По статистике, среди граждан Казахстана свыше 700 тысяч людей с особыми потребностями. Несмотря на то, что большая их часть трудоспособна и готова сама себя содержать, не надеясь только на государственные пособия, найти стабильную работу для этой категории граждан довольно затруднительно. Законодатели, конечно, постарались и заложили неплохие стимулирующие механизмы для изменения ситуации, но их наличие мало что изменило. «Ментальный барьер» перевесил. Работодатели по-прежнему крайне неохотно берут в свои команды людей с ограничениями по здоровью. Итог такой настороженности очевиден: по официальным данным только четверть от числа казахстанцев с ограниченными возможностями, которые способны полноценно трудиться, имеют стабильный источник дохода.

По разную сторону баррикад

Государство на системной основе создает условия для полноценной социализации казахстанцев, имеющих инвалидность, и их активного включения в экономические процессы. Стоит напомнить, что люди с особыми потребностями регулярно становятся участниками разнообразных государственных программ, направленных на стимулирование занятости и предпринимательства. Только в рамках финишировавшей в прошлом году программы «Енбек» почти десять тысяч из них были трудоустроены, при этом более трех тысяч – на постоянные рабочие места, а еще почти две тысячи получили гранты и кредиты для организации собственного дела. Если же речь идет о наемном труде, то государство позаботилось о создании гарантий для работников, имеющих ограничения по здоровью. В частности, не допускаются отказ работодателя в заключении трудового договора, в продвижении по службе, увольнение, переводе на другую работу по мотивам инвалидности. Исключением являются случаи, когда по заключению территориального подразделения уполномоченного органа в области социальной защиты населения, его состояние здоровья может препятствовать выполнению профессиональных обязанностей, либо угрожать здоровью и безопасности труда других лиц. Нарушение этих норм несет для работодателей карающий эффект. Хотя, что важно подчеркнуть, что государство, развивая эффективную практику трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, использует не только репрессивные, но и стимулирующие меры.

Согласно действующему законодательству, государство компенсирует работодателям оборудование специальных рабочих мест для организации полноценных условий труда. Опять же, в прошлом году на эти цели было направлено 122 миллиона тенге, за счет чего 90 казахстанцев получили и стабильный доход, и возможность для самореализации и профессионального роста. А важность принятых несколько лет назад законодательных механизмов, вводящих квотирование на трудоустройство лиц с инвалидностью и вовсе трудно переоценить.

Квота для лиц с инвалидностью предусмотрена для предприятий и организаций всех фор собственности. Ограничениями являются лишь тяжелые работы и места с вредными и опасными условиями труда. Колеблется квота в диапазоне от 2 до 4 процентов от общей штатной численности. Например, для малых и средних предприятий с численностью до 100 человек квота составляет 2 процента, работодатели же, имеющие в штате от 250 человек уже обязаны отдать 4 процента рабочих мест под трудоустройство людей с ограниченными возможностями.

Впрочем, проблема в том, что на практике эти законодательные нормы нередко игнорируются. По статистике только порядка трети работодателей соблюдают принцип квотирования. При этом законопослушностью обычно отличаются мелкие предприниматели. Крупные же работодатели, напротив, в этом вопросе демонстрируют безответственный подход.

В региональном разрезе также наблюдаются серьезные диспропорции. В числе анти-лидеров, не придерживающихся квот – Астана, Алматы и Алматинская область. В них доля предприятий, игнорирующих квотирование, подбирается к 80 процентам. Лучше всего обстоят дела в Туркестанской и Карагандинской областях, где число тех, саботируют данную законодательную норму, не превышает 35-45 процентов.

Впрочем, очевидно, что в любом случае, несмотря на наличие у государства цельного взгляда на ситуацию и адекватные попытки воздействовать на нее путем разноплановых подходов (тут следует подчеркнуть, что в Казахстане разработан Национальный план мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни людей с инвалидностью, основной задачей которого является включение лиц с инвалидностью в социально-экономическую жизнь страны через развитие их экономической самостоятельности и качественной занятости), пока что достичь уровня других стран у нас не получается. Если сравнивать с другими государствами, особенно со странами ОЭСР, Великобританией, Германией, где доля трудоустроенных лиц с инвалидностью превышает 40 процентов, у нас очень скромные результаты, поскольку число казахстанцев с особенностями здоровья, имеющих постоянную работу, составляет всего порядка 25 процентов. При этом, в отличие от наших зарубежных партнеров, казахстанцы с ограниченными возможностями если и находят работу, то преимущественно в низкооплачиваемых секторах, а также в сферах, где требуется применение физического труда.

Поиск консенсуса

Впрочем, причины, которые не всегда позволяют достичь целей от принимаемых государством шагов в вопросах трудоустройства людей с особенностями, куда глубже. И кроются они не только в предвзятости работодателей к этой категории соотечественников. Проблема в том, что казахстанцы с инвалидностью, в силу объективных причин, связанных с доступом к образованию, зачастую, имеют более низкую квалификацию, чем люди, не имеющие проблем со здоровьем. Об этом, в частности, свидетельствуют выводы проведенного при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» исследования «Трудоустройство людей с инвалидностью». «Оценка результатов деятельности и политики Казахстана в отношении занятости социально уязвимых групп населения показала, что автоматизация и технологический прогресс особенно сильно ограничивают возможности трудоустройства среди людей с инвалидностью. Согласно обзору ОЭСР все это является результатом нескольких факторов: более низкий уровень образования среди лиц, имеющих инвалидность (только 11,4 процента из них имеет высшее образование); неэффективная профессиональная подготовка на базе среднего и технического образования, программы базируются на устаревших стандартах (либо профессиональная подготовка отсутствует); недостаточная поддержка в процессе трудоустройства и специфические барьеры на рабочих местах приводят к тому, что многие люди с инвалидностью выбирают оставаться в стороне от рынка труда», - утверждают его авторы.

Выход из этой неоднозначной ситуации, как считают специалисты в разных странах – максимальное вовлечение людей с инвалидностью в орбиту информационных технологий. Специализация, повышение компетенций для них именно в этой сфере – более чем реальный шаг на пути к кардинальному пересмотру роли и участия лиц с ограниченными возможностями в экономических процессах. Во-первых, на рынке дефицит специалистов в этом секторе, который будет сохраняться в обозримой перспективе с учетом перехода экономики на цифровые рельсы. Во-вторых, работа в этой сфере зачастую может носить дистанционный характер и не требовать от соискателей на вакансии в этом секторе иных требований, не касающихся их профессиональных компетенций, что нередко наблюдается при устройстве на рабочие места, не предполагающих варианта удаленной работы. В-третьих, даже средний уровень дохода в секторе информационных технологий существенно выше «потолка» дохода, которого могут достичь люди с особенностями здоровья в других сферах. Для нас это тем более выход, с учетом того, что некоторое время назад в Казахстане уже были запущены дистанционные программы профессиональной подготовки и повышения компетенций в сфере информационных технологий для имеющих инвалидность казахстанцев. Многие вузы, колледжи, образовательные центры также имеют квоту для их обучения цифровой грамотности и специальностям в сфере информационных технологий, таким как программирование, информационная безопасность, программное обеспечение. Кроме того, частный сектор, совместно с международными организациями и при всеобъемлющей поддержке государственных органов реализуют ряд образовательных инициатив для лиц с инвалидностью. В этом плане показательным является пример школы информационных технологий ISIT, созданной при поддержке Министерства труда и социальной защиты и представительства ПРООН в Казахстане. По статистике, 60 процентов прошедших в ней обучение казахстанцев с ограниченными возможностями (а надо сказать, что это преимущественно молодежь), впоследствии трудоустраиваются в таких сферах, как интернет-маркетинг, веб-дизайн, программирование, разработка мобильных приложений.

Конечно, любые образовательные программы в принципе рассчитаны на «накопительный эффект», и пока в полной мере вряд ли серьезно влияют на ситуацию с трудоустройством в целом. Но перспективы более чем обнадеживающие. Как считают эксперты в этом вопросе, это единственно верный путь для обеспечения трудовыми местами как можно большего числа людей с ограниченными возможностями. Авторы упомянутого выше исследования отмечают, что «прогнозируемый дефицит специалистов, владеющих цифровыми навыками, является потенциалом развития инклюзивных возможностей трудоустройства для уязвимых групп населения, которые смогут претендовать на вакантные места при условии качественного обучения цифровой грамотности. Это связано с тем, что работа в сфере информационных технологий часто носит более мобильный и дистанционный характер, что особенно важно, например,

для претендентов, имеющих различные типы инвалидности». Также они отмечают: «Сфера информационных технологий является одной из лидирующих по количеству вакансий, доступных для молодых людей с инвалидностью, не имеющих большого опыта работы. Доминирующее количество вакансий представлено в крупных городах — Астана и Алматы, что несколько ограничивает потенциал соискателей из других регионов Казахстана. Однако одно из значительных преимуществ сферы информационных технологий — возможность удаленной работы (сегодня это не менее 60 процентов всех вакансий в этой сфере)».

Дорогу осилит идущий

Не так давно выступая на площадке Службы центральных коммуникаций, министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова отметила: «Сегодня более 100 тысяч или четверть из числа трудоспособных лиц с инвалидностью продолжают свою трудовую деятельность. Следует отметить, что группа инвалидности не является показателем трудоспособности или нетрудоспособности человека. Более 200 тысяч лиц с инвалидностью могут работать в обычных условиях, а остальные – в специально созданных. Если задачей государства является «создание равных стартовых условий для продуктивной занятости всех трудоспособных граждан», то такой же подход должен быть применен к лицам с инвалидностью». И эта логика действительно прослеживается в шагах государства в этом направлении.

До конца текущего года, по данным Министерства труда и социальной защиты населения, планируется найти постоянную работу еще для 9 тысяч лиц с инвалидностью. Способствует этому процессу специально разработанный атлас рекомендуемых профессий для лиц с ограниченными возможностями. Он позволяет найти точки соприкосновения между работодателями и соискателями, о чем говорит тот факт, что на электронной бирже труда в данный момент размещено более 5 тысяч вакансий, доступных для лиц с инвалидностью. Также в ведомстве подчеркивают, что начат процесс переориентации социальных рабочих мест для граждан с ограничениями по здоровью, субсидируемых государством и уже 6 тысяч человек в рамках этой работы нашли рабочие места.

Кроме того, на стимулирование работодателей по созданию специальных рабочих мест в этом году государство выделило почти 60 миллионов тенге, а это значит, что еще порядка 40-50 казахстанцев с инвалидностью получат шанс для профессиональной реализации и увеличения уровня доходов. Также в рамках поддержки предпринимательских инициатив лиц для организации и развития собственного дела для лиц с ограниченными возможностями выделено 10 тысяч грантов по 1,2 миллиона тенге каждый. Как отметил премьер-министр Алихан Смаилов, «система поддержки со стороны государства постоянно совершенствуется. Этому свидетельствуют принятые законодательные поправки, направленные на возможность повышения доходов лиц с инвалидностью и их семей, улучшения качества их жизни».