На прошлой неделе вышел очередной отчет International Energy Agency (IEA – международное энергетическое агентство) в котором высказывается озабоченность снижением глобального спроса на нефть. На первый взгляд это парадокс – мир восстановился после пандемии Covid-19, а нефти больше не требуется. Но на второй взгляд все оказывается очень логичным. И причину замедления спроса на нефть нужно искать в Китае.

    Дело в том, что КНР активно переходит на более экологически чистые виды топлива, и, как отмечается в отчете IEA, быстрое снижение роста мирового спроса на нефть в последние месяцы, возглавляемое Китаем, спровоцировало спад на нефтяных рынках.

   Спрос на "черное золото" (даже после недавнего падения цены на нефть марки Brent с 82 долларов за баррель до 70 долларов) вырос в годовом исчислении за 6 месяцев 2024 года всего на 800 кб/д (1000 баррелей в день). Это очень низкий показатель, если сравнить с объемом 2,3 мб/д (миллион баррелей в день), зафиксированным в этот же период 2023 года. В целом, за год мировой спрос на нефть, как ожидается, увеличится всего на 900 кб/д в 2024 году и на 950 кб/д в следующем году, — отмечают авторы.

    Вообще же мировое предложение выросло на 80 кб/д до 103,5 мб/д в августе. При этом перебои, вызванные политическим спором в Ливии, в сочетании с техническим обслуживанием в Норвегии и Казахстане были компенсированы более высокими потоками из Гайаны, Бразилии и других стран. "Растущие продажи электромобилей снижают спрос на топливо для традиционных автомобилей, в то время как бурное развитие обширной национальной сети высокоскоростных железных дорог ограничивает рост внутренних авиаперевозок", — написано в отчете.

  За пределами Китая рост спроса на нефть также вялый. Да и последние данные по США показывают снижение поставок бензина. И вот вывод: потребление нефти в странах с развитой экономикой в этом году окажется почти на 2 мб/д ниже уровня, предшествовавшего пандемии. "В явной попытке остановить резкое падение цен на нефть в начале сентября Саудовская Аравия и ее союзники по ОПЕК+ объявили, что отложат на два месяца начало запланированного сворачивания дополнительных добровольных сокращений добычи. Задержка дает альянсу некоторое время для дальнейшей оценки перспектив спроса на следующий год", — утверждают специалисты International Energy Agency.

    А теперь давайте разбираться. Нет ли в отчете искусственной паники? Ведь International Energy Agency (автономный международный орган в рамках ОЭСР) часто упрекают в том, что оно не столько дает объективные данные, сколько защищает интересы своих 29 стран-учредителей. Хотя, как заявлено в уставе агентства, его "основная цель – содействие международному сотрудничеству в области совершенствования мировой структуры спроса и предложения энергоресурсов и энергетических услуг". 

    Давайте обратимся к статистике продажи электокаров вообще, и к статистике КНР в этой сфере, в частности. В 2023 году в глобальном масштабе было реализовано приблизительно 14,2 млн электрифицированных автомобилей — полностью электрических машин (BEV) и гибридов с возможностью зарядки аккумуляторов от электрической сети (PHEV). Для сравнения, в 2022-м продажи составляли 10,7 млн единиц. Таким образом, зафиксирован рост на уровне 33%, о чем говорится в исследовании Strategy Partners в марте 2024 года. По итогам 2023 года крупнейшим мировым производителем электромобилей (BEV и PHEV) стала китайская BYD, которая поставила примерно 2,9 млн таких машин. В результате, доля этого производителя достигла 22%. С темпом роста 56% в годовом исчислении BYD стал самым быстрорастущим брендом в тройке лидеров.
 

   Tesla по итогам 2023 года заняла второе место в рейтинге ведущих производителей с долей 13,2% и 1,8 млн отгруженных электромобилей. Таким образом, сообща BYD и Tesla контролируют около трети мирового рынка электрифицированных автомобилей. Замыкает тройку Volkswagen Group с долей на уровне 7,3%. Кроме того, в первую пятерку в 2023 году вошли Geely Auto Group с долей приблизительно 6,8% и SAIC с результатом 5,8%. Теперь статистика по Китаю. В августе 2024 года электромобили (включая гибридные модели) по объему продаж в Китае впервые в истории обогнали машины с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Об этом говорится в отчете Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), обнародованном в начале сентября 2024-го.

  Летом 2024 года продажи таких автомобилей подскочили на 43,2% в годовом исчислении, достигнув 1,03 млн единиц. Их доля составила 53,9% от общенациональных поставок. Таким образом, на машины с ДВС пришлось 46,1%: их объем реализации год к году уменьшился на 28%, оказавшись на отметке 870 тыс. штук. "Китай использует различные инструменты для стимулирования производства и продаж электромобилей. Это утвержденные на национальном уровне скидки для покупателей, освобождение от 10% налога с продаж, государственное финансирование инфраструктуры (в первую очередь зарядных станций), программы НИОКР и государственные закупки электромобилей. Вместе с тем десятки китайских автопроизводителей стремятся предложить электромобили с увеличенным запасом хода, быстрой зарядкой, интеллектуальными приложениями и другими передовыми решениями", — отмечает деловой портал Тadviser.

    Ну и как вам такая статистика? На наш взгляд, она просто бьет наповал. Напоследок отметим самый главный нюанс. Международное рейтинговое агентство Moody's, которое недавно присвоило Казахстану небывалый до сих пор рейтинг Baa1 с прогнозом "Стабильный", описало и самые главные риски для нашей страны.

  "Главный фактор, при котором суверенный рейтинг Казахстана может быть снижен – это снижение добычи нефти и сокращение ее экспорта, а резкое падение цен на нефть, с чем правительство Казахстана не сможет справиться", — написано в отчете Moody's. Об этом предостережении правительство Казахстана должно помнить днем и ночью.