по труду».