Руководитель администрации президента Мурат Нуртлеу переведен на должность вице-премьера – министра иностранных дел. Аналитики, да и простые обыватели, пытаются понять, что собой представляет новое назначение.
На первый взгляд может показаться, что снятие Нуртлеу с чуть ли не самой ответственной должности и новое назначение является понижением, поскольку в стране должность руководителя АП всегда воспринималась как «топовая». Но если вникнуть в кадровую политику президента и карьеру самого Нуртлеу, то становится понятно, что названия должностей не имеют значения. Гораздо важнее, в каких условиях и с какими задачами назначаются руководители тех или иных государственных органов.
К примеру, все прекрасно помнят, что 5 января 2022 года президент назначил Нуртлеу первым заместителем председателя комитета национальной безопасности. А уже 1 февраля он стал руководителем администрации президента с самим широким списком полномочий по реализации прорывных реформ.
Резкие кадровые перестановки четко показывают, что президенту на тот момент нужны были надежные люди, политические сторонники, готовые «стоять до конца» рядом, работать круглыми сутками для стабилизации крайне сложной ситуации.
Мурат Нуртлеу — человек, много лет проработавший в центральном аппарате Министерства иностранных дел и ряде представительств Казахстана за рубежом. Он не только накопил солидный багаж опыта на разных уровнях международного сотрудничества, но и заработал необходимый аппаратный авторитет для эффективного управления внешнеполитического ведомства.
В нынешних реалиях, когда он получает должность главного дипломата страны, его опыт рассматривается как критически важный перед лицом растущей геополитической напряженности в отношениях России с Западом из-за Украины, а также растущей конкуренции Китая с США на технологическом фронте.
В условиях потенциальной перекройки политического контура всего евразийского ландшафта, когда многие партнеры Казахстана в шаге от того, чтобы вступить в новый исторический цикл, президенту в МИДе нужен доверенный внешнеполитический министр. Он должен понимать и оперативно реагировать на происходящие вокруг тектонические сдвиги, предвидеть новые тенденции в международных делах и вырабатывать взвешенные решения.
Наиболее доходчиво на этот счет высказался премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. На представлении нового министра он подчеркнул: «Результаты деятельности МИД оказывают прямое влияние на всех нас… В свете текущих геополитических реалий работа внешнеполитического ведомства обретает еще большее значение». Поэтому Нуртлеу получил новый ключевой участок и, очевидно, будет выстраивать во внешнеполитическом пространстве новые высокие стандарты.